Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Введение
К написанию этой статьи меня натолкнули долгие разговоры на кухне с друзьями коллегами из отрасли и из ВУЗов. А также такое сообщение моего дипломника-бакалавра, он сказал,что большинство его друзей не собираются поступать в магистратуру, зачем? когда бакалавриат считается законченным высшим и можно идти работать. Сразу пришла мысль: "Как так? Ещё ведь несколько лет назад в магистратуру был безумный конкурс!"
Извиняюсь, если кого-то задену этой статьёй. Это личное мнение, основанное на моём опыте. Я приглашаю к дискуссии и с интересом послушаю ваше мнение.
Про систему образования
Принято считать, что у нас в России фундаментальное образование. Это безусловно так (хотя, на самом деле, по рассказам знакомых все те же интегралы есть и в европейских ВУЗах), многие кафедры и факультеты смогли сохранить качество образования с советских времён (в основном благодаря старичкам-профессорам с советских времён). Нельзя не сказать, что я знаю много молодых преподавателей (и я очень горжусь дружбой с ними), которые пытаются разжечь интерес у студентов, разнообразить программу, а ВУЗы даже иногда выделяют средства на покупку крутого оборудования.
Тем не менее, наблюдается разрыв поколений среди профессорско-преподавательского состава, а также колоссальный отрыв преподавателей от отрасли. Не способствовало мотивации и система оплаты ВУЗам от государства, если раньше платили по количеству поступивших абитуриентов, то теперь по количеству студентов по состоянию на конец года. Кто при таком раскладе будет отчислять?
Видели такую картинку?
Конечно, родители в ВУЗы не ходят (обычно), но картинка показательная. Обучающиеся намного менее уважительно относятся к учителям, преподавателям. Поколение, возможно, уверено, что они всё могут получить из интернета, а ВУЗ - это архаизм, и воспринимают обучение, только как средство получения корочки. Ведь без корочки не берут даже на какую-то простую (читай непрофильную) работу, типа менеджера по продажам.
В моё время студенты волновались перед экзаменами, слабые надеялись хоть что-то нарассказать на тройку. Нынче же все знают, что если поныть, получишь свою тройку, ведь для преподавателей допса - лишняя неоплачиваемая нагрузка, да и бесконечное нытье слушать никому не хочется. Вот и изменилась ценность оценок.
Скоро изменится и ценность корочки.
Так ли необходимо образование?
В наше десятилетие огромного потока информации в интернете, кажется, что научиться можно чему угодно. Кто-то может обвинить меня в старомодности, но я считаю, что без фундаментального образования+наставничества на работе в течение пары лет не стать квалифицированным СВЧ инженером.
Я знаю много историй, что например в IT всё несколько не так, и как раз из-за отставания образования в ВУЗах от современных тенденций и даже языков программирования, образование не так важно, как самообразование.
В сфере радиотехники, так не работает (насколько я знаю, с интересом послушаю ваши истории в комментариях). Считаю, что инженеру необходимы все эти предметы ВУЗовского учебного плана: высшая математика, физика, химия радиоматериалов, интегралы, дифуры, телеграфные уравнения, поля-волны, уравнения Максвелла, теоремы и т.п.
Вернёмся к упомянутому наставничеству на работе. Известно, что студент должен пройти производственную практику во время обучения, а дипломы чаще всего пишутся на профильных предприятиях. К сожалению, часто студентов прикрепляют к инженерам (начальникам), которые а) заняты своими делами, проектами, сдачей работы и им нет дела до студентов, для них это обуза и б) не имеют преподавательского таланта, а иногда элементарного этикета общения. Вот тут и убивается мотивация студента к получению практического опыта.
Работа, зарплата
После выпуска из ВУЗа оставшуюся мотивацию убивает уровень зарплат инженеров. Тут на Хабре часто вижу график, который радостно сообщает "Средняя зарплата в айти 130 тр". И мне становится грустно. Конечно, средняя зарплата - как среднее по больнице, нельзя оценивать по среднему, но давайте зайдём на hh. Программист: от 80-100 тр, СВЧ инженер: от 35 тр.
Да-да, большинство предприятий отрасли предлагают зарплату уровня кассира или сборщика заказов. Ведущий инженер получает немного больше, но, по моему мнению, несоразмеримо с требуемым уровнем подготовки, опыта и ответственности.
И спрашивается зачем учить все эти интегралы, разбираться в напряжённостях поля и тангенциальных составляющих на границах раздела сред??
Перспективы
Мне кажется единственный вариант выжить для инженера- найти небольшую фирму, у которой есть возможность получать СЧ ОКРы, НИРы и/или есть заказы на серийное производство (тут можно работать инженером поддержки серийного производства), которое обеспечит её (фирму) до конца жизни. Тут и зарплата будет получше (но не сильно) и условия не такие жёсткие, как на большом предприятии, правда не будет новых разработок, так что хорошему специалисту скорее всего станет скучно.
Неплохая альтернатива разработке в плане зарплаты - пойти инженером по применению в торговую фирму.
Насчёт образования же, лично мне кажется возможным выходом снижение порога получения корочки до двух (трех?) лет, поучат студенты немного высшей математики, повторят школьную программу физики, немного историю и смогут идти работать. Те, кто реально хочет получить техническую специальность останутся на 6 лет. Группы и потоки будут меньше, и все студенты будут мотивированы учиться, так и преподавателям будет приятнее работать и у них появится возможность уделять время каждому, возможно создавать дополнительные кружки по практическим занятиям.
Статья не имеет цели обидеть программистов, кассиров и инженеров. Все профессии нужны; программисты зато очень много изучают примеры и фильтруют огромный поток информации в противовес отсутствию информации для СВЧ разработчиков.