ICQ, AIM и MSN: как создавались и конкурировали первые мессенджеры в 90-х

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Одна команда придумала продукт втайне от руководства, другая — продала стартап корпорации, а третья решила по фану «взломать» протокол конкурента, но тот воспользовался дырой в своем коде, чтобы победить. 

Привет! Меня зовут Алексей Едакин, я занимаюсь лонгридами в We.Teams. ICQ был первым мессенджером, который появился на моем компьютере в 2005 году, и я до сих пор помню, как переписка могла затягиваться до самого утра. Для многих аська была больше, чем просто мессенджер: люди общались с друзьями по всему миру и даже находили вторых половинок. Но кроме ICQ, были еще AOL и MSN, которые пользовались не меньшей популярностью. 

Предлагаю перенестись в конец 90-х и посмотреть, как три команды из AOL, Mirabilis и Microsoft создавали свои мессенджеры практически параллельно, что приводило к настоящей борьбе за первых пользователей. 

ICQ: маленький стартап, который покорил интернет

1995 год. В Тель-Авиве четыре друга-программиста уходят из Zapa Digital Arts, чтобы сделать «что-то свое для интернета». Результатом мозгового штурма становится идея интернет-пейджера для поиска друзей и обмена быстрыми сообщениями. 

Сефи Вигизеру, Арику Варди, Яиру Голдфингеру и Амнону Амиру чуть за двадцать. Они еще не знают, что через несколько лет ICQ станет одним из самых популярных программ в интернете, обретет любовь миллионов и к концу 90-х будет стоить около 3 млрд долларов. 

Но на тот момент, в 1995 году, команде казалось, что они не делают что-то особенное. В самой идее чата ничего нового не было. Еще в 1988 году вышел открытый протокол IRC, на котором можно было поднять свой сервер или воспользоваться готовыми клиентами: ircII для UNIX на Си или чуть поздним mIRC для Windows 95. Электронная почта закрепилась как основой формат общения (особенно в деловом мире), а при подключении к сети можно было найти сотни онлайн-форумов. Даже у провайдера AOL уже была функция обмена быстрыми сообщениями внутри их клиента. 

Клиенты ircII и mIRC. Источник: Wikimedia Commons
Клиенты ircII и mIRC. Источник: Wikimedia Commons

ICQ мог бы остаться небольшой разработкой для себя, если бы не отец Арика Йосси Варди. Он был опытным бизнесменом и одним из основателей Israel Chemicals. Йосси сразу разглядел потенциал в мессенджере: инвестировал первые 100 тысяч долларов и занялся бизнес-стратегией продукта.

Разработка первой версии ICQ заняла всего два месяца. Функционал был простым: можно было только обмениваться сообщениями, но без сохранения истории переписки. Клиент работал быстро и на не шибко надежном UDP, но зато не требовал высокой скорости от интернет-соединения — важный параметр для середины 90-х. Вместо IP-адресов использовали уникальные пятизначные номера UIN (позже ряд цифр вырастет) — характерная фишка ICQ, которая позволяла быстро находить людей. Угон красивых или коротких UIN — это вообще отдельная история, которая будет преследовать аську всю ее жизнь.

Первое время разработка шла в Израиле, но вскоре команда переехала в США, где было больше потенциальных пользователей и дешевый интернет-хостинг. В небольшой команте в Саннивейле штата Калифорния друзья кодили практически круглые сутки. Эти четыре месяца разработки Сефи Вигизер называл «подводной частью» в истории компании: они никого не знали в Америке, особо никуда не выбирались и просто работали.

В 1996 году появляется компания Mirabilis. ICQ выходит в свет. Первые 40 пользователей — это друзья и знакомые разработчиков. Через неделю мессенджер скачивает 30 тысяч человек, а дальше аудитория начинает расти лавинообразно: через полгода — 850 тысяч человек, а еще через полтора года — 8 млн. Продукт развивается: в нем появляются списки по интересам и чат-комнаты, через год выходит корпоративная версия ICQ server для локальной установки. 

Как объяснить феномен ICQ? Кажется, что ICQ давал больше, чем просто чаты. До мессенджера серфинг в интернете был приватным занятием, а после — превратился в социальную деятельность. ICQ запускался в отдельном окне на рабочем столе, показывал статусы в списке друзей, а новые уведомления всплывали поверх браузера — так пропадало ощущение одиночества в сети. Найти друзей можно было с помощью случайной кнопки, а клиент умел подгружать ваши контакты из электронной почты. Всё это приводило к тому, что люди знакомились, делились ссылками, обсуждали новости и объединялись. 

«Мы позиционировали ICQ не как программу, а как социальный продукт»

— Йосси Варди, сооснователь ICQ

Интерфейс клиента ICQ для PowerMac в 1998 году: можно совершать звонки, писать в чат и отправлять и письма по электронной почте. Источник: Web Review
Интерфейс клиента ICQ для PowerMac в 1998 году: можно совершать звонки, писать в чат и отправлять и письма по электронной почте. Источник: Web Review

Проблема была только в том, что к 1997 году ICQ всё еще не приносил прибыли. Инновационная на тот момент стратегия — раздавать продукт бесплатно — прекрасно ложилась на модель сарафанного радио, когда сами пользователи рекламировали продукт и делились им с друзьями. Вирусный маркетинг, скорее всего, начался именно с ICQ. 

