Недавно в статье Великий порноэксперимент: история Интернета для взрослых, мы затронули важную для всех тему, однако упустили полноценную историческую часть, которая не менее важна и интересна, и пожалуй, заслуживает двух отдельных публикаций.
«Интернета просто бы не существовало без порно и Стартрека» — Рик Берман, продюсер телесериала «Звездный путь».
Рону Леви также приписывается разработка современного live video, видеотрансляции в режиме реального времени, первая из которых состоялась в мае 1997 года. Это указывает еще на одну движущую силу порнографии, способствующую развитию интернет технологий. Очевидно, что видео было своего рода Святым Граалем для сетевых порнографов. Однако в эпоху dialup трансляция видеофайлов даже минимального качества была технически сложным занятием. Порносайты выступали страстными приверженцами видеокодеков и плагинов от таких компаний, как Real Networks и Microsoft Windows Media player. Но опять же, порносайты хотели упростить жизнь пользователей, поэтому загрузка и использование плагинов не были идеальным решением.
Пионером потокового видео стала ранее упомянутая голландская порнокомпания Red Light District, которая в 1994 году разработала собственную довольно простую систему сжатия видеострима. В 1995 году гламурная модель в стиле ню Дэнни Эйш, основатель и генеральный директор сайта для взрослых Hard Drive Danni, разработала свой собственный видеопродукт под названием DanniVision. Эта и другие кастомные технологии в конечном итоге позволили сильно сжатым, но легко загружаемым порнофильмам воспроизводиться непосредственно на веб-страницах браузеров, не требуя никаких плагинов. Теперь даже пользователи, использующие для выхода в интернет модемы со скоростью 28 Кбит / с, могли запускать, останавливать и перематывать такие видео. Порноиндустрия внедрила эту технологию еще в середине 90-х годов, но только в 2000 году Голливуд начал свои собственные попытки продавать видеоконтент с доставкой по интернету. К тому времени в сети были доступны уже десятки тысяч полнометражных фильмов для взрослых.
Одной из областей сетевой коммуникации, в которой порносайты также выступали пионерами, были видеоконференции. Поскольку многие веб-порнографы пришли из индустрии телефонного секса, где бизнес-модель предполагала подключение клиента к «оператору», который будет говорить грязные вещи в течение минуты, они решили приспособить эту технологию для интернета, усадив живых девушек перед веб-камерами. И действительно, как только появились первые веб-камеры потребительского класса, работники секс-индустрии принялись экспериментировать с видео личного исполнения, в конечном итоге создав эротическую подписку на свои каналы с поминутной оплатой. Даже американская студентка Дженнифер Рингли, запустившая в 1996 году свой знаменитый блог JenniCam, в конце концов, вынудила людей наблюдать за ее жизнью в режиме онлайн.
Первая девушка-стример Дженнифер Рингли
Однако сетевые порнографы сделали еще один шаг вперед, создав кучу веб-сайтов, на которых девушки и парни тысячами выступали в любое время суток в прямом эфире для платных зрителей. Опять же, порноиндустрия написала свое собственное программное обеспечение и настроила свою собственную технологию, чтобы в полной мере реализовать эротический видеостриминг к 1997-98 годам. В конце 90-х годов такие веб-сайты были самой популярной нишей на рынке онлайн-порно, поскольку позволяли создать своего рода «чат AOL на стероидах». Пользователи могли говорить грязные вещи и напрямую взаимодействовать с кем-то, пользуясь дополнительным возбудителем в виде реакции собеседника на их поведение. В эпоху, когда IT-компании изо всех сил пытались заставить основные бизнес-корпорации совещаться с помощью видеоконференций, индустрия «интернета для взрослых» вовсю организовывала подобные мероприятия среди своей клиентуры по всему миру.
Однако рассматривать лишь компании, получившие развитие в области онлайн-порно, было бы слишком узким взглядом на вещи. Будучи гигантским издателем и распространителем медиконтента, Интернет снова и снова понижал барьеры для привлечения новых клиентов, уменьшал издержки производства, делая распространение информации по всему миру мгновенным и легким, таким образом предоставляя пользователям беспрецедентные возможности. Точно так же, как блоги и социальные сети позволяют любому человеку заявить о себе миру, интернет для взрослых позволял любому человеку почувствовать себя порнозвездой. Рынок любительского онлайн-порно насчитывал не меньше «актеров», чем традиционные порно-студии, такие как Playboy или Vivid. Конечно, домашняя порнография стала возможной благодаря технологическим достижениям в области цифрового видео, но именно интернет позволил распространять «домашку» не доступным ранее способом.
Прибыль от зарегистрированных пользователей сайта Дэнни Эйш Dannie's Hard Drive выросла с 600 тыс. долларов в 1995 году до 2,5 млн. долларов к 1997 году, и таких, как она, в интернете было великое множество. Сотни, а может быть, и тысячи производителей порно контента влились в индустрию исключительно благодаря интернету. Грег Дюма, пришедший на пост вице-президента по маркетингу журнала Hustler в 1995 году, долгое время не мог убедить Ларри Флинта занять свою нишу в интернете и начал самостоятельно создавать порносайты, такие как ClubLove и iGallery. К моменту продажи в 1999 году они приносили уже более 21 миллиона долларов прибыли в год.
Обложка рождественского номера журнала Hustler за 1996 г
Pink Visual — еще один пример порнокомпании – выскочки, не глядя шагнувшей в пустоту, чтобы удовлетворить ненасытный интерес интернета к порнографии. В 2006 году, через пару лет после запуска сайта, президент компании Эллисон Вивас сказал: «наш успех обязан тому, что одна половина традиционных порнокомпаний не извлекала выгоду из возможностей интернета, а другая половина просто была не в состоянии найти критерий оценки стартапов онлайн-порно и не понимала, с чем можно сравнить размер собственного дохода. Если новый проект приносил $100 000 в месяц с места в карьер, это было здорово, но для такой крупной компании, как Hustler или Vivid, составляло сущие гроши. Новые компании задерживали выход в интернет-пространство именно потому, что не считали его источником достаточной прибыли».
Интернет-порнография в большей степени, чем любая другая «отрасль» интернета, представляет собой историю тысяч мелких игроков рынка, поднявших на своих плечах новую индустрию медиаконтента. Насколько же широко распространены в интернете пикантные материалы для взрослых и какова доля порносайтов по сравнению с общим количеством интернет ресурсов? По данным целевой группы, выступающей за внедрение технологии фильтрации порно контента, в 2003 году ежедневно четверть поисковых запросов приходилась на порнографические материалы. В докладе группы утверждалось, что в том же году 4,2 миллиона порнографических веб-сайтов обеспечивали доступ 72 миллионам посетителей по всему миру, при том, что в 2003 году в мире насчитывалось всего около 700 миллионов пользователей интернета. В одном из отчетов 2012 года утверждалось, что существует от пяти до шести миллионов сайтов, так или иначе связанных с порнографией, или около 12% от общего количества веб-ресурсов. Кроме того, примерно 2,5 миллиарда электронных писем в день, или около 8% общего числа отправленных писем, представляют собой порно-спам. На сегодня в интернете ежедневно обитает свыше 3 миллиардов человек. Так что если экстраполировать эти цифры, можно сделать вывод, что в наше время онлайн-серфингом порно ежедневно занимаются примерно 308 миллионов пользователей интернета.
