Интервью с командой разработчиков социальной сети Now

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В конце марта 2022 года в СМИ и профильных изданиях начали появляться заметки о том, что группа независимых разработчиков работает над альтернативой социальной сети Instagram**. Приложение получило название Now (читается как «Нау») и тогда было доступно только в виде тестовых сборок для Android и iOS. Сейчас Now уже официально вышло в App Store, Google Play, RuMarket, и в ближайшее время ожидается релиз в AppGallery. Менее чем за месяц аудитория Now преодолела отметку в 200 тыс. пользователей, ежедневно регистрируется более 4 тыс.

Редакции Хабра удалось пообщаться с командой Now, узнать об истории создания приложения, внутренней кухне и планах. Список вопросов к разработчикам мы формировали на основе комментариев пользователей Хабра и собственных интересов.

С нами на интервью были:

  • Дмитрий Маринин — CEO и основатель сервиса Now;

  • Леонид Артамонов — специалист модерации и коммуникации с пользователями;

  • Дмитрий Дедов — директор по развитию бизнеса.

Как пришла идея создания Now? Был ли это долго планируемый проект или ответ на блокировку Instagram** в России?

На самом деле были мысли о создании сильно заранее. Еще на том этапе, когда в СМИ появились новости, что Meta* что-то разрешила, и было понятно, что реакция будет однозначной. Были мысли, что компания оговорится, и все решится, но потом все резко произошло и сервис заблокировали. В этот момент уже была начата работа.

Затем на горизонте появился «российский аналог Instagram**». Я 15 лет занимаюсь разработкой интерфейсов и, когда зашел на их сайт на конструкторе, то сильно удивился, что это так сильно тиражируется в СМИ. В этот момент дополнительно укрепилось понимание, что у людей есть реальная потребность и необходимость в качественном, функциональном приложении. А затем в новостях и вовсе пошли слухи, что у этой «российской замены Instagram**» утекли данные пользователей.

К этому времени я уже собрал в Telegram чат с ребятами, просто добавил туда всех, кому это было интересно, и предложил идею. Работали где-то два дня без остановки, а потом оно завелось так, как будто всегда так и было. Постепенно команда начала расти, и рабочие процессы начали нормализоваться и улучшаться.

Сколько времени прошло от условного создания рабочего чата в Telegram до выпуска первой беты?

Прототип приложения был создан за неделю, даже чуть меньше. В самой первой версии был базовый функционал: возможность зарегистрироваться, выкладывать фото, и лента рекомендаций без нейронки. Были, конечно, ошибки, но минимально рабочая версия — работала.

Чуть позже мы выложили первый APK, и где-то через пару недель более стабильная версия попала в TestFlight для iOS. Могу путаться во времени, все происходило очень быстро.

Потом мы занялись релизом в Google Play и Google нас долго, но по делу мучала на ревью приложения. Уже стабильное приложение не пропускали и от нас требовали соблюдать UGC-политики, чтобы пользователи могли блокировать другие аккаунты на площадке, могли отправлять жалобы на посты и профили, и чтобы у сервиса был механизм модерации контента. Мы серьезно отнеслись к этим замечаниям и потратили время на доделывание приложения, а позже внедрили нейросеть, которая модерирует контент, попадающий в общую ленту.

Уже говорили, что на первом этапе команда начала резко расти, но сколько сейчас человек трудится над Now? Насколько большая команда?

У нас небольшая, но стабильная команда. Нам нравится идея «небольшой командой делать большие дела». Полный состав команды мы пока не разглашаем, но сейчас добираем специалистов и усиливаем отдельные ее части. Смотрим в сторону разработчиков и людей, занимающихся маркетингом. 

Нельзя сказать, что у нас кого-то нет или нам кто-то срочно нужен, мы стараемся в полной мере реализовать идею работы в небольшой команде. Стараемся сделать так, чтобы каждый человек полностью решал от себя зависящие задачи и мог помогать другим членам коллектива.

‎Сейчас у нас стабильная команда, достаточная для того, чтобы мы планомерно росли. Набирать новых участников будем в тот момент, когда придет понимание, что нас ждет кратный рост.

На каком стеке написано приложение? Что отвечает за бэкенд и что за фронтенд?

Мы можем без особых деталей раскрыть завесу тайны, которая совсем и не является тайной. Бэк у нас работает в связке множества облачных решений. У нас используется Firebase, кластеры Kubernetes с маршрутизацией между Yandex.Cloud и Google Cloud. В качестве дата-центра для российских пользователей используем решения от «‎Яндекса», для Европы — Google и есть пара инстансов‎ для Азии.

