IT-2021: Где деньги?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

А точнее, где их легче заработать в новых экономических реалиях, порождённых пандемией? Безусловно, коронавирус оказался своеобразным драйвером роста для IT сферы, что моментально отразилось на рынке труда. И всё же, необходимо разобраться, какие именно направления сильнее всего вырвались вперёд сегодня и останутся перспективными в посткризисную эпоху.

Важно понять, что ничего принципиально нового пандемия не принесла. Она лишь ускорила процессы, начавшиеся далеко не вчера. Задолго до наступления самоизоляции и «удалёнки» было очевидно, что квалифицированные IT-кадры нужны не только профильным компаниям, но любому бизнесу или государственной структуре. И «кадровый голод» в IT – тоже не новость. Ещё в 2019 АПКИТ подсчитали, что доля IT-специалистов составляет лишь 2,4% от экономически активного населения России, что практически в три раза меньше, чем, например, в Финляндии. Но в каких сферах на сегодняшний день «сосёт под ложечкой» сильнее всего?

E-commerce

Коронакризис стал для российской электронной коммерции поистине «волшебным пинком», позволив приблизиться к уровню Китая и США – наиболее развитых в этом отношении стран. По данным Data Insight, за первое полугодие 2020 года объем онлайн-продаж в России достиг 1165 млрд рублей, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года. Они же прогнозируют дальнейший стремительный рост рынка интернет-торговли: в 2021 году - на 34%, в 2022-м - на 32%, в 2023-м - на 30% и в 2024-м - на 28%. Nielsen отмечают, что до коронавируса 59% ключевых ритейлеров развивали свои интернет-магазины, и 21% сотрудничали с маркетплейсами. На сентябрь 2020 года уже 76% ритейлеров вышли в онлайн, а 48% начали продавать свою продукцию через маркетплейсы и сервисы доставки. 

При этом отмена связанных с пандемией ограничений вовсе не означает «откат» в оффлайн –  не стоит недооценивать силу инерции и страха, который останется с нами надолго.  Большинство покупателей после завершения изоляции продолжат совершать покупки через интернет. Важным фактором является также окончательный переход значительной части офисных сотрудников на удалённую работу. Многим придётся покинуть крупные города, что сделает привычный ассортимент оффлайн-товаров недоступным и придаст дополнительный импульс интернет-торговле. 

Так что, с большой долей вероятности можно предположить, что e-commerce продолжит расти, на рынке появятся новые игроки, и спрос на IT-кадры в этой сфере уж точно не уменьшится.  О перспективности этой сферы говорят также данные о зарплатах в отрасли. Как отмечает Анна Иванова, руководитель направления IT&Telecoms Hays, многие компании в 2020 году планировали ежегодную индексацию, но в связи с кризисом вынуждены были её отменить. Однако это не коснулось ряда позиций, среди которых можно выделить IT Project manager for digital & e-commerce projects, для которой был отмечен рост заработной платы в районе 10-15%. 

Банкинг

Стремительная цифровизация началась в этой области ещё несколько лет назад, а коронавирус лишь ускорил процесс внедрения продуктов, позволяющих клиентам решать свои проблемы, не посещая офис. Ещё в мае прошлого года, когда масштаб коронакризиса был ещё не всем и не до конца очевиден, зампред ВТБ Вадим Кулик заявил в интервью «Интерфаксу»: «Удалённый формат услуг через год станет даже не мейнстримом, а гигиеническим минимумом». 

IT становится движущей силой банковского сектора. Крупнейшие игроки – такие как Сбербанк, Альфа-банк, Тинькофф, уже упомянутый ВТБ – на сегодняшний день оказывают в основном цифровые услуги, и от качества которых напрямую зависит их конкурентоспособность. В банках востребованы аналитики, специалисты по поддержке пользователей и, разумеется, разработчики (Java, JavaScript, Oracle PL/SQL), количество которых в том же ВТБ за последний год возросло в 2,5 раза.

B2B

В сфере  business-to-business такого активного движения, как в электронной торговле или банкинге, не наблюдается. Доминирует состояние энергосбережения – ведь именно мелкий и средний бизнес оказался основной экономической жертвой пандемии. В 2020 многие IT компании выживали за счёт долгоиграющих проектов, запущенных ещё до начала covid-катастрофы, и только сейчас их клиенты начали возвращаться к прежним планам развития IT-инфраструктуры  и оптимизации бизнес-процессов. Вот только не у всех есть на это необходимые ресурсы. 

