Инвестиции и датасеты: хакатон ВТБ MORE.tech 3.0

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Состоялся уже третий по счету  хакатон ВТБ по разработке – MORE.tech. Масштаб события увеличивается с каждым разом: всего на хакатон зарегистрировалось более 150 команд, из которых три четверти (а точнее, 116 команд) представили свое решение на суд нашего жюри к моменту подведения итогов.

Команды разделились на два трека: в первом — Mobile — организаторы поставили задачу создать мобильное приложение, которое помогло бы начинающим инвесторам познакомиться с современным миром инвестиций в игровой форме. Второй трек — Web: тут речь шла о разработке маркетплейса, который стал бы онлайн-площадкой для работы с датасетами и объединил провайдеров больших данных с аналитиками, дата-сайентистами и клиентами, использующими результаты обработки и визуализации этих данных.

И на всё это — сорок часов!

Трек Mobile

Продолжающийся бум розничных инвестиций не может не радовать: всё больше людей интересуются личными финансами и приходят на фондовый и долговой рынки. 7 октября этого года Мосбиржа отчиталась о рекордных двадцати четырех миллионах брокерских счетов.

Но далеко не все реально (и активно) пользуются открытым счетом — недоверие россиян к финансовым инструментам, особенно сложным, всё ещё достаточно высоко. Иногда начинающие инвесторы приходят на биржу без какой бы то ни было подготовки, вследствие чего уходят в убыток и надолго закрывают для себя тему инвестиций.

Значит, дело в образовании. Понятно, что получать сертификацию CFA или CMT (chartered market technician) ради брокерского счета никто не будет; совсем другое дело — позалипать в увлекательном и полезном игровом приложении.

Путешествие в Инвестландию
Путешествие в Инвестландию

Третье место жюри присудило команде «100% годовых»: свои 100 000 рублей ребята получили за приложение «Инвестландия». В нём каждый может создать своего персонажа — риск-профиль генерируется с помощью скоринга, внешность настраивается игроком. Как в любой уважающей себя онлайн-игре, есть бонусы-ачивки; здесь они присутствуют в виде продуктов от банка ВТБ. Пока что приложение работает на Android, а вся механика реализована на клиентской стороне.

На втором месте с призом в 150 000 рублей — MilkyWay. В приложении с интригующим названием Dragon Invest 3 разворачивается целая сага о дружбе начинающего инвестора… да, с драконом. Обучение построено в форме квестов. Пользователь, выполняя игровые задания, получает важную базовую информацию, которая знакомит его с фондовым рынком. 

Как выглядит дружба с драконом 
Как выглядит дружба с драконом 

Ну а первое место и 300 000 рублей получила команда The Boring Developers (очевидно, чтобы ввести в заблуждение конкурентов). Кроссплатформенное приложение (iOS + Android) делает скоринг пользователя по личному профилю и рассчитывает уровень риска, позволяет создать и вести виртуальный портфель с разными пользовательскими инструментами и в завершение онбординга приводит его уже к настоящему ВТБ Мои инвестиции.

Интерфейс победителей
Интерфейс победителей

Как сказал, подводя итоги, Михаил Хасин, заместитель руководителя департамента IT-архитектуры банка ВТБ, здесь потребовался «фотофиниш»: результаты всех финалистов были очень сильные, и жюри было крайне непросто сделать выбор.

Запомнились также яркие решения от других команд. Так, в «Военно-торговом братстве» от DigitalRover отрасли экономики превращаются в гильдии, а игрок, получая новости, сгенерированные нейросетью (дообученной на фэнтези-рассказах ruGPT3), принимает те или иные инвестиционные решения. Ninja Y предложили игру а-ля Tinder, в которой нужно каждый раз выбирать между «да» и «нет», оценивая ту или иную рыночную ситуацию, предложенную системой.

Инвестиционный тиндер от Ninja Y
Инвестиционный тиндер от Ninja Y

Решения почти всех финалистов работают без бэкенда, на клиентской части. Сам стек достаточно разнообразный: Swift под iOS, кроссплатформенный Flutter, Python для анализа данных.