Само приложение написано на Flutter, и он, честно говоря, удивил своей стабильностью, кодовой базой, тем, что предлагает комьюнити. Текущая null-safety версия языка Dart позволяет нам быть уверенными в том, что, если код успешно компилируется на наших машинах, то он будет стабильно работать на устройствах конечных пользователей. На React Native не всегда получается такого добиться, и TypeScript не спасает.

Как обстоят дела с безопасностью пользовательских данных? В последние месяце мы стали свидетелями утечек в крупных корпорациях, и хочется быть уверенным, что мои фотографии потом не окажутся в архиве на форумах.

По поводу фотографий можно сказать, что контент, который публикуется публично, а Now — публичная платформа, остается публичным. Поэтому, если профиль пользователя не закрыт, то фотографии сохраняют открытость для всех. Возможность закрывать профиль появится в ближайшее время.

С безопасностью персональных данных у нас все хорошо, и отчасти это заслуга Firebase и выбора стека. Если бы мы на старте начали писать собственный сервис авторизации, то, скорее всего, столкнулись с проблемами безопасности.

Базовый сервис авторизации находится в Firebase, и есть его реплики в Yandex.Cloud. Firebase имеет годами проверенные алгоритмы шифрования, и мы, включая всех членов команды, не имеем доступа к паролям. Мы даже вручную не можем сменить пользователю пароль. Есть возможность только сбросить его, и система пришлет письмо на почту. Из коробки у Firebase есть защита от DDoS-атак, брутфорса и регистрации нескольких аккаунтов с одного IP-адреса.

При этом мы можем масштабировать систему, управлять ей и можем переехать на собственный сервис авторизации тогда, когда будем готовы к этому шагу.

В какую сторону планируется развивать сервис? Будет ли это полный аналог Instagram* или будут уникальные отличительные форматы, которые позволят пользователю посмотреть и точно сказать, что это Now?

Безусловно мы работаем над отличительными возможностями, и хочется сказать насчет похожести с Instagram*. Сейчас нас сравнивают по внешнему виду и по статистике роста — в Instagram за 7 дней было 100 тыс. пользователей, и Now идет примерно такими же темпами. 

Основной интерфейс Instagram* был выбран из-за того, что это годами проверенное решение, и никому не надо объяснять, как этим пользоваться. Люди интуитивно понимают механики взаимодействия. Если появляются какие-то трудности в навигации, то мы стараемся сразу исправлять эти моменты.

В плане развития мы не хотим становиться простой копией Instagram*. Интерфейс и фичи Now соберут в себя, как минимум, лучшие практики Instagram*, которые долгое время хорошо себя показывают. И мы точно не будем реализовывать те решения, которые сам Instagram* считает провальными, но не может от них избавиться из-за большой аудитории, и они не могут просто так от чего-то отказаться. Также у нас нет зависимости от большой корпорации, как у Instagram* в виде Meta**, и у нас развязаны руки для творчества.

В первую очередь мы планируем учитывать потребности пользователей и запросы бизнеса, но не торопимся с внедрением рекламы и таргета. У команды есть идеи механик взаимодействия пользователей и бизнеса на площадке, но пока мы не готовы раскрывать их.

Судя по отзывам, пользователям не хватает «‎Историй» и видео, как скоро появятся эти форматы, и будет ли что-то похожее на Reels?

Поддержка видео-публикаций станет доступна в ближайшее время. Что касается Reels, «‎Историй» и других форматов, мы можем буквально завтра представить эти механики, но столкнемся с тем, что на площадке окажется большое количество перезаливов из Instagram* и TikTok. Это, возможно, удовлетворит аудиторию, но в долгосрочной перспективе это видится проигрышной стратегией. 

Мы видим отзывы пользователей и их запросы, сегментируем их на предмет того, нужен ли человеку этот инструмент для работы с аудиторией, или просто не хватает залипательного механизма. Сейчас мы работаем над тем, чтобы удовлетворить потребности каждой из групп и ищем лучшее решение для реализации.

В Instagram* встроены обширные возможности для обработки фотографий. Есть как готовые пресеты и фильтры, так и возможность ручной настройки. Стоит ли ожидать подобное в Now?

Есть мысли по этому поводу, конкретные планы назвать не можем, так как в команде есть масса предложений по этой части. Во-первых, не хочется забирать пользователей у специализированных приложений для обработки фотографий, делая копию. Во-вторых, не хочется делать редактор ради редактора.

В текущей версии, помимо того, что все делалось быстро, не стали добавлять базовый редактор фотографий из-за того, что многие люди, особенно активно ведущие Instagram*, готовят свой материал в других приложениях. Кто-то в Photoshop на компьютере или в том же Lightroom. А если это фотографы, то они точно пользуются профессиональными решениями. И в этом случаем нам важно дать пользователям возможность публиковать контент в том виде и качестве, в котором они принесли его в Now.

