Главная причина, почему все-таки Linux

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Недавно на Хабре была опубликована статья Главная причина, почему не Linux, которая наделала много шума в обсуждениях. Данная заметка — это небольшой философский ответ на ту статью, который, как я надеюсь, расставит все точки над i, причем с довольно неожиданной для многих читателей стороны.



Автор исходной статьи так характеризует Linux-системы:


Linux это не система, а ворох разнородных поделок, смотанных изолентой

Почему же так происходит? Потому что


Человеку вообще плевать на приложения. Он пытается достичь своих целей… А в Линуксе потолок проектирования — не достижение целей, а решение задач.… сделаем поддержку пересылки файлов, это универсально и удовлетворит всех. А чтобы выслать селфач — пусть человек ищет софтину для захвата с веб-камеры, потом ретуширует фотку в каком-нибудь графическом редакторе, потом пересылает её с помощью семнадцатой опции в меню «Инструменты». У НАС ЖЕ ЮНИКСВЕЙ!

Однако, на модель потребления можно смотреть с разных точек зрения и я предлагаю выбрать такую, которая также касается и производства того продукта, что потребляется. Тогда нам станут видны некоторые стороны, которые обычно скрыты от нашего взора и потому влияют на процесс втихую.


То есть, потреблять, ничего при этом не производя, можно только такой продукт, который доставляется природой в готовом виде и в любых требуемых потребителю количествах. Иначе же потребителю приходится участвовать в некотором производстве, чтобы в конечном итоге заполучить потребляемое благо.


При этом производство может быть как индивидуальное, когда производитель создает весь готовый продукт в одиночку, так и коллективное, вплоть до широкой общественной кооперации для производства одного продукта. Далее, производить потребитель может как сам продукт, что он потребляет (тогда мы будем называть такого потребителя "потребителем-производителем"), так и некоторый другой продукт, который с помощью общественной системы обмена в конечном счете будет обменян на тот самый продукт, который необходим потребителю для непосредственного потребления.


Итак, имеем следующую классификацию потребителей:


  1. Потребитель, получающий продукт непосредственно, без затрат труда.
  2. Потребитель, получающий продукт в обмен на другой продукт, в производстве которого он участвовал (индивидуально или в составе коллектива).
  3. Потребитель-производитель, получающий именно тот продукт, в производстве которого он участвовал (индивидуально или в составе коллектива).

Нас будет интересовать только коллективное производство, потому что такое благо, как полнофункциональная операционная система, сегодня невозможно создать в одиночку (во всяком случае Windows, macOS и Linux создаются большими коллективами).


К чему это все? Дело в том, что ошибочно ровнять потребителя Windows с потребителем Linux, потому что первый относится к типу 2, а второй — к типу 3. Более того, еще несуразнее относиться к потребителю Linux также, как к потребителю типа 1.


Настоящий, "целевой" потребитель Linux-системы сам же является участником ее производства. Это либо разработчик, которому нужен удобный, полностью подконтрольный и полностью им конфигурируемый инструмент, либо компания, которая использует систему в своем производственном процессе чего-то другого для этих производственных нужд. Этим потребителям становится выгоднее самим участвовать в производстве данного продукта (в том числе и в его настройке, как в одной из стадий производства, доведения продукта до состояния, готового к потреблению), чем покупать необходимые им доработки на стороне. Почему выгоднее? Да потому что себестоимость производства как правило меньше стоимости произведенного продукта, а часто еще готовый информационный продукт продается по цене, выше стоимости его копии.


Последнее положение стоит пояснить подробнее. Некоторому агенту экономической системы (например, компании) становится выгоднее скооперироваться с другими агентами и совместно произвести некоторый им необходимый продукт, если издержки на частное участие в производстве будут ниже цены, предлагаемой за тот же продукт другими отдельными частными производителями. Такое становится возможно только при определенном уровне развития производительных сил, средства производства должны в принципе позволять подобное организовать, и действовать при этом они будут в специфических условиях общественной собственности, потому что только в условиях открытого производственного процесса получится максимально сэкономить на издержках.