Примечание переводчика:
В 2018 году исследовательская компания Mediascope по заказу медиахолдинга РБК подсчитала российскую аудиторию порносайтов. В среднем за выбранный год хотя бы раз в месяц сайты для взрослых просматривали 10,7 млн. человек. С учетом того, что в России насчитывается 90 млн. совершеннолетних пользователей, которые выходят в интернет минимум раз в месяц, доля отечественных любителей порнографии составила 11,3% их общего количества, причем полтора миллиона зашедших проводили на порносайтах более 10 минут в день. Также выяснилось, что ежедневно на порносайты заходят минимум 1,6 млн. россиян.
В обзоре не учитывались тематические блоги, сообщества, группы «ВКонтакте», Blogger.com, Tumblr, а также потребление порно контента на известных видеосервисах типа YouTube, поскольку сбор подобной информации обходится слишком дорого. Были собраны лишь сведения о площадках, которые позиционируют себя как сайты для взрослых и принят во внимание просмотр порно контента только на десктопах. По материалам Mediascope, аудитория порносайтов на мобильных устройствах пока что крайне мала и поэтому не показательна.
Интересно то, что несмотря на повсеместное распространение материалов для взрослых, в интернете никогда не существовало порногигантов типа Amazon или Google. Не то чтобы не было онлайн-магазинов порно или онлайн-инструментов для поиска порно, однако не появилось ни одного настолько крупного игрока порно индустрии, чтобы он захотел доминировать в этом сегменте всемирной паутины. Это действительно рынок тысяч различных порнографов преимущественно небольшой величины, если рассматривать их по степени охвата аудитории.
Примечательно и то, что традиционные игроки мира оффлайн-порно, например Playboys или Vivid Videos, не являются доминирующими медиаиздателями в интернете. Онлайн-порно остается очень фрагментированной и сегментированной отраслью, своего рода «длиннохвостыми», если использовать терминологию куратора конференции TED Криса Андерсона.
Вероятно, причины, по которым традиционные порнокомпании не особо стремились в интернет, связаны с некоторым конфликтом поколений, а также с дилеммой, стоящей перед новаторами эпохи рождения всемирной паутины. Старые издатели медиаконтента для взрослых времен Хефнера и Флинта всегда и публично пренебрегали интернет-порнографией как продукцией более низкого качества, чем та, которую они делали на своих студиях. По словам Грега Дюма, во время его работы в Hustler, «руководство компании считало интернет причудой и изначально было против любых инвестиций в сетевую индустрию. «Хастлер» был издательством старой школы, а не технически инновационной компанией. Они все еще писали заметки на бумаге, и у них не было электронной почты. Это было совсем другое время».
Это был глубоко укоренившийся образ мышления, и казалось, что он получил распространение во всей отрасли производителей традиционного порно. Мысль заключалась в том, что домашнее видео на DVD-дисках приносит пользователю гораздо большее удовлетворение, чем дерганное, размером с почтовую марку веб-видео, вызывающее раздражение ожиданием буферизации. Джон Стальяно, основатель порно-студии Evil Angel, считал, что традиционные порнокомпании пропустили свой интернет-поезд, в который стоило запрыгивать как можно раньше, пока он еще не набрал скорости. «Если бы мы это сделали вовремя, то заработали бы больше денег. Но я ничего не понимал в этой технологии. Интернет был для меня силой мощной, но неизведанной. Примерно до 2003 года система доставки онлайн порно пользователю значительно уступала удобству VHS-кассеты или DVD-диска, вот почему я не воспринимал интернет в качестве конкурента».
Но, конечно же, согласно классической модели «подрывных инноваций» Клейтона Кристенсена, нередко в мире происходят такие изменения рыночных ценностей, что прежние конкурентные параметры просто теряют свое значение. Действительно, когда практически любое порно стало широко доступным, стоило ли пользователям заострять внимание на его качестве?
Еще одним важным фактором было то, что, как и в случае с компаниями звукозаписи в эпоху CD, эра DVD конца 90-х — начале 2000-х стала своего рода вторым золотым веком порно. По данным Adult Video News, в 1997 году видео для домашнего просмотра на компактных носителях принесло примерно 16 миллиардов долларов дохода, а порно в интернете — примерно 4,2 миллиарда долларов. Когда DVD заменили VHS, эти цифры только увеличились. На рубеже веков продажа порно на кассетах и компакт-дисках приносила столько прибыли, что воротилы индустрии никак не могли предположить скорого конца этой модели дистрибуции пикантного контента. Ведь, в конце концов, традиционное порно всегда приспосабливалось и извлекало выгоду из любой технологической инновации, почему же с интернетом должно было случиться по-другому?
Все мы помним, что случилось с музыкальной индустрией Napster, и видим, что сейчас происходит с кино и теле индустрией благодаря существованию файлообменников типа BitTorrent и Netflix. Тяжелым уроком для всех производителей медиаконтента стало осознание, что Интернет может не разрушить привычный вам бизнес сразу, но он все равно когда-нибудь это сделает. Безусловно, именно это и произошло с оффлайн порнографией. Как и в случае с цифровой музыкой, ключевым изменением стало распространение широкополосной связи, а также более емких HDD и более совершенных технологий отображения медиафайлов. Кроме того, рост количества сайтов веб стримеров и засилье самодельной порнографии приучили потребителей взрослого контента к определенной неразборчивости. На самом деле можно утверждать, что еще до появления Web 2.0 и социальных сетей, до рождения звезд YouTube и аккаунтов Facebook, именно порно впервые подтолкнуло сетевых серферов на создание пользовательского контента.
В конечном итоге технологическая инновация, рожденная в Кремниевой долине, обошла ее стороной. Появление YouTube в 2005 году сделало мейнстримом свободную загрузку, скачивание, потребление и обмен цифрового видео и способствовало немедленному возникновению и размножению таких подражателей сервиса, как YouPorn, RedTube, Tube Galore и им подобных. Так же, как YouTube позиционировал себя как способ делиться своими личными видео с сотнями и тысячами незнакомых людей, сайты Tube предлагали себя пользователям, желающим представить свое домашнее порно на всеобщее обозрение. Конечно же, YouTube переполнен профессиональными видеороликами, упоминаниями авторских прав и пиратским контентом. Точно также обстоит дело с сайтами порно Tube – они кишат не только всеми существующими перекопированными лицензионными порно-DVD, но и материалом, освобожденным от запароленной защиты платных порно-сайтов.