Трек Web

Задача во втором сегменте хакатона ставилась принципиально другая: участники должны были предложить web-интерфейс, с помощью которого можно было бы управлять датасетами маркетплейса.

Действительно, объем собираемых и хранимых данных растет с каждым годом по экспоненте и многие компании создают различные решения для работы с обезличенными датасетами. Большинство решений ориентировано на функциональность, а удобного интерфейса для работы с данными, с каталогом данных до сих пор нет. Акцент в задаче делался, в частности, на реализацию workflow, который позволял бы формировать задание для сервера по обработке данных на основе собственных правил DSL. При формировании задания интерфейс позволяет осуществлять фильтрацию, дополнительную обработку данных, преобразование атрибутов, создание новых фичей и т. д. Отдельно участникам предлагалось продумать механизмы разграничения прав доступа к датасетам и ролевые модели.

Бронза досталась «Токсикам»
Бронза досталась «Токсикам»

На третьем месте — Toxic Team c решением VTB Data Market. Система позволяет с помощью простого и удобного интерфейса работать с датасетами, делать фильтрацию, агрегировать данные. Результаты запросов выдаются в JSON-формате.

Команда OneMore заняла второе место. В системе использована SSO-аутентификация через open-source-сервис Keycloak, гибкая система фильтрации и обработки данных (например, в пару кликов можно разбить данные на перцентили), а для каталогов реализована удобная визуальная система отображения связей.

Серебряные медалисты объясняют механику своего маркетплейса
Серебряные медалисты объясняют механику своего маркетплейса

Победитель — команда Foxhound c веб-приложением <DataHound>. Каталог датасетов снабжен тегами, фильтрами и визуальным представлением. Серверная часть работает на Django, а фронт — на Vue.Js и Vuetify. В перспективе — интеграция с банками данных (Kaggle, Signate, DrivenData), пользовательский язык создания функций, интеграция с ML-сервисами (Google Colab, Amazon SageMaker, Gradient, FloydHub).

Как работает <DataHound>
Как работает <DataHound>

Как и в мобайл-треке, конкуренция была очень острая. Участники использовали разные типы баз данных (реляционная PostgreSQL, документоориентированная MongoDB), комбинацию React.Js + Redux-роутер, Java и Node.js для бэкенда.

Приятно, что даже тем участникам, которые не прошли в финал, таки не дали расстроиться — все получили отличный комплект мерча (сумка-шоппер, футболка хакатона, термокружка и портативная аудиоколонка), а самое главное – бесценный опыт. 

Что дальше?

Судя по всему, набранный темп будет только расти. Церемония закрытия MORE.tech 3.0 едва успела пройти, а регистрация на следующее мероприятие уже открыта: VTB API Hackaton пройдёт с 15 ноября по 11 декабря 2021 года. 

Заявки на участие принимаются до 7 ноября. Вы ещё здесь? :) Делитесь мнениями в комментариях и не теряйте времени: vtbapihack.ru

Источник: https://habr.com/ru/company/vtb/blog/585666/


Интересные статьи

Интересные статьи

Вы знаете, что такое линия Кармана? Я вот не знал, пока не вступил в команду с таким названием. Команду на финале хакатона Цифровой прорыв 2019, на котором нам удалось одержать победу по треку Минздра...
Добрый день, уважаемые хабровчане.Подходит к концу год 2020 и пришла пора подвести итоги. В этот году я попробовал себя в хакатона для получения разнообразных навыков. Са...
Любой хакатон — мероприятие сугубо практическое. На ВТБ More.Tech мы хотели посмотреть, как молодые таланты подойдут к решению поставленных нами задач. Онлайн-формат позв...
Есть статьи о недостатках Битрикса, которые написаны программистами. Недостатки, описанные в них рядовому пользователю безразличны, ведь он не собирается ничего программировать.
Заключительная часть трилогии о хакатонах. В первой части я рассказал о мотивации к участию в таких мероприятиях. Вторая часть была посвящена ошибкам организаторов и их результатам. Заключите...