Как это всё монетизировать, основатели не знали. Они собирались продавать рекламные места на баннерах, но в тот момент пошли первые предложения о покупке. Mirabilis дождались, пока не появится самое выгодное предложение — 407 млн от AOL.

Сделка произошла в 1998 году, Mirabilis превратилась в ICQ Ltd, а количество пользователей переваливает за 12 млн. Команду еще до сделки покинул Амнон Амир, чтобы продолжить обучение в университете, а остальные продолжат заниматься продуктом еще несколько лет. Правда, как будет вспоминать потом Визигер, AOL освободит их ото всего: если раньше команда занималась серверной частью, разрабатывала ПО и оказывала круглосуточную поддержку клиенту, то теперь она будет погружена в бизнес-процессы и размышления, как сделать продукт прибыльным. 

Естественно, не всем юзерам понравилась продажа ICQ «большой и жадной корпорации». Они опасались, что мессенджер будет завален рекламой (будущее покажет, что они будут правы). Но зачем AOL понадобился ICQ, если у них был AIM — самый популярный мессенджер в США?

AIM: инженеры корпорации делают мессенджер, который не нужен руководству

Если ICQ развивался как стартап, то AIM от America Online (AOL) с самого начала был нежелательным продуктом для компании. К началу 90-х AOL был главным поставщиком коммутируемого доступа в интернет с многомиллионной аудиторией — больше половины всех подключений в сеть проходило через него. 

Доступ к услугам от AOL называли огороженным садом: почта, сайты и всё остальное существовало как бы внутри интернет-провайдера. AOL создавала экосистему, к которой нужно было оплачивать почасовой доступ, и можно было пользоваться только «разрешенными» сайтами, с которыми корпорация заключила рекламный контракт.

Кадры из рекламного ролика AOL в 1995 году. Источник: YouTube
Кадры из рекламного ролика AOL в 1995 году. Источник: YouTube

Разработка AOL Instant Messenger не была инициирована сверху. Ее начала группа инженеров во главе с вице-приздентом по разработке (тимлидом) Барри Аппельманом — человеком, который пришел из IBM, где принимал участие в создании будущего открытого протокола TCP/IP.  

Команда инженеров AIM. Источник: mashable.com
Команда инженеров AIM. Источник: mashable.com

Идея сделать мессенджер появилась не на пустом месте или желании скопировать успех ICQ. Вообще, тут сложная история: Барри Аппельман на подкасте Web Masters утверждал, что на самом деле ICQ — это копия разработанного им списка друзей, «которые Йосси Варди и четыре молодых человека увидели, работая в AOL в Израиле». Мне не удалось проверить, вброс это или правда, так что оставим это высказывание на совести автора. 

Итак, что это за «список друзей»? Если вы пользовались ICQ, то помните, что список показывал онлайн-статус ваших контактов. Очень простая, но важная функция для мессенджера: вы видите, кому можно написать прямо сейчас, а кто не может ответить, потому что в офлайне. 

В ноябре 1994 года у Барри Аппельмана приходит идея сделать «список друзей», чтобы решить проблему с нагрузкой на сервер и спустя время он его создает. Теперь вместо ручного поиска и самописных скриптов, которые делали пользователи, система сама подсказывала, кто в онлайне, а кто нет. Список был запатентован, правда, только в 1997 году.

Страницы патента и интерфейс Buddy List — первоначального названия «списка друзей». Источник: Wikimedia Commons и Google
Страницы патента и интерфейс Buddy List — первоначального названия «списка друзей». Источник: Wikimedia Commons и Google

Следом за списком друзей возникла идея сделать мессенджер. Руководство AOL не дало бы добро на бесплатное решение и вместе с другими инженерами он начали делать мессенджер Oscar тайно. Название не закрепится, но даст имя будущему протоколу. Барри поставил амбициозную цель — сделать приложение, которое сможет поддерживать 5 млн подключений, в то время как AOL выдерживал на тот момент только 180 тысяч. 

Аппельман предоставит свой конференц-зал разработчикам, но найти «выручай-комнату» не так сложно, как разжиться оборудованием. Oscar нельзя было запускать на корпоративных серверах, поэтому для тестирования пришлось пойти за помощью к главе центра обработки данных. У того было несколько старых серверов Hewlett-Packard, которые должны были вернуться обратно в HP, но глава отдела согласился их «потерять»

Источник: https://habr.com/ru/companies/webinargroup/articles/757780/


Интересные статьи

Интересные статьи

Оказывается, если поранить растение, то оно завопит. Ну, примерно. Не так, как могли бы кричать вы или я, у которых есть голосовые складки. Скорее, растения издают хлопающие или щелкающие звуки н...
Независимо от ваших предпочтений, использовать любой тестовый фреймворк, возможно, лучше, чем вообще не проводить тесты.
Наверняка все, заставшие эпоху DOS, встречали в играх варианты выбора музыкального сопровождения - General MIDI, Roland Sound Canvas, Yamaha XG. Не буду рассказывать про то, какие это замечательные у...
Мы прошли долгий путь от появления в игре первых читеров до полного пересмотра подхода к разработке, чтобы создавать защищенные по умолчанию проекты. О том, как в игре по...
Кто-нибудь помнит Erwise? Viola? Cello? Давайте вспоминать. Когда в 1980-м Тим Бернерс-Ли прибыл в ЦЕРН, знаменитую европейскую лабораторию физики частиц, его наняли для обновления контрольн...