Проблемы с пиратством на каналах – порно аналогов YouTube достаточно старое явление. Как и в случае с компаниями звукозаписи, созданными после эпохи Napster, у порноиндустрии возникли определенные проблемы, вызванные развитием технологии bit-torrent. Кстати, Napster был фактически куплен европейской порнокомпанией Private Media Group в 2002 году за 2,43 миллиона долларов, а затем перепродан MP3-компании Roxio.
Но скачивание пиратского порно – это одно, а его просмотр на каналах порно Tube – нечто другое. И разница здесь заключается в том, что пользователю часто хватает всего 3-4 минут, чтобы, скажем так, полностью удовлетвориться просмотром. Ирония заключается в том, что онлайн-порно родилось из пиратства того же рода, каким занимались владельцы сайтов BBS, сканирующие картинки из журнала Playboy. Однако современные интернет-технологии таковы, что порноиндустрия чувствует себя еще более бессильной дать отпор пиратам, чем голливудские киностудии.
Как вспоминает Эллисон Вивас из Pink Visual, «история Napster с пиратством демоверсии песни Metallica произошла в 2001 году, однако пиратство существовало и до того времени. Однако люди ничего не предпринимали по многим причинам, в первую очередь благодаря тому, что деньги все еще текли рекой. И только когда течение денег стало замедляться, они стали разочаровываться в происходящем. Во-вторых, индустрия развлечений для взрослых немного побаивается законов и думает, что нарушение авторских прав в какой-то мере может оказать на нее обратный эффект».
Как выясняется, в последние годы порно страдало теми же болезнями, которые преследовали их старших медиа-собратьев. На сегодня люди практически перестали покупать DVD-диски и прочие компактные носители медиаконтента, пожалуй, за исключением коллекционных изданий видеоигр, так что эта дойная корова иссякла. Магазинов видеопроката больше не существуют. Даже платное порно телевидение терпит крах благодаря тому, что интернет делает весь нужный взрослый контент бесплатным и мгновенно доступным на множестве Tube-сайтов. В некотором смысле порно стало больше похоже на индустрию звукозаписи. Точно так же, как меломаны больше не хотят иметь полные альбомы, предпочитая получать доступ только к отдельным песням, идея покупки цельного DVD-порно может рассматриваться как историческая аберрация. Отдельные пикантные сцены, живое домашнее видео — это все, что действительно интересует любителей порно в наши дни.
Значительные перемены произошли в 2006 году, когда рынок DVD для взрослых впервые в истории своего существования сократился на 15% в годовом исчислении. Джон Стальяно из EvilAngel говорил: «Мы не чувствовали опасности, исходящей от интернета, почти что до середины первой декады нового тысячелетия. Поэтому вместо того, чтобы увеличить долю дохода от продажи DVD до 90%, пока это было возможно, мы получали не более 40% прибыли от данного сегмента цифровой дистрибуции».
Но развитие интернета повлияло губительно не только на продажи DVD. По данным The Wall Street Journal, в период с 2008 по 2010 год выручка от платного просмотра взрослого ТВ упала с $1 млрд. до 899 млн. долларов. Только в 2008 году продажи и прокат DVD – порно сократились на 22%, что в два раза больше, чем в целом по голливудской видеопродукции на компактных носителях. Глава студии Vivid Video Стивен Хирш подсчитал, что в целом продажи DVD упали на 80 процентов за пять лет с 2009 по 2014 годы. Убытки затронули не только студии, но и самих порномоделей. По их словам, десять лет назад женщины-актрисы, снимавшиеся в фильмах для взрослых, могли заработать за год около 100000 долларов, сейчас же хорошо, если им удается получить половину этой суммы.
Еще в эпоху спасения банков, во время финансового кризиса, основатель Hustler Ларри Флинт и генеральный директор Girls Gone Wild Джо Фрэнсис просили кредитные организации помочь порноиндустрии остаться на плаву, выделив для этого 5 миллиардов долларов. Порнопродюсер Кевин Бичем сказал в 2012 году: «когда появился Интернет, было, наверное, пять основных игроков в медиапространстве фильмов для взрослых, и эти ребята тратили миллион в неделю, чтобы заработать пять. Теперь я слышу, что те же самые парни тратят миллион, чтобы заработать миллион».
По словам Пола Фишбейна, основателя журнала Adult Video News, та же самая технология, которая привела порноиндустрию в 21-й век, теперь ее же и убивает, потому как трудно продать потребителям то, что они могут получить бесплатно.
Пожалуй, своего пика порноиндустрия достигла в 2006 г, и именно в этом году был опубликован самый полный и подробный отчет о ее экономике. На то время вся мировая порноиндустрия приносила прибыль порядка 97 миллиардов долларов, что превышало доход таких технологических IT-гигантов, как Microsoft, Google, Amazon, eBay, Yahoo!, Apple, Netflix и EarthLink, вместе взятых. Согласно этому отчету, каждую секунду, каждый день на порнографию тратилось 3075,64 доллара. Ежесекундно порносайты просматривало 28258 новых пользователей, а 372 любителя клубнички вводили в поисковые системы запросы на контент для взрослых. Было бы интересно узнать, насколько эти цифры изменились за последнее десятилетие, но, к сожалению, более свежие отчеты не содержат настолько глобальной информации.
По иронии судьбы, Tube-сайты, сделавшие так много для развития порноиндустрии, в цифровом тысячелетии все больше скрываются за статьей Закона об авторских правах. В ней сказано, что владельцы сайтов не несут ответственности за все то, что их пользователи совершают на видео сервисах. Порноиндустрия обвиняет Tube-сайты в том, что они сами загружают контент, защищенный авторским правом, а владельцы сайтов утверждают, что это делают пользователи, и поэтому согласно положениям DMCA, администрация не несет никакой ответственности за пиратский контент.
Интересная особенность подобных сайтов заключается в том, что за этим явлением может вполне может стоять какой-то игрок или игроки из самой порноиндустрии. Как говорится в одной из статей New York Magazine 2011 года, компания Brazzers лично запустила Tube-сайт для продвижения собственного контента, который, конечно же, сосуществовал там с контентом других производителей, загруженным пользователями. Позднее компанию Brazzers продали немецкому гуру программирования по имени Фабиан Тилманн, который изменил название всего холдинга на Manwin. На сегодня Manwin, базирующийся в Канаде и Люксембурге, имеет более 500 сотрудников. Этот медиахолдинг ежедневно размещает через свою интернет-сеть, включающую десятки Tube-сайтов, примерно 42 миллиона уникальных порно-роликов, а в 2011 году приобрел право на реализацию интернет-проектов для самого Playboy.
