IoT там, где вы не ждали. Разработка и тестирование (часть 1)

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Применением IoT в фитнес-трекерах, колонках, пылесосах уже никого не удивишь. Думали ли вы, что различные датчики можно установить в мусорные контейнеры и мусоровозы для контроля вывоза мусора? Звучит странно и вызывает вопрос: «А зачем?».

Анатолию Коровину случилось поработать на таком проекте, который они делали с нуля. А в этой статье разбор его доклада с конференции Heisenbug, где он подробно рассказал, почему нужно было делать «Умный мусоровоз» и как велись разработка и тестирование этого проекта.

Общая структура доклада показана на картинке ниже. В этой статье мы рассмотрим только то, что закрашено зеленым на схеме.




Проблемы в отрасли


Основные действующие лица:

  • мусорные контейнеры (ну тут все понятно, мы каждый день видим мусорные баки);
  • жильцы многоквартирных домов;
  • региональный оператор (организация отвечающая за работу с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в регионе);
  • компании перевозчики мусора (транспортные компании, спецтехника для вывоза ТКО);
  • мусорные полигоны (это и мусорные котлованы, и мусоросжигатели, и заводы по переработке мусора).

Когда мы платим за вывоз мусора, то оценить качество услуги проще всего на основании факта вывоза мусора со двора. Но если погрузиться глубже в этот вопрос и попытаться выяснить, куда перевозчик везет мусор (до полигона или в ближайшую канаву), то возникают сложности. Поэтому одной из задач нашей системы стал контроль добросовестности исполнителей.

Бумажная отчетность


В большинстве регионов, с которыми мы работали, региональные операторы собирали отчеты от перевозчиков в бумажном виде. В отчете фиксируется номер автомобиля перевозчика, его маршрут, время загрузки баков и объем мусора. И сдают эти отчеты один раз (или два раза) в год, так что вы можете представить какой это объем данных.



Сложно проверить


Учитывая, что нет никакого механизма для проверки достоверности этих данных, то во многом отчет принимается «на веру». Для решения проблемы операторы в некоторых регионах установили GPS-трекеры на машины перевозчика и стали отслеживать маршрут транспорта.

Хоть операторы и задали вектор решения верно, целиком задача не была решена — отчеты все также представляли собой кипу бумаг на полках в офисе операторов. Сложно представить, что кто-то станет проверять все руками. Из этой кучи бумаги нужно достать какую-нибудь случайно, открыть программу трекера, сверить время в отчете и на трекере, местоположение машины. И на проверяющего падает слишком большой объем данных.

Помимо этого, есть недобросовестные перевозчики, использующие уязвимости в этой системе. Они постепенно осознали, какие показатели у них проверяют, и начали выстраивать «серые» схемы.



Например, перевозчик подъезжает к мусорному контейнеру во дворе, водитель выходит из машины, курит пару минут и уезжает, так и не забрав мусор. Затем он приезжает на ближайшую стройку и загружает себя коммерческим мусором, утилизация которого должна оплачиваться отдельно, потому что это отходы производств и других промышленных предприятий. После этого перевозчик добирается до полигона, где уверенно говорит, что весь этот мусор забрал у подъездов жилых домов.

В таком сценарии маршрут, полученный с GPS-трекера, будет показывать те же самые точки, что фигурируют в отчете перевозчика, но мусор никто не вывез.

И это только один из множества сценариев.

Решаем проблемы при помощи IoT


Чтобы покрыть наибольшее число сценариев, была построена IoT-система, включающая автоматизацию мусорных баков, транспорта перевозчика и мусорные полигоны.

