Год на Airtable: как настроить процессы в компании с помощью low-code решения и стоит ли?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр! Я — Антон Иванов, работаю продакт-менеджером в двусторонних платформах. Как правило отвечаю за опыт поставщиков, вместе с командой успел помочь разработать с нуля и удвоить выручку на второй год после запуска у трех мобильных  приложений и у двух веб-версий. Работал в логистике, e-commerce, процессинге. Когда это было нужно, приходилось закатывать рукава и глубже вникать не только в отстройку бизнес-процессов, но и в стек, архитектуру компании, о чем сейчас и хотел бы рассказать.

Если конкретнее, поговорим о моем опыте работы с таким продуктом, как Airtable. Его можно использовать малому, среднему и в определенных ситуациях — даже крупному бизнесу (в последних двух случаях — как временное решение, в статье объясню, почему). Airtable ни в коем случае не универсальный инструмент, а применять его стоит на первых порах развития проекта — когда все еще неясно, какие системы нужно внедрять, но функционала гугл-таблиц уже не хватает. Мы пройдемся по основным функциям Airtable и посмотрим, какую пользу они принесли продукту, который развивал я. Подробнее обо всем этом — под катом.

Статья будет полезна тем из вас, у кого есть новый проект и кто сомневается, стоит ли сразу настраивать решения корпоративного уровня с нуля или пока обойтись временным легко кастомизируемым решением. Эта статья не является учебным руководством по использованию Airtable.

Зачем мне вообще все это понадобилось?

С инструментом, о котором идет речь выше, я познакомился, когда работал в компании, где одно из подразделений занималось развитием сети моек и шиномонтажей для корпоративных клиентов. Она предлагала клиентам более выгодные цены и возможность получать единую отчетность по этим услугам по всей стране. Компания искала поставщиков таких услуг и предлагала их своим клиентам, как часть пакета услуг, в западной терминологии эти процессы можно назвать  Supply Sales. Это подразделение активно развивалось, я составил верхнеуровневую дорожную карту для продукта. Но так как мы активно двигались вперед и зависели от других подразделений компании, шаги в ней могли меняться, а вместе с ними часто менялась и техническая реализация продукта. Как итог, сегодня в компании проходит более 4 млн транзакций ежемесячно на собственном процессинге для 65 тысяч корпоративных клиентов, что делает ее одной из крупнейших компаний в РФ с базой корпоративных клиентов в сегменте B2B.

Основные процессы в подразделении были нацелены на то, чтобы:

  • Собирать первичную базу поставщиков для прозвона.

  • Обзванивать поставщиков с предложением сотрудничать.

  • Вносить согласившихся в новую базу.

  • Выполнять заказы клиентов, предоставляя им озвученные выше услуги, и отслеживать статус выполнения заказа.

  • Свести данные по выполненной работе в таблицы, чтобы менеджмент на уровне С-level понимал, как в целом идет процесс и что можно и нужно оптимизировать.

Работы было много, поставщиков, клиентов и заказов — тоже, так что нужно было вести централизованный учет всего этого, чтобы не быть погребенным под горой различных табличек и баз данных.

Что использовали в начале?

Изначально мы использовали упоминавшуюся не раз на Хабре CRM Zoho. Она использовалась на стороне поставщика, а на стороне клиента использовалась Salesforce. Кроме того, работали и с самописной ERP-системой, которая была интегрирована с Zoho. 

Что касается Zoho, то мы работали с офлайн-версией продукта, который устанавливается на собственный сервер компании. Zoho был кастомизирован и не обновлялся до актуальных версий, поэтому, на мой взгляд, он застрял в прошлом на уровне 2017 года. Если нужно было внести любое изменение, оно падало в очередь к разработчику, занимающемуся модификацией Zoho, а это могло занять несколько недель, а то и месяцы, потому что разработчик был перегружен.

Нам требовались вот такие возможности:

1. Иметь общую и доступную всем БД.

2. Делать из этой БД представления для необходимого кол-ва полей для менеджеров и клиентов.

3. Слать уведомления о смене статусов.

4. Делать выгрузки для менеджеров.

5. Автоматически назначать приходящие заявки на менеджеров-исполнителей.