Судя по всему, в последнее время Tube-сайты взяли порноиндустрию в оборот. Это произошло то ли в силу доминирования Tube-сайтов, совершивших своего рода дворцовый переворот, то ли по причине наличия какой-то глобальной договоренности между основными игроками рынка вроде той, что имела место в империи Cybererotica. Однако одно является неоспоримым: из предложения типа «не пропустите мимо!» интернет порно превратилось в единственный контент с нулевой предельной стоимостью, как и любой другой цифровой товар. Разочарование порнографов в Tube-сайтах перекликается с жалобами их великих голливудских собратьев. Послушайте порнопродюсера Скотта Коффмана: «я могу связаться с администрацией Tube-сайта и потребовать, чтобы они удали мой контент, размещенный пиратами, и они обязаны будут это сделать. Но если кто-то в течение ближайшего часа снова загрузит на сайт этот же контент, я должен опять обратиться с жалобой. Пираты могут нанять одного человека, который целый день будет сидеть перед компьютером и загружать на сайт удаленный контент снова и снова, пока мне не надоест жаловаться или пока это видео не скачают все кому не лень. Если ломбарды не перепродают украденные вещи, то почему же так не поступят владельцы Tube-сайта? Если бы DMCA использовал более разумные принципы, наша индустрия имела бы совсем другую историю».
Пока что неясно, сможет ли порно индустрия научить эффективным продажам интернет индустрию традиционного медиаконтента. С другой стороны, большой Интернет, как и большая медиаиндустрия, всегда имел сложные отношения с порно. Широкая распространенность и неограниченная доступность порно в интернете для некоторых воротил бизнеса всегда служила способом хорошо заработать, но в отношении положительной репутации Интернета порно всегда служило источником головной боли.
Нельзя рассуждать об истории порнографии, хотя бы кратко не упомянув цензуру и попытки правительства регулировать обращение подобного контента. Многие законодательные инициативы ограничить в целом свободный и открытый интернет были вызваны попытками искоренить сетевую порнографию. Сейчас мы уже привыкли к тому, что люди пытаются сломать Интернет, чтобы унять жадность Интернет-провайдеров или защитить олигархию авторских прав Голливуда и прочих производителей медиаконтента. Однако исторически сложилось так, что самые большие угрозы для Интернета рождались в форме крестовых походов против порнографии, таких как американский Communications Decency Act — Закон о благопристойности коммуникаций 1996 года или недавние инициативы по блокированию порнографии в Великобритании. До сих пор глобальный Интернет успешно боролся с этими попытками цензуры, однако при этом стеснялся признать, насколько велик вклад порнографии в его общую прибыль.
Разумеется, что на заре Интернета такие компании, как Cisco, Sun и Oracle, не смогли бы продавать такое количество аппаратного и программного обеспечения, какое им удавалось реализовать, если бы не движущая роль порно в создании сетевого контента. Да и толчок к развитию широкополосной связи не был бы столь силен, если бы не этого не потребовалось любителям порнографии. Люди не особенно стремились скачивать голливудские фильмы, по крайней мере, до появления iTunes и Netflix, но на рубеже веков они, безусловно, хотели как можно быстрее загружать свое порно. Ведь мы постоянно слышим о том, что порно составляет существенный процент Интернет-трафика или что «секс» – это самый популярный поисковый термин.
Интересно было бы узнать, какую роль играет порно в формировании прибыли основных игроков интернет-индустрии развлечений, ведь сами они никогда об этом не расскажут. Конечно, в начале существования разделы контента для взрослых имелись и у Yahoo, и у Craigslist, что, безусловно, способствовало росту популярности данных ресурсов. А во время краха доткомов, когда денежный поток иссяк практически повсюду, несколько крупных игроков интернета обратились к порнографическим материалам, чтобы остаться на плаву, реализуя пользователям контент, который стабильно пользуется спросом, не смотря ни на что. Например, в ноябре 2000 года Alta Vista подписала контракт с Private Media Group относительно спонсорства поисковых запросов, связанных с порнографией, которые, как утверждал исполнительный директор PMG Берт Милтон, составляли половину всех поисковых запросов Alta Vista.
Akamai Technologies аналогичным образом изо всех сил пыталась найти новых клиентов после того, как лопнул пузырь dotcome. В марте 2001 года во время одной из своих многочисленных поездок в Калифорнию глава компании Дэнни Левин лично встретился с 15 представителями индустрии для взрослых, включая Playboy и Vivid, и сказал им: «индустрия для взрослых — это значимый сегмент рынка, и мы не можем себе позволить его игнорировать».
В конце концов, хотя интернет-индустрия относится к порнографии весьма сдержанно, не секрет, что именно порно до сих пор остается главным игроком сетевого контента. Несмотря на то, что Стив Джобс прилюдно защищая проприетарную природу iOS, заявил, что закрытая экосистема Apple делает такие вещи, как iPad, свободным от порнографии, к моменту появления iPad на рынке в 2010 году компания Pink Visual уже имела выделенный для iPad веб-сайт. И этой сайт был готов к работе за три дня до того, как первые iPad поступили в продажу. Даже если Apple продолжает демонстративно избегать порнографии, в мире существует Android, где приложения и контент для взрослых легко достижимы и широко популярны.
Изучая историю порно в интернете, постоянно задаешься вопросом, в какой степени порно сформировало или трансформировало Интернет, и в какой степени сам Интернет смог преобразовать порно. Давайте акцентируем свое внимание на главной особенности порнографии: в первую очередь это продукт, который люди предпочитают потреблять в частном порядке. Все технологические революции последних 100 лет были направлены на то, чтобы (по крайней мере, в контексте порнографии) сделать потребление этого продукта приватным. В кинофильме могут внезапно показать реальных людей, занимающихся сексом прямо перед вами. Но когда вы хотите «переварить» это зрелище наедине с самим собой, вам приходится сидеть в общественном кинотеатре с десятками других людей. Журналы типа Playboy и домашнее видео позволили потреблять порнографию в домашнем уединении. Но по своему предназначению телевидение не является атрибутом личного пространства, и вы все равно должны выйти на публику, чтобы купить или взять напрокат желанную порнографию.
Можно сказать, что подлинная приватность была сформирована именно благодаря BBS и интернету, потому что отныне для того, чтобы заполучить «взрослые радости», не нужно было выходить из дома. Но опять-таки, для семейного человека компьютер зачастую не предоставляет возможности создать личное, уединенное, изолированное пространство внутри собственного дома.
Поэтому, несмотря на заявления Стивена Джобса, настоящая революция заключается в том, что Интернет являет собой вершину порнографической технологии. По крайней мере, до тех пор, пока Oculus Rift или нечто подобное не презентует нам виртуальное 3D порно.
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Equinix Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
«Интернета просто бы не существовало без порно и Стартрека» — Рик Берман, продюсер телесериала «Звездный путь».