Тем не менее, в этой области тоже «есть что ловить».  Ниже следует список «Топ-5 вакансий» в IT сфере за 2020 год по мнению Екатерины Клевцовой, консультанта Hays по направлению IT&Telecoms:

Business Development Director / BD Executive — new businesses

Присутствие этой позиции на первой строчке объясняется тем, что крупные компании, не столь серьёзно пострадавшие от последствий коронакризиса,  не стали откладывать запуск новых направлений, и потому эта функция не потеряла своей актуальности. 

Sales Manager — information security products and services

В этом году производители Security Solutions стали ещё более заметными игроками на рынке. В этом есть очевидная логика: ещё в начале пандемии большинство компаний перенесли все свои рабочие процессы в удаленный формат, и поэтому вопрос защиты ресурсов встал особенно остро. Компании осознали необходимость обновления систем защиты, и, как результат, бюджеты на покупку решений по информационной безопасности выросли, несмотря на экономический кризис. Основное требование к Sales-менеджеру в области защиты информации – опыт продаж в этой сфере и способность дать глубокую техническую экспертизу.

Коммерческий директор

В бизнесе сохраняется высокий спрос на амбициозных и смелых лидеров, способных адаптироваться в условиях постоянных изменений и превращать сложные обстоятельства в возможности.

Sales Manager c опытом Pre-Sale

Особенно востребованы sales-профессионалы, чьи технические навыки  не уступают навыкам продаж и ведения переговоров. Такие кандидаты отлично понимают «боль» заказчика и могут предложить наиболее эффективное решение. Они подчас не хуже, а то и лучше самого заказчика разбираются в предмете. 

Менеджер по работе с ключевыми клиентами — государственный сектор

Коронакризис не встал на пути цифровизации госсектора. Количество IT-проектов среди госзаказов растёт, и потому компаниям крайне важно получить сотрудника, который знает «внутреннюю кухню» госсектора и умеет с ним взаимодействовать. 

Навыки и тренды

В заключение стоит обсудить, какие навыки были особенно востребованы в 2020 году и, скорее всего, не потеряют актуальности в 2021, позволяя IT-специалисту продать себя дороже. 

В 2020 году Gartner – ведущая исследовательская и консалтинговая компания в сфере информационных  технологий – выделила ряд перспективных направлений, которые будут играть особенно важную роль в IT-индустрии:

  1. Комбинированная архитектура (микс ИИ, 5G и Big Data&Analytics); 

  2. Доверие алгоритмам (нейросети / Explainable AI и Machine Learning); 

  3. Чипы без кремния (разработки на стыке компьютерных наук и биохимической инженерии); 

  4. Формирующий ИИ (технологии для одновременной аналитики данных, обработки сигналов и визуальных знаков); 

  5. Цифровой двойник (объединение технологий Индустрии 4.0).

Явный акцент делается на том, что современная разработка невозможна без объединения технологий, о чём свидетельствует, в частности, внедрение DevOps-практик. Кроме того, в связи с активным ростом и развитием процессов автоматизации тестирования, на стыке направлений появилась новая роль — QaOps. Аналогично DevOps-процессам, QaOps представляет собой набор методов для организации непрерывной взаимосвязи между тестировщиками и разработчиками. 

Активно развивается сегмент бесконтактных отраслей: технологии искусственного интеллекта, автономной коммерции, роботизации. IoT (интернет вещей) – ещё одно растущее направление, которое активно расширяет линейку инновационных продуктов и привлекает бизнес-гигантов. А значит – создаёт дополнительные рабочие места.  

Источник: https://habr.com/ru/company/hays/blog/548796/


Интересные статьи

Интересные статьи

Один из ключевых сценариев работы в CRM это общение с клиентом в удобном для него канале. По почте, по телефону, по SMS или в мессенджере. Особенно выделяется WhatsApp — интеграцию с ...
Те, кто собираются открывать интернет-магазин, предварительно начитавшись в интернете о важности уникального контента, о фильтрах, накладываемых поисковиками за копирование материалов с других ресурсо...
Как-то у нас исторически сложилось, что Менеджеры сидят в Битрикс КП, а Разработчики в Jira. Менеджеры привыкли ставить и решать задачи через КП, Разработчики — через Джиру.
В интернет-магазинах, в том числе сделанных на готовых решениях 1C-Битрикс, часто неправильно реализован функционал быстрого заказа «Купить в 1 клик».
Основанная в 1998 году компания «Битрикс» заявила о себе в 2001 году, запустив первый в России интернет-магазин программного обеспечения Softkey.ru.