6. Менеджеры-заказчики и внешние клиенты должны иметь возможность размещать заявки.

Доработать Zoho было можно, но для этого требовалось оторвать от выполнения нужных компании бизнес-задач разработчиков и менеджера, плюс понести немалые затраты (см. схему ниже). Лишь по очень приблизительной оценке, на доведение Zoho до нужного нам состояния требовалось потратить около 1 млн рублей. А эти деньги в компании были очень не лишними. Плюс непонятно было, окупится ли все это после продолжения работы — проект был относительно новым, так что его перспективы не были понятны до конца.

Переход на Airtable

В итоге решили перестать работать с Zoho и попробовать найти более функциональное решение, которое либо совсем не нужно было дорабатывать, либо внести минимальные изменения.

Понравился Saleforce, у него было больше нужных нам возможностей и функций, чем у Zoho, но, к сожалению, кастомизация тоже была необходима. А это снова означает дополнительные затраты с неясным результатом в условиях развивающегося проекта. Стоит отметить, что в компании изначально был глубоко интегрирован Salesforce на стороне Demand (клиентов), но так исторически сложилось, что на стороне Supply (поставщиков) внедряли Zoho.

Поэтому выбрали еще один продукт — им и стал Airtable. Чтобы не кастомизировать SalesForce  впустую, пока проект не вышел на выручку, мы решили использовать Airtable и в нем проверять все имеющиеся гипотезы Вместо миллиона рублей, о которых шла речь выше, Airtable требует примерно 195 тыс. рублей единоразово — в эту сумму входит труд всех задействованных в настройке системы*

*Использованы среднемесячные ставки по Москве за 2021-2022 гг для аналогичных специалистов. Оригинал таблицы

Как вы можете видеть из таблицы, внедрение Airtable на примере моей компании обходится дешевле за счет отсутствия разработчиков в процессе внедрения и за счет высокой скорости внедрения. Внедрение корпоративных систем займет больше времени и не будет гарантировать, что такое внедрение не нужно будет повторять “с нуля”. 

Основные функции Airtable

Если коротко, то Airtable — это сервис, позволяющий создавать базы данных (таблицы) на все случаи жизни. Есть возможность создавать скрипты на отправку писем, триггеры на пересылку данных из одной таблицы Airtable в другую, смену статусов и многие другие интересные функции, про работу которых можно спросить у огромного коммьюнити.

В личном кабинете пользователя в Airtable отображаются все доступные воркспейсы с базами данных. Каждая их них — это набор таблиц, причем данные можно отображать не только в табличном режиме, но еще и в режимах календаря, канбана и галереи. Есть и возможность создать собственную форму, которая позволяет вводить данные, сразу поступающие в таблицу Airtable. Ну, и еще один огромный плюс — наличие API. Для вашей базы данных генерируется RESTful API.

К тому же, для каждого пользователя Airtable можно настроить кастомизированное представление таблицы и убрать из представления ненужные для него данные. К примеру, вы хотите показать поставщикам только данные по статусу из одной таблицы и не хотите показывать им служебные поля, предназначенные для сотрудников — это можно сделать в том же представлении.

Мы посчитали полезными следующие группы функций Airtable: 

Функция

Расширенное описание

Комментарий

Связи в базах данных

Каталог в одной таблице подтягивается в другие таблицы

Аналогом здесь являются гугл-таблицы, но их возможности ограничены созданием выпадающих списков через data validation. Если мы хотим использовать эти же функции в гугл-таблицах, нужно использовать макросы, изучение которых напоминает программирование и занимает много времени.

В Airtable можно добиться того же эффекта за пару кликов.

Автоматизация

Триггеры для отправки имейлов клиентам (например, после смены определенного статуса)

Триггеры по смене статусов после определенных действий

Отчетность, представления, выгрузки

Собирать данные из других проектов в дэшборды

Создавать разные представления в одной и той же таблице и давать доступ на просмотр представлений разным людям

Отсылать выгрузки из определенных таблиц на указанную эл. почту 

Импортировать таблицы в формат excel и складывать на Google Drive (потребуется платная интеграция с Zapier)

Пример представления: создали представление для поставщиков компании, убрали из этого представления столбцы для служебного пользования.