Disclaimer. В статье присутствуют изображения эротического содержания и полностью отсутствует какой-либо порнографический контент. Рассказывается о том, какое развитие обеспечил контент для взрослых в целом для медиаиндустрии и для сети Интернет после её рождения. Вы узнаете историю от порно-театров до наших дней, почему VHS победил BetaMax, о том, как «сисопы» заработали свои первые миллионы долларов на эротическом контенте, распространяя его миллионам человек еще до того, как появился Интернет, то есть тогда, когда в Интернете ещё никого не было. А также то, как Амазон и многие другие онлайн-корпорации, использовали модель Леви для работы с партнёрами, применявшуюся на ранних сайтах для взрослых, и то что двухфакторная идентификация впервые была изобретена для того, чтоб защитить пользователей от нежелательных порнографических email-рассылок, а не только для повышения безопасности.
История Интернет-порно. Часть 1
Технологические инновации
Рону Леви также приписывается разработка современного live video, видеотрансляции в режиме реального времени, первая из которых состоялась в мае 1997 года. Это указывает еще на одну движущую силу порнографии, способствующую развитию интернет технологий. Очевидно, что видео было своего рода Святым Граалем для сетевых порнографов. Однако в эпоху dialup трансляция видеофайлов даже минимального качества была технически сложным занятием. Порносайты выступали страстными приверженцами видеокодеков и плагинов от таких компаний, как Real Networks и Microsoft Windows Media player. Но опять же, порносайты хотели упростить жизнь пользователей, поэтому загрузка и использование плагинов не были идеальным решением.
Пионером потокового видео стала ранее упомянутая голландская порнокомпания Red Light District, которая в 1994 году разработала собственную довольно простую систему сжатия видеострима. В 1995 году гламурная модель в стиле ню Дэнни Эйш, основатель и генеральный директор сайта для взрослых Hard Drive Danni, разработала свой собственный видеопродукт под названием DanniVision. Эта и другие кастомные технологии в конечном итоге позволили сильно сжатым, но легко загружаемым порнофильмам воспроизводиться непосредственно на веб-страницах браузеров, не требуя никаких плагинов. Теперь даже пользователи, использующие для выхода в интернет модемы со скоростью 28 Кбит / с, могли запускать, останавливать и перематывать такие видео. Порноиндустрия внедрила эту технологию еще в середине 90-х годов, но только в 2000 году Голливуд начал свои собственные попытки продавать видеоконтент с доставкой по интернету. К тому времени в сети были доступны уже десятки тысяч полнометражных фильмов для взрослых.
Одной из областей сетевой коммуникации, в которой порносайты также выступали пионерами, были видеоконференции. Поскольку многие веб-порнографы пришли из индустрии телефонного секса, где бизнес-модель предполагала подключение клиента к «оператору», который будет говорить грязные вещи в течение минуты, они решили приспособить эту технологию для интернета, усадив живых девушек перед веб-камерами. И действительно, как только появились первые веб-камеры потребительского класса, работники секс-индустрии принялись экспериментировать с видео личного исполнения, в конечном итоге создав эротическую подписку на свои каналы с поминутной оплатой. Даже американская студентка Дженнифер Рингли, запустившая в 1996 году свой знаменитый блог JenniCam, в конце концов, вынудила людей наблюдать за ее жизнью в режиме онлайн.
Первая девушка-стример Дженнифер Рингли
Однако сетевые порнографы сделали еще один шаг вперед, создав кучу веб-сайтов, на которых девушки и парни тысячами выступали в любое время суток в прямом эфире для платных зрителей. Опять же, порноиндустрия написала свое собственное программное обеспечение и настроила свою собственную технологию, чтобы в полной мере реализовать эротический видеостриминг к 1997-98 годам. В конце 90-х годов такие веб-сайты были самой популярной нишей на рынке онлайн-порно, поскольку позволяли создать своего рода «чат AOL на стероидах». Пользователи могли говорить грязные вещи и напрямую взаимодействовать с кем-то, пользуясь дополнительным возбудителем в виде реакции собеседника на их поведение. В эпоху, когда IT-компании изо всех сил пытались заставить основные бизнес-корпорации совещаться с помощью видеоконференций, индустрия «интернета для взрослых» вовсю организовывала подобные мероприятия среди своей клиентуры по всему миру.
Однако рассматривать лишь компании, получившие развитие в области онлайн-порно, было бы слишком узким взглядом на вещи. Будучи гигантским издателем и распространителем медиконтента, Интернет снова и снова понижал барьеры для привлечения новых клиентов, уменьшал издержки производства, делая распространение информации по всему миру мгновенным и легким, таким образом предоставляя пользователям беспрецедентные возможности. Точно так же, как блоги и социальные сети позволяют любому человеку заявить о себе миру, интернет для взрослых позволял любому человеку почувствовать себя порнозвездой. Рынок любительского онлайн-порно насчитывал не меньше «актеров», чем традиционные порно-студии, такие как Playboy или Vivid. Конечно, домашняя порнография стала возможной благодаря технологическим достижениям в области цифрового видео, но именно интернет позволил распространять «домашку» не доступным ранее способом.
Прибыль от зарегистрированных пользователей сайта Дэнни Эйш Dannie's Hard Drive выросла с 600 тыс. долларов в 1995 году до 2,5 млн. долларов к 1997 году, и таких, как она, в интернете было великое множество. Сотни, а может быть, и тысячи производителей порно контента влились в индустрию исключительно благодаря интернету. Грег Дюма, пришедший на пост вице-президента по маркетингу журнала Hustler в 1995 году, долгое время не мог убедить Ларри Флинта занять свою нишу в интернете и начал самостоятельно создавать порносайты, такие как ClubLove и iGallery. К моменту продажи в 1999 году они приносили уже более 21 миллиона долларов прибыли в год.
Обложка рождественского номера журнала Hustler за 1996 г
Pink Visual — еще один пример порнокомпании – выскочки, не глядя шагнувшей в пустоту, чтобы удовлетворить ненасытный интерес интернета к порнографии. В 2006 году, через пару лет после запуска сайта, президент компании Эллисон Вивас сказал: «наш успех обязан тому, что одна половина традиционных порнокомпаний не извлекала выгоду из возможностей интернета, а другая половина просто была не в состоянии найти критерий оценки стартапов онлайн-порно и не понимала, с чем можно сравнить размер собственного дохода. Если новый проект приносил $100 000 в месяц с места в карьер, это было здорово, но для такой крупной компании, как Hustler или Vivid, составляло сущие гроши. Новые компании задерживали выход в интернет-пространство именно потому, что не считали его источником достаточной прибыли».
