Сразу хочу сказать, что речь в статье пойдёт исключительно о настольном применении Линукса, т.е. на домашних компах/ноутах и рабочих станциях. Всё нижеизложенное не касается Линукса на серверах, встроенных системах и прочих подобных устройствах, т.к. то, на что я сейчас вылью тонну яда, этим сферам применения, наверное, как раз на пользу.
Шёл 2020 год, у Линукса на десктопе всё те же 2%, что и 20 лет назад. Линуксоиды всё продолжали рвать форумы в обсуждениях «как забороть Майкрософт и покорить мир» и искать ответ на вопрос, почему «эти тупые хомячки» не хотят обниматься с пингвином. Хотя ответ на этот вопрос давно уже понятен — потому что Linux это не система, а ворох разнородных поделок, смотанных изолентой.
Зачем человек садится за компьютер? Многим придёт на ум ответ: чтобы пользоваться всякими полезными приложениями. Но это неправильный ответ. Человеку вообще плевать на приложения. Он пытается достичь своих целей:
И так далее. Именно на такие цели, простите, целится UI/UX-дизайн приложений. Берём исходным пунктом А ворох железяк aka десктоп или ноут, берём конечную цель В — «поболтать с друзьями», и строим гладкую траекторию от А к В с минимумом промежуточных пунктов. Причём эти пункты должны быть цельными точками, единичными действиями, а не комплексом каких-то действий. Это есть воплощение хорошего дизайна.
А что в Линуксе?
А в Линуксе потолок проектирования — не достижение целей, а решение задач. Вместо цели В разработчики пытаются воплотить недоцель Ь. Вместо раздумий о том, как пользователь будет болтать с друзьями, Linux-разработчики создают 100500-ый мессенджер, в который пихают функции по списку «как у всех». Чуете разницу?
Дизайнер здорового человека: люди, знакомясь и общаясь, часто делятся селфи, так что прикрутим вот сюда, на видное место кнопку «выслать селфи», чтобы она была под рукой и при нажатии фоткала пользователя веб-камерой и давала ему возможность тут же отцентрировать фотку и применить к ней фильтры.
Дизайнер курильщика мануалов: сделаем поддержку пересылки файлов, это универсально и удовлетворит всех. А чтобы выслать селфач — пусть человек ищет софтину для захвата с веб-камеры, потом ретуширует фотку в каком-нибудь графическом редакторе, потом пересылает её с помощью семнадцатой опции в меню «Инструменты». У НАС ЖЕ ЮНИКСВЕЙ!
Самое печальное, что тот же подход используется даже на уровне операционной системы — то есть, на уровне накладных операций, что вообще нонсенс. Умудрились испортить даже прекрасную идею пакетных менеджеров, которые в теории позволяли бы управлять вообще всем софтом посредством кликов мышью. Но нет, теперь у нас 4 вида источников софта: официальные репозитории, snap, flatpak и неофициальные репозитории, которые ещё нужно искать и добавлять в настройки пакетника. Половина функций доступна только из терминала. А вместо послушного помощника менеджер пакетов превратился в личного Гитлера, который на любой шаг влево-вправо разражается длинными яростными тирадами о том, что пользователь дурак и делает всё неправильно.
Вместо кратчайших гладких траекторий от А к В с промежуточными едиными действиями мы имеем извилистые последовательности точек, каждая из которых представляет не одно простое действие, а целый набор действий, зачастую — с участием терминала. Более того, эти последовательности разнятся от Линукса к Линуксу, от среды к среде, из-за чего так долго и муторно помогать новичкам с их проблемами, а писать общие инструкции и вовсе бессмысленно.
Самое смешное то, что святой дух недобитого юниксвея давно пожирает экосистему изнутри, её огромные человеческие и машинные ресурсы. Linux-сообщество по-настоящему увязло в сизифовых попытках собрать, оттестировать и наладить триста триллионов миллиардов различных сочетаний мелких кирпичиков, из которых собраны десятки популярных Линуксов, и которые развиваются независимо друг от друга и здравого смысла. Если в единой, цельной системе мы имеем заведомо ограниченный набор траекторий, по которым могут развиваться события в процессе работы компьютера, то в случае с Линуксом система в ответ на одни и те же действия может сегодня выдать одно, а завтра, после апдейта — совсем другое. А то и вовсе ничего не выдать — просто показать чёрный экран вместо входа в систему.
Ну а правда, зачем вам заниматься какими-то скучными целями социозадрота? Лучше поиграйтесь в этот увлекательный конструктор!
Прежде всего, нужно избавиться от иллюзии, что проблему можно решить созданием очередного нескучного убунтоклона с классными иконками и предустановленным Wine. Также проблему не решить внедрением очередной красивой концепции типа «а давайте перенесём конфиги под управление git, это будет вау!».
Linux требуется очеловечить. Обозначить набор целей, которые решают люди. И выстроить краткие, простые, очевидные пути к ним, начиная с того момента, как человек нажимает кнопку Power на системнике.
Это значит — переделать всё, начиная с загрузчика.
А пока мы видим очередное рождение очередного дистрибутива с переставленными кроватями и переклеенными обоями — можно быть уверенным, что что Linux останется забавой для людей, которые в детстве не наигрались в конструктор.
