Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет! Меня зовут Кирилл Песков, я арт-директор и сооснователь студии студии компьютерной графики ITSALIVE. Мы занимаемся производством цифровых аватаров и маскотов для брендов.
Скорее всего, вы иногда видите на YouTube или Twitch виртуальных блогеров, даже если не следите за стримерами активно. Чаще всего это персонажи в аниме-стилистике, которые воспринимаются как простая анимация. Но за виртуальными блогерами — витьюберами — стоит большая работа и живой человек, который может делать любой контент и при этом не показывать свое лицо.
На самом деле, витьюбинг — это не только про стримы. Среди виртуальных блогеров можно найти моделей, художников или музыкантов, чей контент почти не отличается от «человеческого».
Кто такие витьюберы
Витьюбинг зародился благодаря игровой индустрии, поэтому главный его движок — геймификация. Вся суть витьюбинга — в интерактивности контента: например, участник стрима может попросить виртуального блогера что-то сказать или изменить внешность, и витьюбер это сделает. Между зрителем и блогером стираются границы и начинается живое взаимодействие.
Витьюберы, как и живые люди, имеют разный характер и внешность. Чаще всего у блогеров существует продуманная линия поведения — «лор», который может повторять характер создателя или быть полностью вымышленным. Внешний вид витьюбера тоже зависит от предпочтений автора. Самый распространенный вариант — это персонажи, которые выглядят как герои аниме. Они могут быть в виде двухмерных или трехмерных моделей.
Сейчас у виртуальных блогеров нет никаких ограничений по контенту: они могут стримить, снимать разговорные видео или реакции, записывать музыкальные альбомы и сниматься в кино.
История создания
Витьюбинг зародился в Японии в 2010-х годах. Всё началось с визуальных новелл: компания Nitroplus захотел сделать 3D-версию своего маскота Super Sonico, чтобы та рассказывала про их новые релизы. Идею подхватил блогер Ami Yamato — он создал первого виртуального аватара, чтобы записывать контент в лайв-режиме.
К 2012 году виттюбинг стал набирать обороты и некоторые виртуальные блогеры начали обретать популярность. Так на цифровой сцене появилась вокалоид Хатсуне Мику: она быстро стала полноценной медиаперсоной и даже давала концерты на 80.000 человек.
Хатсуне Мику исполняет песню «World is Mine» на концерте в Токио в 2010 году:
Несмотря на то, что Мику физически не существует, это никак не помешало брендам использовать ее для продвижения: она снималась в рекламах, участвовала в телешоу и модных показах.
Хатсуне Мику на шоу «Late Show» в 2014 году:
За последние десять лет индустрия витьюбинга сильно изменилась. Количество виртуальных блогеров увеличилось, а контент стал разнообразнее. Сейчас витьюберы выглядят более реалистично и активнее интегрируются в медиапространство. Поговорим про трех необычных виртуальных блогеров, которые популярны сейчас.
Nyanners
Nyanners — представительница современных классических ютуберов: она ведет только стримы. У нее нарочито милый характер: она разговаривает мягким детским голосом и выглядит как типичная для аниме-культуры кошкодевочка.
В комьюнити к ней неоднозначное отношение — она производит довольно спорный контент, который почти никак не поменялся с 2012 года. Всю историю ее становления можно посмотреть в этом видео.
Nyanners особенно интересна своими креативными идеями стримов. Например, она провела интерактивный стрим RPG, в котором люди в чате должны были победить её в роли финального монстра. То есть она подвязала своего персонажа в сюжет игры, и сделала его интерактивным, отыгрывая роль злого босса.
Создательница Nyanners создала противоречивый, но цепляющий образ, и набрала миллион подписчиков на Twitch. Она постоянно экспериментирует с контентом и участвует в коллаборациях с другими витьюберами.
Apoki
Apoki — корейская виртуальная певица и актриса, созданная в 2019 году. Считается неклассическим витьюбером, потому что не ведет стримы. Ее основная деятельность — это музыка.
Apoki — Hold On:
Apoki активно используется брендами для рекламы и становится лицом новых коллекций одежды. Например, ее использовали для показа коллекции Tommy Hilfiger в 2022 году — там Apoki выступала на сцене с концертом.
Apoki интересна тем, что она не вписывается в стереотипы о витьюберах. Она не подходит под образ вокалоида с детским голосом, не стримит на Twitch, не снимает лайв-контент на YouTube. Она похожа на «реальных» артистов, с которыми заключают рекламные контракты и которые выступают вживую.
Polar
Polar — это тоже корейская виртуальная певица. Она похожа на Apoki сферой интересов: она записывает музыку и занимается моделингом.
Главное достижение Polar на данный момент — она попала в XO Team и стала его полноправной участницей. Это первый случай в витьюбинге, когда виртуальный блогер становится частью тикток-хауса.
У Polar часто бывают релизы новых альбомов и синглов на Spotify – у ее самой популярной песни «Busy Bee» почти полмиллиона прослушиваний.
CodeMiko
CodeMiko — прорыв в индустрии витьюбинга. Блогер проводит живые стримы на Twitch, во время которых взаимодействует с аудиторией. Ее фишка в том, что она ломает «четвертую стену», которая разделяет ее со зрителем. В одном из своих стримов она просто общалась с шахматисткой Андреа Ботез на разные темы — судя по комментариям, зрителям было интересно наблюдать за их диалогом.
Она также снимает контент для своего YouTube-канала — разговорные видео и забавные разговоры со зрителями в Omegle. Сам контент неуникальный, но реализация и количество интерактива выделяют CodeMiko среди других витьюберов.
Почему витьюбинг — это тренд
Витьюбинг — это свежее явление в блогинге, за которым интересно наблюдать. Сейчас компании стали активнее использовать цифровых аватаров в маркетинговых целях: мы все чаще можем видеть 3D-маскотов в рекламе и социальных сетях у брендов. Это из-за геймификации, на которой строится весь витьюбинг.
Сейчас трендовым становится контент, который взаимодействует с пользователем, «говорит» с ним. Большая часть видеоконтента сейчас «глухая» — мы никак не можем взаимодействовать с ним, только смотреть.
Витьюбинг дает возможность контенту «ожить». Например, если ребенок будет смотреть мультик, главные герои которого будут цифровыми аватарами, у него будет возможность поговорить с героями и повлиять на сюжетную линию. Это путь к интерактивности в режиме экспромта, коммуникации с аватаром как с живым человеком. Такой контент смотреть интереснее: он еще не замылил взгляд и может заинтересовать своей механикой. Для брендов использование витьюберов — это шанс пробиться через контентную слепоту и доносить смыслы до аудитории.
Яркий пример использования витьюбера в маркетинговых целях — наш недавний кейс Эм.Ви для М.Видео. Такой формат стал полной неожиданностью для аудитории, которая привыкла к стандартной рекламе. Стрим собрал 8,6 миллионов просмотров, обогнав новогодний стрим с Wylsacom, где разыгрывали айфоны.
Сейчас мы продолжаем прощупывать этот формат и доказывать, что витьюберы — это в первую очередь про интерактивность и Real Time, а не про кошкодевочек и аниме.
А вы следите за витьюберами? За кем именно? Поговорите со мной об этом в комментариях.