Интернет-порнография в большей степени, чем любая другая «отрасль» интернета, представляет собой историю тысяч мелких игроков рынка, поднявших на своих плечах новую индустрию медиаконтента. Насколько же широко распространены в интернете пикантные материалы для взрослых и какова доля порносайтов по сравнению с общим количеством интернет ресурсов? По данным целевой группы, выступающей за внедрение технологии фильтрации порно контента, в 2003 году ежедневно четверть поисковых запросов приходилась на порнографические материалы. В докладе группы утверждалось, что в том же году 4,2 миллиона порнографических веб-сайтов обеспечивали доступ 72 миллионам посетителей по всему миру, при том, что в 2003 году в мире насчитывалось всего около 700 миллионов пользователей интернета. В одном из отчетов 2012 года утверждалось, что существует от пяти до шести миллионов сайтов, так или иначе связанных с порнографией, или около 12% от общего количества веб-ресурсов. Кроме того, примерно 2,5 миллиарда электронных писем в день, или около 8% общего числа отправленных писем, представляют собой порно-спам. На сегодня в интернете ежедневно обитает свыше 3 миллиардов человек. Так что если экстраполировать эти цифры, можно сделать вывод, что в наше время онлайн-серфингом порно ежедневно занимаются примерно 308 миллионов пользователей интернета.
Примечание переводчика:
В 2018 году исследовательская компания Mediascope по заказу медиахолдинга РБК подсчитала российскую аудиторию порносайтов. В среднем за выбранный год хотя бы раз в месяц сайты для взрослых просматривали 10,7 млн. человек. С учетом того, что в России насчитывается 90 млн. совершеннолетних пользователей, которые выходят в интернет минимум раз в месяц, доля отечественных любителей порнографии составила 11,3% их общего количества, причем полтора миллиона зашедших проводили на порносайтах более 10 минут в день. Также выяснилось, что ежедневно на порносайты заходят минимум 1,6 млн. россиян.
В обзоре не учитывались тематические блоги, сообщества, группы «ВКонтакте», Blogger.com, Tumblr, а также потребление порно контента на известных видеосервисах типа YouTube, поскольку сбор подобной информации обходится слишком дорого. Были собраны лишь сведения о площадках, которые позиционируют себя как сайты для взрослых и принят во внимание просмотр порно контента только на десктопах. По материалам Mediascope, аудитория порносайтов на мобильных устройствах пока что крайне мала и поэтому не показательна.
Интересно то, что несмотря на повсеместное распространение материалов для взрослых, в интернете никогда не существовало порногигантов типа Amazon или Google. Не то чтобы не было онлайн-магазинов порно или онлайн-инструментов для поиска порно, однако не появилось ни одного настолько крупного игрока порно индустрии, чтобы он захотел доминировать в этом сегменте всемирной паутины. Это действительно рынок тысяч различных порнографов преимущественно небольшой величины, если рассматривать их по степени охвата аудитории.
Примечательно и то, что традиционные игроки мира оффлайн-порно, например Playboys или Vivid Videos, не являются доминирующими медиаиздателями в интернете. Онлайн-порно остается очень фрагментированной и сегментированной отраслью, своего рода «длиннохвостыми», если использовать терминологию куратора конференции TED Криса Андерсона.
Вероятно, причины, по которым традиционные порнокомпании не особо стремились в интернет, связаны с некоторым конфликтом поколений, а также с дилеммой, стоящей перед новаторами эпохи рождения всемирной паутины. Старые издатели медиаконтента для взрослых времен Хефнера и Флинта всегда и публично пренебрегали интернет-порнографией как продукцией более низкого качества, чем та, которую они делали на своих студиях. По словам Грега Дюма, во время его работы в Hustler, «руководство компании считало интернет причудой и изначально было против любых инвестиций в сетевую индустрию. «Хастлер» был издательством старой школы, а не технически инновационной компанией. Они все еще писали заметки на бумаге, и у них не было электронной почты. Это было совсем другое время».
Это был глубоко укоренившийся образ мышления, и казалось, что он получил распространение во всей отрасли производителей традиционного порно. Мысль заключалась в том, что домашнее видео на DVD-дисках приносит пользователю гораздо большее удовлетворение, чем дерганное, размером с почтовую марку веб-видео, вызывающее раздражение ожиданием буферизации. Джон Стальяно, основатель порно-студии Evil Angel, считал, что традиционные порнокомпании пропустили свой интернет-поезд, в который стоило запрыгивать как можно раньше, пока он еще не набрал скорости. «Если бы мы это сделали вовремя, то заработали бы больше денег. Но я ничего не понимал в этой технологии. Интернет был для меня силой мощной, но неизведанной. Примерно до 2003 года система доставки онлайн порно пользователю значительно уступала удобству VHS-кассеты или DVD-диска, вот почему я не воспринимал интернет в качестве конкурента».
Но, конечно же, согласно классической модели «подрывных инноваций» Клейтона Кристенсена, нередко в мире происходят такие изменения рыночных ценностей, что прежние конкурентные параметры просто теряют свое значение. Действительно, когда практически любое порно стало широко доступным, стоило ли пользователям заострять внимание на его качестве?
Еще одним важным фактором было то, что, как и в случае с компаниями звукозаписи в эпоху CD, эра DVD конца 90-х — начале 2000-х стала своего рода вторым золотым веком порно. По данным Adult Video News, в 1997 году видео для домашнего просмотра на компактных носителях принесло примерно 16 миллиардов долларов дохода, а порно в интернете — примерно 4,2 миллиарда долларов. Когда DVD заменили VHS, эти цифры только увеличились. На рубеже веков продажа порно на кассетах и компакт-дисках приносила столько прибыли, что воротилы индустрии никак не могли предположить скорого конца этой модели дистрибуции пикантного контента. Ведь, в конце концов, традиционное порно всегда приспосабливалось и извлекало выгоду из любой технологической инновации, почему же с интернетом должно было случиться по-другому?
Веб как могильщик оффлайн порно
Все мы помним, что случилось с музыкальной индустрией Napster, и видим, что сейчас происходит с кино и теле индустрией благодаря существованию файлообменников типа BitTorrent и Netflix. Тяжелым уроком для всех производителей медиаконтента стало осознание, что Интернет может не разрушить привычный вам бизнес сразу, но он все равно когда-нибудь это сделает. Безусловно, именно это и произошло с оффлайн порнографией. Как и в случае с цифровой музыкой, ключевым изменением стало распространение широкополосной связи, а также более емких HDD и более совершенных технологий отображения медиафайлов. Кроме того, рост количества сайтов веб стримеров и засилье самодельной порнографии приучили потребителей взрослого контента к определенной неразборчивости. На самом деле можно утверждать, что еще до появления Web 2.0 и социальных сетей, до рождения звезд YouTube и аккаунтов Facebook, именно порно впервые подтолкнуло сетевых серферов на создание пользовательского контента.
В конечном итоге технологическая инновация, рожденная в Кремниевой долине, обошла ее стороной. Появление YouTube в 2005 году сделало мейнстримом свободную загрузку, скачивание, потребление и обмен цифрового видео и способствовало немедленному возникновению и размножению таких подражателей сервиса, как YouPorn, RedTube, Tube Galore и им подобных. Так же, как YouTube позиционировал себя как способ делиться своими личными видео с сотнями и тысячами незнакомых людей, сайты Tube предлагали себя пользователям, желающим представить свое домашнее порно на всеобщее обозрение. Конечно же, YouTube переполнен профессиональными видеороликами, упоминаниями авторских прав и пиратским контентом. Точно также обстоит дело с сайтами порно Tube – они кишат не только всеми существующими перекопированными лицензионными порно-DVD, но и материалом, освобожденным от запароленной защиты платных порно-сайтов.