Касательно редактора и фильтров, мы хотим в дальнейшем реализовать это с использованием нейросетей. Где пользователь не просто выбирает фильтр, который накладывается поверх фотографии, а может в более современном и быстром формате обработать снимок. Мы не будем торопиться с внедрением этих возможностей, хотим внедрить хорошее и современное решение.

На какие еще платформы планируется релиз? Сейчас Now уже доступно на Android и iOS. Стоит ли ждать веб-приложение или это исключительно мобильное решение?

В ближайшее время ожидается релиз в AppGallery. Приложение уже находится на стадии ревью. Единственное, нам не разрешают использовать имя «Now» для публикации в англоязычном сегменте и приходится искать решения, позволяющие сохранить название и пройти дальше. Кроме iOS и Android мы доступны в российском магазине приложений RuMarket.

Еще планируем выходить в веб, и Flutter позволяет нам буквально прямо сейчас выпустить веб-приложение, но мы не торопимся с выкатыванием веб-версии на Flutter. Будем еще тестировать и смотреть на производительность. Flutter в веб создает canvas и уже внутри него рисует интерфейс. В сравнении с нативным веб-приложением это будет ощущаться не очень аутентично. 

Возможно, что первое время в веб-приложении не будет возможности публикации постов, но будет возможность следить за аккаунтами, подписываться на пользователей и общаться в комментариях. Точной даты назвать не можем, потому что сейчас есть другие приоритеты. У нас достаточно аудитории на мобильных устройствах, и необходимо для начала удовлетворить их основные потребности.

Сейчас в App Store приложение находится на 14 месте топ-чарта в категории «Социальные сети». Планируется ли рекламная кампания с привлечением популярных блогеров?

У нас уже зарегистрированы популярные магазины, бренды, звезды, музыкальные исполнители и их директора. Реклама может дать много новых пользователей, но надо быть готовыми предложить этой аудитории отличный опыт и сервис. Сейчас мы сконцентрированы на работе с пользователями и реализации их запросов и, конечно, сотрудничество с инфлюенсерами, популярными личностями также ведется.

Уже поступали предложения от российских IT-гигантов о приобретении Now? Сохранит ли сервис независимость?

Вопрос одновременно сложный и удивительно простой. Уже сейчас из новостей мы видим, что крупные российские компании сокращают инвестиции, и даже IT-гиганты заново планируют бюджет. Предложения нам поступают самые разные: как от гигантов бизнеса, так и от менее крупных игроков. Мы рассматриваем все поступающие предложения с приоритетом на сохранение независимости проекта. У Now нет цели «быстро продать успешный успех», мы нацелены на долгосрочное партнерство.

Как планируется финансово поддерживать Now? Будет ли это внешнее инвестирование или собственная платформа для продажи рекламы?

Сейчас нет однозначного ответа на этот вопрос. Команда ищет возможности финансирования и рассматривает самые разные варианты, и делается это, в первую очередь, с учетом интересов пользователей. Мы не можем прямо сейчас внедрить рекламную площадку. Такой шаг позволит нам получать инвестиции для развития, но это убьет удобство использования сервиса.

В Now творческие и открытые люди, которые публикуют свои работы, коллаборируют, заводят новые знакомства и помогают друг другу развивать страницы. И мы не хотим сейчас эту аудиторию ограничивать рекламными постами, которые не дадут им заявлять о себе.

При этом мы понимаем, что нам нужны деньги для развития и масштабирования, поэтому мы смотрим и в сторону внешних инвестиций. Мы открыты для предложений, и уже есть некоторые варианты, но мы не торопимся и хотим рассмотреть все возможные варианты, чтобы не браться за первый попавшийся.

Meta Platforms*, а также принадлежащие ей социальные сети Facebook** и Instagram**:  
* признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена
** запрещены в России

Источник: https://habr.com/ru/post/662988/


Интересные статьи

Интересные статьи

После примерно года попыток сформировать сообщество разработчиков выражаю свое провокационное мнение: если вы хотите объединить разработчиков с какой-то платформы в сообщество и у вас встает проблема ...
Пандемия коронавирусной инфекции создала серьезный экономический кризис, ударивший по рынку труда, что создало дефицит хороших предложений и ужесточение требований к канд...
В статье приводится описание того:- Как создать посетитель не привязанный к предметной области.- Как получать настоящий тип объекта и передавать его в шаблон функции имея на руках лишь ук...
Странные и страшные времена настали. Но меня всегда очень успокаивает то, что люди находят возможность чему-то радоваться, вспоминая что-то, что считают значительным. Именно сейчас кажется особен...
Основанная в 1998 году компания «Битрикс» заявила о себе в 2001 году, запустив первый в России интернет-магазин программного обеспечения Softkey.ru.