Умные мусорные баки


Для начала мы оборудовали мусорные контейнеры несколькими типами датчиков:

  • Обычный ультразвуковой датчик — определяет уровень заполненности контейнера. Использовать дорогие навороченные системы не имело смысла, поскольку такой девайс по цене iPhone не поставишь в мусорку где-то в удаленном районе, и наверняка его кто-то захочет унести домой.
  • Датчик температуры — телеметрия с него дает понять, не горит ли мусор; акселерометр. Он определяет угол наклона контейнера, и так мы фиксируем в истории, когда приезжал перевозчик и выгружал мусор. А в качестве приятного бонуса мы можем узнать, не перевернули ли вандалы мусорку.
  • RFID-метка. С ее помощью можно однозначно сопоставить, какая машина перевозчика выгружает контейнер.

Все данные передавались через GSM/GPRS, так что никаких проводов, просто прицепили на стенку контейнера, и девайс измеряет уровень мусора перед собой.

Следим за транспортом перевозчика


Для контроля транспорта мы использовали:

  • GPS-трекеры;
  • датчик подъема крана, чтобы отслеживать передвижение арматуры;
  • RFID-считыватель для определения, какой контейнер прицеплен к машине;
  • камера на случай каких-либо разбирательств.



Как вы думаете, какой датчик оказался самым бесполезным?

Да, снимки с камеры не принесли никакой пользы. Из них не то что гламурный аккаунт в Instagram не соберешь, там даже непонятно, на что смотрим-то:



Камеру довольно сложно установить на спец-транспорте перевозчика так, чтобы фотографии были наглядными. В итоге на фото были: дорога, шлагбаум, лужи и т.д., и изредка контейнерные площадки с не самых удачных ракурсов. Ожидали увидеть различные нарушения перевозки мусора, а на деле мусор — сами фото.


Контролируем утилизацию мусора


Контейнеры и транспорт подключили, осталось получить телеметрию от конечной точки — мусорного полигона. Для этого на въезде устанавливается огромный весовой стенд. Когда автомобиль заезжает, мы распознаем номер машины и фиксируем данные в базе. На выезде транспорт проходит аналогичную процедуру, и на разнице этих двух значений мы и работаем.

Что дало внедрение системы?


Перевозчики от этой системы получают довольно большой профит, поскольку теперь каждое утро они знают оптимальный маршрут следования. Машины теперь могут отправиться сначала к точкам, где контейнеры полностью заполнены, и затем двигаться по точкам по убыванию уровня заполненности.



Такие треки разительно отличаются от обычных маршрутов перевозчиков, поскольку без телеметрии предугадать оптимальный вариант довольно сложно.



Также бывает и такой сценарий: большинство площадок для вывоза мусора скомпоновано в достаточно малой области, но есть одна точка, которая располагается на значительном расстоянии от других. Без телеметрии трудно узнать, нужно ли забирать мусор с этой площадки, и водитель приедет к ней, увидит, что контейнеры пустые, и уедет, потратив время и топливо.

В продолжении этой статьи расскажем, как устроен бэкенд этого проекта и какую специфику привнес IoT в подходы к тестированию.

Анатолий Коровин выступит на ближайшей конференции Heisenbug 2020 Piter, которая пройдет 15-18 июня в онлайне.
Этим летом возможно получить знания не только в области тестирования, но и в распределенных вычислениях, фронтенде, бэкенде, DevОps, мобильных проектах, по билету-абонементу.
Источник: https://habr.com/ru/company/jugru/blog/501922/


Интересные статьи

Интересные статьи

В современных embedded-устройствах используется огромное количество различных разъемов, таких как USB Type-B, miniUSB, microUSB и так далее. Все они отличаются форм-фактором, максимальной проп...
Вторая часть перевода лонгрида посвященного визуализации концепций из теории информации. Во второй части рассматриваются энтропия, перекрестная энтропия, дивергенция Кульбака-Лейблера, взаимн...
Принято считать, что персонализация в интернете это магия, которая создается сотнями серверов на основе БигДата и сложного семантического анализа контента.
Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда сайт или портал Битрикс24 недоступен, потому что на диске неожиданно закончилось место? Да, последний бэкап съел все место на диске в самый неподходящий...
«Битрикс» — кошмар на костылях. Эта популярная характеристика системы среди разработчиков и продвиженцев ныне утратила свою актуальность.