Проблемы с пиратством на каналах – порно аналогов YouTube достаточно старое явление. Как и в случае с компаниями звукозаписи, созданными после эпохи Napster, у порноиндустрии возникли определенные проблемы, вызванные развитием технологии bit-torrent. Кстати, Napster был фактически куплен европейской порнокомпанией Private Media Group в 2002 году за 2,43 миллиона долларов, а затем перепродан MP3-компании Roxio.
Но скачивание пиратского порно – это одно, а его просмотр на каналах порно Tube – нечто другое. И разница здесь заключается в том, что пользователю часто хватает всего 3-4 минут, чтобы, скажем так, полностью удовлетвориться просмотром. Ирония заключается в том, что онлайн-порно родилось из пиратства того же рода, каким занимались владельцы сайтов BBS, сканирующие картинки из журнала Playboy. Однако современные интернет-технологии таковы, что порноиндустрия чувствует себя еще более бессильной дать отпор пиратам, чем голливудские киностудии.
Как вспоминает Эллисон Вивас из Pink Visual, «история Napster с пиратством демоверсии песни Metallica произошла в 2001 году, однако пиратство существовало и до того времени. Однако люди ничего не предпринимали по многим причинам, в первую очередь благодаря тому, что деньги все еще текли рекой. И только когда течение денег стало замедляться, они стали разочаровываться в происходящем. Во-вторых, индустрия развлечений для взрослых немного побаивается законов и думает, что нарушение авторских прав в какой-то мере может оказать на нее обратный эффект».
Как выясняется, в последние годы порно страдало теми же болезнями, которые преследовали их старших медиа-собратьев. На сегодня люди практически перестали покупать DVD-диски и прочие компактные носители медиаконтента, пожалуй, за исключением коллекционных изданий видеоигр, так что эта дойная корова иссякла. Магазинов видеопроката больше не существуют. Даже платное порно телевидение терпит крах благодаря тому, что интернет делает весь нужный взрослый контент бесплатным и мгновенно доступным на множестве Tube-сайтов. В некотором смысле порно стало больше похоже на индустрию звукозаписи. Точно так же, как меломаны больше не хотят иметь полные альбомы, предпочитая получать доступ только к отдельным песням, идея покупки цельного DVD-порно может рассматриваться как историческая аберрация. Отдельные пикантные сцены, живое домашнее видео — это все, что действительно интересует любителей порно в наши дни.
Значительные перемены произошли в 2006 году, когда рынок DVD для взрослых впервые в истории своего существования сократился на 15% в годовом исчислении. Джон Стальяно из EvilAngel говорил: «Мы не чувствовали опасности, исходящей от интернета, почти что до середины первой декады нового тысячелетия. Поэтому вместо того, чтобы увеличить долю дохода от продажи DVD до 90%, пока это было возможно, мы получали не более 40% прибыли от данного сегмента цифровой дистрибуции».
Но развитие интернета повлияло губительно не только на продажи DVD. По данным The Wall Street Journal, в период с 2008 по 2010 год выручка от платного просмотра взрослого ТВ упала с $1 млрд. до 899 млн. долларов. Только в 2008 году продажи и прокат DVD – порно сократились на 22%, что в два раза больше, чем в целом по голливудской видеопродукции на компактных носителях. Глава студии Vivid Video Стивен Хирш подсчитал, что в целом продажи DVD упали на 80 процентов за пять лет с 2009 по 2014 годы. Убытки затронули не только студии, но и самих порномоделей. По их словам, десять лет назад женщины-актрисы, снимавшиеся в фильмах для взрослых, могли заработать за год около 100000 долларов, сейчас же хорошо, если им удается получить половину этой суммы.
Еще в эпоху спасения банков, во время финансового кризиса, основатель Hustler Ларри Флинт и генеральный директор Girls Gone Wild Джо Фрэнсис просили кредитные организации помочь порноиндустрии остаться на плаву, выделив для этого 5 миллиардов долларов. Порнопродюсер Кевин Бичем сказал в 2012 году: «когда появился Интернет, было, наверное, пять основных игроков в медиапространстве фильмов для взрослых, и эти ребята тратили миллион в неделю, чтобы заработать пять. Теперь я слышу, что те же самые парни тратят миллион, чтобы заработать миллион».
По словам Пола Фишбейна, основателя журнала Adult Video News, та же самая технология, которая привела порноиндустрию в 21-й век, теперь ее же и убивает, потому как трудно продать потребителям то, что они могут получить бесплатно.
Пожалуй, своего пика порноиндустрия достигла в 2006 г, и именно в этом году был опубликован самый полный и подробный отчет о ее экономике. На то время вся мировая порноиндустрия приносила прибыль порядка 97 миллиардов долларов, что превышало доход таких технологических IT-гигантов, как Microsoft, Google, Amazon, eBay, Yahoo!, Apple, Netflix и EarthLink, вместе взятых. Согласно этому отчету, каждую секунду, каждый день на порнографию тратилось 3075,64 доллара. Ежесекундно порносайты просматривало 28258 новых пользователей, а 372 любителя клубнички вводили в поисковые системы запросы на контент для взрослых. Было бы интересно узнать, насколько эти цифры изменились за последнее десятилетие, но, к сожалению, более свежие отчеты не содержат настолько глобальной информации.
По иронии судьбы, Tube-сайты, сделавшие так много для развития порноиндустрии, в цифровом тысячелетии все больше скрываются за статьей Закона об авторских правах. В ней сказано, что владельцы сайтов не несут ответственности за все то, что их пользователи совершают на видео сервисах. Порноиндустрия обвиняет Tube-сайты в том, что они сами загружают контент, защищенный авторским правом, а владельцы сайтов утверждают, что это делают пользователи, и поэтому согласно положениям DMCA, администрация не несет никакой ответственности за пиратский контент.
Интересная особенность подобных сайтов заключается в том, что за этим явлением может вполне может стоять какой-то игрок или игроки из самой порноиндустрии. Как говорится в одной из статей New York Magazine 2011 года, компания Brazzers лично запустила Tube-сайт для продвижения собственного контента, который, конечно же, сосуществовал там с контентом других производителей, загруженным пользователями. Позднее компанию Brazzers продали немецкому гуру программирования по имени Фабиан Тилманн, который изменил название всего холдинга на Manwin. На сегодня Manwin, базирующийся в Канаде и Люксембурге, имеет более 500 сотрудников. Этот медиахолдинг ежедневно размещает через свою интернет-сеть, включающую десятки Tube-сайтов, примерно 42 миллиона уникальных порно-роликов, а в 2011 году приобрел право на реализацию интернет-проектов для самого Playboy.