Шёл 2020 год, у Линукса на десктопе всё те же 2%, что и 20 лет назад. Линуксоиды всё продолжали рвать форумы в обсуждениях «как забороть Майкрософт и покорить мир» и искать ответ на вопрос, почему «эти тупые хомячки» не хотят обниматься с пингвином. Хотя ответ на этот вопрос давно уже понятен — потому что Linux это не система, а ворох разнородных поделок, смотанных изолентой.
Зачем человек садится за компьютер? Многим придёт на ум ответ: чтобы пользоваться всякими полезными приложениями. Но это неправильный ответ. Человеку вообще плевать на приложения. Он пытается достичь своих целей:
- поболтать с друзьями, повысив себе настроение и свою социальную ценность
- заработать денег, найдя спрос на свои умения и таланты
- научиться чему-то, узнать новости своего города, страны, планеты
И так далее. Именно на такие цели, простите, целится UI/UX-дизайн приложений. Берём исходным пунктом А ворох железяк aka десктоп или ноут, берём конечную цель В — «поболтать с друзьями», и строим гладкую траекторию от А к В с минимумом промежуточных пунктов. Причём эти пункты должны быть цельными точками, единичными действиями, а не комплексом каких-то действий. Это есть воплощение хорошего дизайна.
А что в Линуксе?
А в Линуксе потолок проектирования — не достижение целей, а решение задач. Вместо цели В разработчики пытаются воплотить недоцель Ь. Вместо раздумий о том, как пользователь будет болтать с друзьями, Linux-разработчики создают 100500-ый мессенджер, в который пихают функции по списку «как у всех». Чуете разницу?
Дизайнер здорового человека: люди, знакомясь и общаясь, часто делятся селфи, так что прикрутим вот сюда, на видное место кнопку «выслать селфи», чтобы она была под рукой и при нажатии фоткала пользователя веб-камерой и давала ему возможность тут же отцентрировать фотку и применить к ней фильтры.
Дизайнер курильщика мануалов: сделаем поддержку пересылки файлов, это универсально и удовлетворит всех. А чтобы выслать селфач — пусть человек ищет софтину для захвата с веб-камеры, потом ретуширует фотку в каком-нибудь графическом редакторе, потом пересылает её с помощью семнадцатой опции в меню «Инструменты». У НАС ЖЕ ЮНИКСВЕЙ!
Самое печальное, что тот же подход используется даже на уровне операционной системы — то есть, на уровне накладных операций, что вообще нонсенс. Умудрились испортить даже прекрасную идею пакетных менеджеров, которые в теории позволяли бы управлять вообще всем софтом посредством кликов мышью. Но нет, теперь у нас 4 вида источников софта: официальные репозитории, snap, flatpak и неофициальные репозитории, которые ещё нужно искать и добавлять в настройки пакетника. Половина функций доступна только из терминала. А вместо послушного помощника менеджер пакетов превратился в личного Гитлера, который на любой шаг влево-вправо разражается длинными яростными тирадами о том, что пользователь дурак и делает всё неправильно.
— Почему я не могу поставить самый последний $PROGRAM_NAME на свою систему??
— Потому что иди ты нахер, вот почему. Главное не пользователь и его потребности, а КРАСИВАЯ КОНЦЕПЦИЯ!
Вместо кратчайших гладких траекторий от А к В с промежуточными едиными действиями мы имеем извилистые последовательности точек, каждая из которых представляет не одно простое действие, а целый набор действий, зачастую — с участием терминала. Более того, эти последовательности разнятся от Линукса к Линуксу, от среды к среде, из-за чего так долго и муторно помогать новичкам с их проблемами, а писать общие инструкции и вовсе бессмысленно.
Если большая часть флирта в среде эмо состояла в ненавязчивых попытках узнать пол собеседника, то большая часть помощи в среде линуксоидов состоит в утомительных попытках узнать точную конфигурацию аппаратного и программного обеспечения страдальца.
Самое смешное то, что святой дух недобитого юниксвея давно пожирает экосистему изнутри, её огромные человеческие и машинные ресурсы. Linux-сообщество по-настоящему увязло в сизифовых попытках собрать, оттестировать и наладить триста триллионов миллиардов различных сочетаний мелких кирпичиков, из которых собраны десятки популярных Линуксов, и которые развиваются независимо друг от друга и здравого смысла. Если в единой, цельной системе мы имеем заведомо ограниченный набор траекторий, по которым могут развиваться события в процессе работы компьютера, то в случае с Линуксом система в ответ на одни и те же действия может сегодня выдать одно, а завтра, после апдейта — совсем другое. А то и вовсе ничего не выдать — просто показать чёрный экран вместо входа в систему.
Ну а правда, зачем вам заниматься какими-то скучными целями социозадрота? Лучше поиграйтесь в этот увлекательный конструктор!
Как это исправить
Прежде всего, нужно избавиться от иллюзии, что проблему можно решить созданием очередного нескучного убунтоклона с классными иконками и предустановленным Wine. Также проблему не решить внедрением очередной красивой концепции типа «а давайте перенесём конфиги под управление git, это будет вау!».
Linux требуется очеловечить. Обозначить набор целей, которые решают люди. И выстроить краткие, простые, очевидные пути к ним, начиная с того момента, как человек нажимает кнопку Power на системнике.
Это значит — переделать всё, начиная с загрузчика.
А пока мы видим очередное рождение очередного дистрибутива с переставленными кроватями и переклеенными обоями — можно быть уверенным, что что Linux останется забавой для людей, которые в детстве не наигрались в конструктор.