Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Как найти пользователя по твиту благодаря машинному обучению. Часть I
Всем привет! Я ML-инженерка open-source-ного Machine Learning community Yachay AI. У нас небольшая команда, но большой опыт работы с natural language данными — в этом проекте мы разрабатываем State of the Art геолокационные тулы (на некоммерческой основе). В этой статье я расскажу про опыт нашей команды в создании и тренировке модели.
Модели машинного обучения давно тренируются на постах в соцсетях. Самые большие текстовые корпусы созданы на основе Твиттера — они обогащают тысячи компаний сервисами, а библиотеки — академическими статьями.
Самое интересное из всего этого спрятано за проблемами объемов данных, опечатками и жаргонизмами, кластеризацией и выбором наиболее подходящих покемонов (Large Language Models, в смысле). Под самым интересным я подразумеваю задачу определения местоположения пользователя по тексту. Каждый — от финансовых регуляторов до независимых журналистов — хочет залезть в Твиттер какого-нибудь мошенника и определить, где он прячется.
Если есть спрос, появится и предложение. Эта серия постов будет посвящена креативным решениям по изменениям подходов, описанных в паре десятков научных статей. Мы начнем с маленьких изменений в датасетах, будем тестить разные алгоритмы фильтрации и кластеризации, языковые модели и надстройки. Я расскажу, как мы учили модели определять отличия между «Я живу в Нью-Йорке» и «Нью-Йорк — лучший город на планете».
Шаг 1. Лимб, или анализ предыдущих методов
Каждый уважающий себя ученый, который публикуется с этой темой, в первую очередь тренирует регрессивную или классификационную модель на большом публично доступном корпусе. Некоторые даже объединяют оба метода в мультизадачное решение.
Из интересного:
Huang и Carley в 2019 году писали про иерархическую модель геолокации и определение дискретной локации (страны и города) через классификационное решение на кластеризованных данных.
Alsaqer в 2023 году опубликовал работу на применение регрессивного подхода для определения геолокации.
Про мультитаск-подход можно прочитать работу Tommaso Fornaciari и Dirk Hovy, опубликованную в 2019 году.
Мы будем пробовать все перечисленное: фильтровать и кластеризовать датасет, а после тестировать результаты и на регрессии, на классификации с разными алгоритмами кластеризации.
Шаг 2. Гнев, или создание тренировочного датасета
Мы пересмотрели существующие публикации и корпусы данных, и остановились на TwWorld, на котором в 2014 году тренировали свои модели Han, Cook и Baldwin. Основные причины такого выбора — сравнительно большой и распределенный публично доступный корпус, который к тому же переиспользовался в разных публикациях. Это делает сравнение с предыдущими работами более показательным.
Проблема переиспользования готовых корпусов заключается в том, что большинство предыдущих публикаций рассматривало user-level предсказания, опираясь на большое количество текстов от каждого юзера, или кластеризовало данные на уровне Штатов или провинций внутри конкретного региона.
Чтобы сместить фокус с дискретных предсказаний города до предсказаний конкретной точки, опираясь только на текст, мы тестировали разные алгоритмы фильтрации и сглаживания.
Кластеризация
Задача классификация требует кластеризации данных. Давайте рассмотрим существующие алгоритмы:
DBSCAN — алгоритм пространственной кластеризации на основе плотности. Не требует предопределенного числа кластеров. Алгоритм создает новый кластер каждый раз, когда находит выбранное минимальное количество объектов в заданном радиусе. Много слов — полезнее почитать эту статью.
K Means — итеративный алгоритм. Случайным образом определяет, а затем перебирает K центров и группирует все ближайшие объекты к кластеру выбранного центра. Цель — минимальная дистанция между объектами и центроидами кластеров.
Иерархическая агломерация — алгоритм начинает кластеризацию с минимального размера юнита и объединяет маленькие кластера, пока общее количество кластеров не достигнет заданного числа.
Шаг 3. Архитектура модели (шутки про ад здесь не будет)
Для всех тестов мы опираемся на посимвольную сверточную нейронную сеть (character-level CNN), представленную Izbicki, Papalexakis, and Tsotras в 2019 году.
Мы создали словарь всех символов, встречающихся в корпусе.
На входе в многоуровневую сверточную модель — embedding layer.
На выходе:
а) для регрессии — линейная классификация с широтой и долготой,
б) для классификации — линейная классификация с количеством результатов, соответствующим количеству кластеров.
Мы тренировали модель на двух циклах: со скоростью обучения 1e(-3) на первом цикле и 1e(-4) на втором.
Шаг 4. Коварство, или результаты тестирования
В результате мы попробовали тренировать модели на публично доступном корпусе с моделями, уже презентованными в предыдущих публикациях. Это нужно было, чтобы определить наилучшую архитектуру или алгоритм кластеризации.
Важно заметить, что мы меняли количество кластеров в своих тестах — слишком большое количество кластеров подразумевало низкое количество текстов из малонаселенных локаций. Слишком маленькое количество кластеров создавало проблему определения густонаселенных локаций. Все эксперименты проводились на корпусах из 100, 500 и 1000 кластеров.
Если смотреть на базовые метрики в Accuracy, Mean Average Error и Median Average Error, результаты следующие:
При выборе количества кластеров от 100 до 500, DBSCAN сильно опережает своих соперников по точности.
Иерархическая кластеризация показала лучшие результаты по метрикам медианной и средней ошибок.
Эффективность регрессии относительно кластеризации заметно хуже и по точности, и по медианной ошибке.
Этот пост продолжится в паре статей — я расскажу об изменениях в архитектуре, трансформерах, и экспериментах с разными LLM и фильтрацией данных, которые привели к улучшению MAE до ~300км.