И рыбку съесть и Fullstack-разработчиком стать?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Размышлял недавно над тем, что такого должно произойти, чтобы наконец спала волна курсов «Стань джуном за 3 месяца». Да и вообще о судьбе Edtech в России. Если коротко: кажется, Edtech сам роет себе могилу.

Дисклеймер: к самой концепции онлайн-обучения отношусь крайне положительно. Например, если нужно подтянуть английский или дополнительно подготовить ребёнка к ЕГЭ, а ходить к репетитору неудобно и некогда — не вижу ничего плохого в том, чтобы записаться на двухмесячный курс или взять несколько онлайн-занятий.

Я много лет работал в крупной уральской IT-компании СКБ-Контур, разрабатывал бухгалтерский продукт Эльба. В 2013 году вместе с партнёрами основал сервис аутсорсинга бухгалтерии «Кнопка». Иными словами, больше 20 лет кручусь в IT и побывал на сотнях собеседований за это время.

Вот что есть сказать:

Edtech уже несколько лет предлагает любой кассирше из Дикси пройти онлайн-курс тестировщика/разработчика/аналитика и начать зарабатывать от 200 000 ₽/мес. И рынок действительно активно развивался, хотя и раньше айтишники без опыта не пользовались большим успехом на рынке труда.

Но в феврале прошлого года случилось то, что случилось. Многие зарубежные компании ушли, а количество вакансий в айти не только не выросло — оно сократилось. Всё потому, что в условиях кризиса компании в первую очередь уменьшают количество стартовых вакансий и закрывают программы стажировок. Получается, вакансий всё меньше, а выпускников IT-курсов с каждым днём всё больше. Об этом постоянно пишут Forbes, РБК и другие.

Есть такая фраза: «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже». Полностью согласен. Но не понимаю вот чего: вроде же очевидно, что толпы вчерашних студентов и выпускников экспресс-курсов сейчас никому не нужны. Так почему же Edtech упорно продолжает их плодить, гарантируя трудоустройство и высокий уровень дохода?

Разработчиков принято разделять по профессиональным навыкам на три уровня:

● Джун — работает над простыми задачами под руководством опытных коллег;

● Мидл — может решать сложные задачи или писать код самостоятельно, старшие коллеги проверяют только результаты;

● Сеньор — всё делает сам: пишет код, занимается архитектурой, обучает младших коллег. Решает сложные задачи и отвечает за результаты.

Многие двух- и трехмесячные онлайн-курсы опрометчиво обещают научить разработке с нуля и до уровня уверенного джуна. Вот только «джун» — это уже давно не вчерашний студент без опыта работы.

Джун сегодня — это специалист с опытом коммерческой разработки не менее года. В крупных проектах планка ещё выше. Конечно, такому специалисту тоже потребуется помощь наставника, но многие задачи он уже умеет делать самостоятельно. Потому что джун — хоть и младший, но уже специалист.

Компании ищут джунов, способных довольно быстро вырасти в мидла. А выпускники онлайн-курсов частенько остаются вечными джунами.

Жаль, что в рекламе курсов не говорится о том, что:

  • Заканчивает такие курсы обычно не больше 25% учащихся.

Не всякий кассир из Дикси осилит. Разработка — штука не простая. Опыт показывает, что если человек не был склонен к программированию самостоятельно (не пытался изучить, не делал самостоятельных шагов), а пошёл, потому что модно или выгодно, то курсы не помогут начать думать нужным образом.

  • В большинстве компаний новичка с корочкой онлайн-курсов не пригласят даже на первичное собеседование.

На рынке труда очень много новичков и специалистов «широкого профиля», но не хватает людей с более глубокой экспертизой. И это касается не только айтишников, но и бухгалтеров, юристов, маркетологов.

  • Зарабатывать заявленные 200 000 ₽/месяц ты начнёшь ой как не скоро.

Уж точно не после двухмесячного курса, а в лучшем случае через 3-4 года. И только в случае успешного трудоустройства и усердной работы.

Смешно ещё и то, как некоторые платформы онлайн-образования используют инфоповоды, которыми нас щедро снабжает государство. Например, осенью прошлого года можно было наблюдать тонны статей и рекламных объявлений, гласящих:

«Отсрочка от мобилизации для айтишников. Войти в IT за 3 месяца».
«Успей освоить новую специальность. Льготная ипотека для айтишников».

Жаль тех, кто повёлся и купил курс. Мобилизация закончилась раньше, чем обучение. Да и вообще нет никаких гарантий, что при повторной волне мобилизации айтишники вновь будут освобождены.

А ещё, даже опытному айтишнику получить льготную ипотеку бывает непросто. Например, мне вот не удалось. Хотя «Кнопка» аккредитована в Минцифры, давно входит в IT-кластер Сколково и реестр отечественного ПО. Кстати, там довольно интересный кейс вышел. Когда я написал об этом в одной запрещенной соцсети, мне ответил Министр цифрового развития Максут Шадаев. Для любопытных подробности тут.

У меня есть несколько знакомых из сегмента Edtech. Они делились, что процент повторных продаж стремится к нулю. То есть, купив курс однажды, человек практически никогда не купит другой курс у этой же компании.

Кто-то с первого раза понимает, что освоить сложную профессию за несколько месяцев не вышло, и решает не тратить деньги на освоение чего-то ещё.

А кто-то думает: раз ничего не вышло, значит курс был плохим. Пойду куплю другой, у конкурентов.

В любом случае, при низком уровне повторных продаж и нарастающем недовольстве от «несбывшихся обещаний», рынок онлайн-образования рискует схлопнуться в ближайшие 5-10 лет. По крайней мере та его часть, которая обещает любому легкий и быстрый вход в айти, гарантирует трудоустройство и высокий доход.

Источник: https://habr.com/ru/articles/748782/


Интересные статьи

Интересные статьи

Друзья, рада, что вы решили уделить внимание моей немного гастрономической теме. Хочу поделиться с вами своими примерно четырехлетними наблюдениями о том, как агентам изменений работается в крупных ко...
Привет! Я — Александр Болжеларский, QA Automation Lead & Team Lead в NIX и спикер NIXMulticonf. Начну с небольшого дисклеймера. Каждый описывает сеньора так, как может, хочет и видит рядом с собой...
Привет! Что же, это снова ребята из Hays, и снова пост с опытом и экспертизой рекрутеров. Но нет, мы не собираемся писать очередной материал про удаленку или про то, как ...
Привет, я Анна Оборина, специалист по UX «БАРС Груп», и сегодня я расскажу вам историю про маленького слона. Жил-был слон. Отличный такой слон, маленький и аккуратный. Он прекрасно...
Сегодняшний наш пост мы решили посвятить профессии менеджера по продукту. Наверняка многие слышали про него, но не все представляют, чем занимается этот человек. Поэтому мы сделали своеобр...