Учитывая это, как можно ставить в вину Linux-сообществу то, что оно скорее создает набор универсальных инструментов, да такой, который еще нужно допиливать (читай — который требует от потребителя участие в производстве), чем удобный потребителю первого или второго типа полностью готовый продукт? Наоборот, попытка пойти на поводу у рыночной культуры чистого потребления и предлагать полностью готовый к потреблению продукт, без участия в его создании, доводке и отладке, подрывает саму производственную основу, на которой выстроен как Linux, так и другие свободные проекты. Отказаться от создания универсальных компонентов в пользу узко специализированных для частных целей — значит обречь свой свободный проект на застойное существование или забвение, потому что компонент, решающий общую во многих случаях задачу, соберет сообщество быстрее и больше, просто потому, что потребность в нем будет у большего числа потребителей-производителей.


И что же делать?


Нас пытаются убедить в том, что


Linux требуется очеловечить.… Это значит — переделать всё, начиная с загрузчика. ...[Иначе] Linux останется забавой для людей, которые в детстве не наигрались в конструктор.

Но что мы получим в итоге такого "очеловечивания"? Мы получим систему, подобную Windows, ориентированную на потребителя, не участвующего в производстве, но при этом никак не вписанную в рыночную капиталистическую модель производства и обмена, а значит экономически не жизнеспособную. Оно нам надо?


Нет сомнений в том, что удобство использования — вещь очень важная, но следует иметь ввиду, что в случае с Linux на первом месте должно быть удобство не для пользователей первого или второго типа, а для пользователей третьего типа, участвующих прямо или косвенно в его производстве. Нужно создавать удобные инструменты и проводить соответствующую политику, чтобы пользователи-специалисты — потенциальные контрибьюторы — могли быстрее и проще включиться в сообщество по разработке и вносить свою лепту в общее дело. Нужны развитые средства конфигурирования и сборки, композиции инструментов, чтобы пользователи чувствовали ту реальную мощь, которую может дать им этот подход, и чтобы они не боялись использовать его для повышения своей продуктивности. А ведь за этих пользователей тоже идет борьба и их пытаются определить в категорию номер два, такими средствами, как macOS, например.


Ну а для тех, кто привык к халяве… Облегчение их жизни не должно быть самоцелью :) Пусть поработают, пусть поучаствуют в отладке, пусть пишут сообщения на форумах и трекерах — эта информация сэкономит потом время другим, приучит к соучастию, а не к одностороннему пользованию. Да, Linux требует от потребителя работы. И это прекрасно! Давайте дальше развивать это направление, чтобы больше людей разных специальностей включалось в работу, а не только программисты, да сисадмины. Потому что без пассивного потребителя Linux проживет, а вот без соучастия в разработке — нет.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Хотели бы вы получать бесплатно все необходимые вам блага, если при этом придется участвовать в их производстве, совместно с другими потребителями?

  • 66,1%Да259
  • 23,5%Нет92
  • 10,5%Спросите позже41
Источник: https://habr.com/ru/post/499936/


Интересные статьи

Интересные статьи

Не так много вещей опасней для стартапов, чем крупные сделки. Эти сделки отличаются от тех, что заключают крупные корпорации. Это те сделки, от которых, кажется, зависит вся жизнь/сме...
Сколько может зарабатывать айтишник на ИП? У ФНС свое мнение Когда один человек много зарабатывает и честно платит налоги, налоговики смотрят со стороны и думают: «Как такое возможно...
Сегодня для многих из Хабровчан профессиональный праздник – день защиты персональных данных. И поэтому нам хотелось бы поделиться интересным исследованием. Компания Proofpoint подготовила исследо...
Если верить некоммерческому мозговому центру Global Footprint Network (GFN), то начиная с августа и до конца года человечество потребит больше ресурсов, чем способна произвести наша планета. ...
Ведущие автопроизводители понимают, что центр мобильных технологий Тель-Авива всегда готов 23 АВГУСТА 2019 г. Mobileye исполнительный вице-президент по продукту и стратегии Эрез Даг...