Судя по всему, в последнее время Tube-сайты взяли порноиндустрию в оборот. Это произошло то ли в силу доминирования Tube-сайтов, совершивших своего рода дворцовый переворот, то ли по причине наличия какой-то глобальной договоренности между основными игроками рынка вроде той, что имела место в империи Cybererotica. Однако одно является неоспоримым: из предложения типа «не пропустите мимо!» интернет порно превратилось в единственный контент с нулевой предельной стоимостью, как и любой другой цифровой товар. Разочарование порнографов в Tube-сайтах перекликается с жалобами их великих голливудских собратьев. Послушайте порнопродюсера Скотта Коффмана: «я могу связаться с администрацией Tube-сайта и потребовать, чтобы они удали мой контент, размещенный пиратами, и они обязаны будут это сделать. Но если кто-то в течение ближайшего часа снова загрузит на сайт этот же контент, я должен опять обратиться с жалобой. Пираты могут нанять одного человека, который целый день будет сидеть перед компьютером и загружать на сайт удаленный контент снова и снова, пока мне не надоест жаловаться или пока это видео не скачают все кому не лень. Если ломбарды не перепродают украденные вещи, то почему же так не поступят владельцы Tube-сайта? Если бы DMCA использовал более разумные принципы, наша индустрия имела бы совсем другую историю».
Пока что неясно, сможет ли порно индустрия научить эффективным продажам интернет индустрию традиционного медиаконтента. С другой стороны, большой Интернет, как и большая медиаиндустрия, всегда имел сложные отношения с порно. Широкая распространенность и неограниченная доступность порно в интернете для некоторых воротил бизнеса всегда служила способом хорошо заработать, но в отношении положительной репутации Интернета порно всегда служило источником головной боли.
Нельзя рассуждать об истории порнографии, хотя бы кратко не упомянув цензуру и попытки правительства регулировать обращение подобного контента. Многие законодательные инициативы ограничить в целом свободный и открытый интернет были вызваны попытками искоренить сетевую порнографию. Сейчас мы уже привыкли к тому, что люди пытаются сломать Интернет, чтобы унять жадность Интернет-провайдеров или защитить олигархию авторских прав Голливуда и прочих производителей медиаконтента. Однако исторически сложилось так, что самые большие угрозы для Интернета рождались в форме крестовых походов против порнографии, таких как американский Communications Decency Act — Закон о благопристойности коммуникаций 1996 года или недавние инициативы по блокированию порнографии в Великобритании. До сих пор глобальный Интернет успешно боролся с этими попытками цензуры, однако при этом стеснялся признать, насколько велик вклад порнографии в его общую прибыль.
Разумеется, что на заре Интернета такие компании, как Cisco, Sun и Oracle, не смогли бы продавать такое количество аппаратного и программного обеспечения, какое им удавалось реализовать, если бы не движущая роль порно в создании сетевого контента. Да и толчок к развитию широкополосной связи не был бы столь силен, если бы не этого не потребовалось любителям порнографии. Люди не особенно стремились скачивать голливудские фильмы, по крайней мере, до появления iTunes и Netflix, но на рубеже веков они, безусловно, хотели как можно быстрее загружать свое порно. Ведь мы постоянно слышим о том, что порно составляет существенный процент Интернет-трафика или что «секс» – это самый популярный поисковый термин.
Интересно было бы узнать, какую роль играет порно в формировании прибыли основных игроков интернет-индустрии развлечений, ведь сами они никогда об этом не расскажут. Конечно, в начале существования разделы контента для взрослых имелись и у Yahoo, и у Craigslist, что, безусловно, способствовало росту популярности данных ресурсов. А во время краха доткомов, когда денежный поток иссяк практически повсюду, несколько крупных игроков интернета обратились к порнографическим материалам, чтобы остаться на плаву, реализуя пользователям контент, который стабильно пользуется спросом, не смотря ни на что. Например, в ноябре 2000 года Alta Vista подписала контракт с Private Media Group относительно спонсорства поисковых запросов, связанных с порнографией, которые, как утверждал исполнительный директор PMG Берт Милтон, составляли половину всех поисковых запросов Alta Vista.
Akamai Technologies аналогичным образом изо всех сил пыталась найти новых клиентов после того, как лопнул пузырь dotcome. В марте 2001 года во время одной из своих многочисленных поездок в Калифорнию глава компании Дэнни Левин лично встретился с 15 представителями индустрии для взрослых, включая Playboy и Vivid, и сказал им: «индустрия для взрослых — это значимый сегмент рынка, и мы не можем себе позволить его игнорировать».
В конце концов, хотя интернет-индустрия относится к порнографии весьма сдержанно, не секрет, что именно порно до сих пор остается главным игроком сетевого контента. Несмотря на то, что Стив Джобс прилюдно защищая проприетарную природу iOS, заявил, что закрытая экосистема Apple делает такие вещи, как iPad, свободным от порнографии, к моменту появления iPad на рынке в 2010 году компания Pink Visual уже имела выделенный для iPad веб-сайт. И этой сайт был готов к работе за три дня до того, как первые iPad поступили в продажу. Даже если Apple продолжает демонстративно избегать порнографии, в мире существует Android, где приложения и контент для взрослых легко достижимы и широко популярны.
Изучая историю порно в интернете, постоянно задаешься вопросом, в какой степени порно сформировало или трансформировало Интернет, и в какой степени сам Интернет смог преобразовать порно. Давайте акцентируем свое внимание на главной особенности порнографии: в первую очередь это продукт, который люди предпочитают потреблять в частном порядке. Все технологические революции последних 100 лет были направлены на то, чтобы (по крайней мере, в контексте порнографии) сделать потребление этого продукта приватным. В кинофильме могут внезапно показать реальных людей, занимающихся сексом прямо перед вами. Но когда вы хотите «переварить» это зрелище наедине с самим собой, вам приходится сидеть в общественном кинотеатре с десятками других людей. Журналы типа Playboy и домашнее видео позволили потреблять порнографию в домашнем уединении. Но по своему предназначению телевидение не является атрибутом личного пространства, и вы все равно должны выйти на публику, чтобы купить или взять напрокат желанную порнографию.
Можно сказать, что подлинная приватность была сформирована именно благодаря BBS и интернету, потому что отныне для того, чтобы заполучить «взрослые радости», не нужно было выходить из дома. Но опять-таки, для семейного человека компьютер зачастую не предоставляет возможности создать личное, уединенное, изолированное пространство внутри собственного дома.
Поэтому, несмотря на заявления Стивена Джобса, настоящая революция заключается в том, что Интернет являет собой вершину порнографической технологии. По крайней мере, до тех пор, пока Oculus Rift или нечто подобное не презентует нам виртуальное 3D порно.
Немного рекламы :)
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Equinix Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?