Представления можно создавать нескольких видов: таблица, календарь, форма, галерея, канбан, таймлайн, гантт.

Управление доступами

Выбирать, какой доступ разные люди получают для одних и тех же таблиц путем создания представлений

Формы

Каждую таблицу можно представить как форму и отправить в виде опросника кому угодно, даже без опыта пользования Airtable. Как только они заполнят форму, все данные попадут в таблицу и обрабатываются скриптами. 

Мы использовали это представление для сбора замечаний и заявок на подключение точки: менеджер или клиент размещает заявку в форме =>  по триггеру создается ответственный для отработки заявки => ответственному на почту приходит письмо с просьбой отработать заявку.

Недостатки Airtable

  1. Несмотря на наличие формул, логика Airtable не предназначена для горизонтального “протягивания” данных вправо и влево по таблице: формула распространяется только на столбец в котором она применена. Это сильно снижает возможности по прогнозированию данных и построению кейсов, если вам вдруг захотелось это делать в Airtable.

  2. Применять формулы можно только горизонтально и сразу на весь стобец. Вы не сможете поменять формулу для отдельных ячеек и будете вынуждены искать обходные пути или уходить в гугл-таблицы. 

  3. Крайне усеченные возможности по созданию дорожных карт, доступные только в платной версии и сделанные в виде плагина, поэтому интеграция с Airtable будет далеко не бесшовной.

Чего мы добились в итоге

Если коротко — то получили практически все нужные нам возможности и функции, о которых говорилось выше. Если подробнее — то, вот весьма детальная схема (при клике появится полноразмерное изображение).

Оригинал схемы

Airtable справлялся со своей работой трансформации процессов компании лучше, чем корпоративные решения и позволил нам быстро экспериментировать с внедрением мотивации за выполнение заданий менеджерами и сбору заявок на подключение моек и шиномонтажей от внутренних сотрудников компании и клиентов. Лично нашей компании не удалось полностью задействовать возможности API Airtable, так как нам бы пришлось делать API на собственной ERP-системе, а на это у Core-команды не было ни ресурсов, ни приоритетов.

Мы пользовались возможностями Airtable около года, а когда все гипотезы были налажены, а процессы стабилизированы,  приступили к внедрению в Supply Salesforce, которым уже был покрыт весь Demand.

В сухом остатке

Airtable хороша либо в небольших компаниях, либо в проектах на ранних стадиях реализации, когда невыгодно вкладываться в собственную разработку, так как непонятно, останется ли продукт в текущем состоянии или поменяется. Если компания большая, но пока неясно, взлетят или нет гипотезы по разным продуктам, то этот инструмент тоже отлично подходит, хотя и как временное решение — на начальном этапе развития проекта и продукта. Это решение способно заменить собой  ERP или CRM пока не будет понятно, масштабируется продукт или закрывается. Решение берет разнообразием возможности автоматизации, связывания таблиц друг с другом, формирование представлений из одной и той же таблицы для разных стейкхолдеров.

Источник: https://habr.com/ru/post/691406/


Интересные статьи

Интересные статьи

Можно ли с помощью ИИ автоматизировать набор правил, по которым действуют на бирже профессиональные трейдеры? Команда VK Cloud Solutions перевела статью о том, как это удалось реализовать и что вышло ...
Мы продолжаем цикл обучающих статей для начинающих системных администраторов. В этом материале мы разберем Ansible, Ansible-Playbook, и как поднять полноценный веб-сервер с помощью системы автоматизац...
Как вы можете помнить по первой статье "Маркетинговая аналитика на Python. Пишем код для RFM-сегментации", более 8 лет я работаю в сфере маркетинга для B2B и примерно столько же бешусь от дилетантског...
No-code-инструменты позволяют обычным пользователям ПК создавать веб-сайты и приложения без необходимости написания программного кода. До того момента, когда подобные инструменты достаточ...
TL;DR В этой статье мы начнем решать проблему того, как сделать печатные ссылки в книгах или журналах кликабельными используя камеру смартфона. С помощью TensorFlow 2 Object Detection...