В одном из материалов мы рассказывали о Fidelipac. Он стал первым коммерчески успешным пленочным форматом. Но попытки заключить магнитную ленту в компактный картридж предпринимались и до него. Еще в середине пятидесятых инженеры из компании RCA поместили две маленькие бобины в пластиковый корпус и представили новый формат. О нем и поговорим.
Фото Jeh92 / PD / Компакт-кассета и RCA Sound Tape
В середине пятидесятых годов продажи бобинников в США стабильно росли. По данным Magnetic Recording Industry Association, в 1955-м американцы приобрели 360 тыс. устройств — это на 50% больше, чем годом ранее. Одним из ключевых игроков на рынке была компания RCA Victor.
Она производила как сами проигрыватели, так и предзаписанные бобины с музыкой. Например, компании принадлежали исключительные права на выпуск песен и альбомов Элвиса Пресли, они расходились миллионами копий. Дела шли неплохо, но в компании посчитали, что можно «подстегнуть» продажи, сделав магнитную ленту более доступной для широкой аудитории.
Дело в том, что бобинники по-прежнему оставались уделом энтузиастов — заправка ленты и настройка всех механизмов магнитофона требовала некоторых навыков и времени. Руководство пришло к выводу, что можно упростить этот процесс. В 1958 году инженеры компании уменьшили две бобины и заключили их в компактный пластиковый корпус. Так появился картридж RCA Sound Tape.
Фото Mlsra / CC-BY-SA / RCA Victor, 1962 год (видео с близкой моделью)
Сама лента была шириной в ¼-дюйма и имела четыре дискретных аудиодорожки, на которые можно было записать до 30 минут стереозвука. Скорость протягивания ленты составляла 3,75 дюйма за секунду (9,525 см) — в два раза меньше, чем у большинства катушечных магнитофонов.
Некоторые картриджи могли работать на скорости 1,875 дюйма за секунду. Такой подход увеличивал емкость накопителя в два раза, но ухудшал качество звучания — оно становилось неприемлемым для записи музыки, но подходило для разговорного контента.
RCA возлагали большие надежды на новый формат, однако ему так и не удалось стать массовым — он захватил лишь малую долю рынка с образовательными аудиозаписями. Тогда в журнале Billboard писали, что по сравнению с бобинами, новый картридж хуже передает высокие и низкие частоты, а во время воспроизведения на низкой громкости слышно сильное шипение.
Фото Marcin Wichary / CC BY
Доступность также оставляла желать лучшего — в 1960-м году один картридж стоил 4,5 долларов. В то время как бобину — с лучшими качеством звучания и продолжительностью — можно было приобрести за 3,5 доллара. Еще одним фактором краха этого формата, эксперты относят медленное производство магнитофонов — в RCA просто не успели покрыть даже тот незначительный спрос, которого им удалось добиться. Также компания слишком нерасторопно лицензировала предзаписанные картриджи для домашнего использования — скорее всего это было связано с поисками подходящего контента в условиях пониженного качества звучания формата. Поэтому количество музыкальных композиций, выпущенных на Sound Tape, было относительно небольшим. Пожалуй, из наиболее знаковых — работы американского пианиста Ральфа Фланагана и певицы Лины Хорн, а также композиции дирижера Генри Манчини, который получил четыре премии «Оскар».
Sound Tape исчезли с прилавков в 1964 году — их продавали около шести лет. В RCA занялись производством компакт-кассет от Philips. Сегодня картриджи Sound Tape остаются лишь предметом ностальгии и представляют интерес только для коллекционеров и энтузиастов.
Дополнительное чтение из «Мира Hi-Fi»:
Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками
DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты
Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами
Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным
Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили
И наши «суперхиты» на Хабре:
Фото Jeh92 / PD / Компакт-кассета и RCA Sound Tape
Бобины в пластиковом корпусе
В середине пятидесятых годов продажи бобинников в США стабильно росли. По данным Magnetic Recording Industry Association, в 1955-м американцы приобрели 360 тыс. устройств — это на 50% больше, чем годом ранее. Одним из ключевых игроков на рынке была компания RCA Victor.
Она производила как сами проигрыватели, так и предзаписанные бобины с музыкой. Например, компании принадлежали исключительные права на выпуск песен и альбомов Элвиса Пресли, они расходились миллионами копий. Дела шли неплохо, но в компании посчитали, что можно «подстегнуть» продажи, сделав магнитную ленту более доступной для широкой аудитории.
Дело в том, что бобинники по-прежнему оставались уделом энтузиастов — заправка ленты и настройка всех механизмов магнитофона требовала некоторых навыков и времени. Руководство пришло к выводу, что можно упростить этот процесс. В 1958 году инженеры компании уменьшили две бобины и заключили их в компактный пластиковый корпус. Так появился картридж RCA Sound Tape.
По форме он напоминал привычную нам компакт-кассету, только шире и длиннее. Еще в корпус встроили подающую и приёмную катушку. Также картридж получил специальный тормоз, он не давал ленте размотаться и запутаться.
Фото Mlsra / CC-BY-SA / RCA Victor, 1962 год (видео с близкой моделью)
Сама лента была шириной в ¼-дюйма и имела четыре дискретных аудиодорожки, на которые можно было записать до 30 минут стереозвука. Скорость протягивания ленты составляла 3,75 дюйма за секунду (9,525 см) — в два раза меньше, чем у большинства катушечных магнитофонов.
Некоторые картриджи могли работать на скорости 1,875 дюйма за секунду. Такой подход увеличивал емкость накопителя в два раза, но ухудшал качество звучания — оно становилось неприемлемым для записи музыки, но подходило для разговорного контента.
Шесть лет до забвения
RCA возлагали большие надежды на новый формат, однако ему так и не удалось стать массовым — он захватил лишь малую долю рынка с образовательными аудиозаписями. Тогда в журнале Billboard писали, что по сравнению с бобинами, новый картридж хуже передает высокие и низкие частоты, а во время воспроизведения на низкой громкости слышно сильное шипение.
Фото Marcin Wichary / CC BY
Доступность также оставляла желать лучшего — в 1960-м году один картридж стоил 4,5 долларов. В то время как бобину — с лучшими качеством звучания и продолжительностью — можно было приобрести за 3,5 доллара. Еще одним фактором краха этого формата, эксперты относят медленное производство магнитофонов — в RCA просто не успели покрыть даже тот незначительный спрос, которого им удалось добиться. Также компания слишком нерасторопно лицензировала предзаписанные картриджи для домашнего использования — скорее всего это было связано с поисками подходящего контента в условиях пониженного качества звучания формата. Поэтому количество музыкальных композиций, выпущенных на Sound Tape, было относительно небольшим. Пожалуй, из наиболее знаковых — работы американского пианиста Ральфа Фланагана и певицы Лины Хорн, а также композиции дирижера Генри Манчини, который получил четыре премии «Оскар».
Sound Tape исчезли с прилавков в 1964 году — их продавали около шести лет. В RCA занялись производством компакт-кассет от Philips. Сегодня картриджи Sound Tape остаются лишь предметом ностальгии и представляют интерес только для коллекционеров и энтузиастов.
Дополнительное чтение из «Мира Hi-Fi»:
Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками
DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты
Расцвет, падение и возможное возвращение аудиокассет — разбираемся с мифами
Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным
Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили
И наши «суперхиты» на Хабре:
- Почему офисный шум сводит нас с ума — обсуждаем исследования
- Что слушают разработчики: от классики до игровых саундтреков