IT-гиганты нацелились на медицину. Что это значит для нас?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.


Вы заметили? Все крупные компании, занимающиеся сбором и анализом данных, двигаются в сферу здравоохранения. Amazon за $750 млн купила PillPack для продажи лекарств онлайн. Alphabet инвестирует миллиарды в Google Health, с ее десятками проектов, в том числе AI-роботами для операций и повышением эффективности скрининга глаз при диабете. Apple — создала Health App (запуск этой осенью), продвигает Apple Watch в первую очередь как трекер для здоровья, и даже недавно открыла сеть собственных клиник.


Microsoft недавно купила фирму Nuance за $19,7 млрд. Её вторая по масштабности сделка за всю историю (после покупки LinkedIn за $26 млрд). И тоже, как говорят, чтобы расширить линейку своих продуктов для здравоохранения за счет AI. Microsoft планирует подключить технологию распознавания речи Nuance к своему облаку Microsoft Cloud for Healthcare, что, по расчетам Microsoft, удвоит доступный ей рынок до $500 млрд.


Ради доступа к мир медицины компании даже готовы сильно рисковать. Так, Google последние несколько лет собирала персональные медицинские данные 50 млн американцев без их ведома. В рамках проекта «Project Nightingale» («Проект Соловей») она создавала глобальную базу с медицинскими картами пациентов, в которой есть информация об их исследованиях и анализах, диагнозах врачей, записях о госпитализации, историях болезней. С именами пациентов и датами рождения.


За это компании пригрозили судами: несколько сенаторов, в том числе бывший кандидат в президенты Элизабет Уоррен, просили открыть дело, и ставили ультиматумы партнерам Google, чтобы те вышли из проекта. Но, видимо, оно того стоит.


 


Где здесь профит?




Не секрет, что системы здравоохранения по всему миру сейчас находятся под гигантским давлением. Население быстро стареет, медсестр и докторов — недостаточно, хронических болезней все больше. А тут еще и коронавирус, который теперь с нами навсегда, как грипп, и от которого, скорее всего, придется прививаться каждые несколько лет.


В таких условиях государства согласны принимать помощь от кого угодно. В том числе и от гигантских корпораций, обладающих достаточным влиянием и ресурсами. Причем на тех условиях, которые они предложат. Более удобного времени для того, чтобы войти в медицину, сложно себе представить.


Рынок IT в медицине составлял $185 млрд в 2019 году и, как ожидается, достигнет $662 млрд к 2026-му. И всё же это — маленькая часть общей сферы здравоохранения на $11,9 триллиона в год. Которая сейчас постепенно «переходит в цифру». Эта индустрия — третья по величине в мире (после финансовых услуг и строительства). Она опережает e-commerce, пищевую промышленность, нефтегазовую сферу. Ежегодные траты людей на медицину превосходят капитализацию всех IT-гигантов, вместе взятых.


При этом система здравоохранения изобилует административной неэффективностью, непрозрачными ценами, низкой скоростью инноваций, обилием бюрократии, и в целом не устраивает многих клиентов.


Кто первым получит кусок этого пирога, у того на руках будут все карты. Он сможет получать миллиарды дополнительной прибыли — и собирать ещё больше данных о пользователях, улучшая все остальные свои предложения.


 


Что придумали Apple, Amazon, Uber и Alphabet




Почти все крупнейшие IT-компании сейчас идут в медицину, от Microsoft до IBM. Но рассмотрим несколько самых ярких примеров.


Amazon в партнерстве с JPMorgan и Berkshire Hathaway запустила проект Haven, призванный дать их сотрудникам доступ к лучшей медицине. В сумме у компаний больше 1,6 млн рабочих. Эксперты ожидают, что это будет новый план страхования. То есть компании больше не будут пользоваться услугами третьих сторон. А когда Amazon соберет данные о болезнях и потребностях сотрудников, она сможет лучше продавать свои услуги и понимать, как развивать новые направления.


До этого в 2017-м Amazon основала лабораторию 1492, среди задач которой — разработать платформу для сбора медицинских записей и данных пациентов, создать платформу телемедицины и делать медицинские приложения для устройств Amazon. Благодаря ней уже сейчас можно пожаловаться своей умной колонке на боли в спине, и она подскажет, что это может быть, и какие средства стоит купить, чтобы стало полегче. Лаборатория 1492 также помогла создать Amazon Halo, браслет, помогающий следить за своей температурой, тоном голоса и качеством сна.


В 2018-м состоялся запуск Comprehend Medical — облачной платформы Amazon, использующей машинное обучение для сбора данных о состоянии здоровья пациентов из любых медицинских текстов. Например, отчетов о клинических испытаниях, историй болезней или врачебных записей (которые, как известно, глазами разобрать иногда очень сложно). Система заточена под бизнес — большие больницы, госпитали, крупные компании. За обработку тысячи мед. файлов компания берет чуть больше десяти долларов. При этом первые 2,5 млн знаков распознаются и структурируются бесплатно.



Работа Amazon Comprehend Medical

В том же 2018-м, начав собирать первые данные о пациентах из американских клиник, Amazon покупает интернет-аптеку Pillpack за $750 млн.


А в 2019-м состоялась покупка Health Navigator, предлагающей онлайн-инструменты для проверки симптомов и отправки пациентов по назначению (их API используют сотни компаний, в том числе Microsoft). Говорят, это ПО будет полезно для развития сети клиник Amazon Care, которые сейчас тестируются на сотрудниках Amazon. Их особенность — в том, что вы можете пообщаться с врачом через приложение, или заказать помощь себе на дом. С мед. профессионалом связывают меньше чем за 60 секунд, и он вправе выдавать рецепты на лекарства.


Amazon Care доступна в штате Вашингтон любому бизнесу, который хочет заплатить за такой пакет для своих сотрудников. Уже к началу осени систему собираются развернуть на все 50 штатов. Из её плюсов, как говорят — сокращение количества больничных дней, а также возможность снизить расходы компании на медицинские страховки.




Apple открыла сеть клиник в Калифорнии. Под названием AC Wellness. У них есть веб-сайт, но он пока что мало что вам скажет. Сервисы там доступны только для сотрудников Apple, в основном — в округе Санта-Клара, где расположена штаб-квартира компании.


Тим Кук заявил, что Apple собирается «внести значительный вклад» в здравоохранение. Например, компания прилагает немалые усилия для переноса медицинских записей на iPhone. Этот продукт все еще находится в стадии бета-тестирования, но в нем зарегистрировалось около сотни больниц, и компания планирует расширить его на всю экосистему здравоохранения США.


А этой осенью ожидается запуск приложения Apple Health, в котором будут собираться все данные о вашем здоровье. Дальше вы сможете делиться ими с врачом или с близкими. А алгоритмы будут анализировать, в какую сторону меняются показатели, и насколько высок у вас сейчас риск упасть при ходьбе.



Одна из новых клиник Apple

Alphabet работает над несколькими десятками проектов. Когда-то, ещё в 2006-м, у них был Google Health. Проект по созданию гигантской базы данных со всеми медицинскими картами пациентов, к которой мог бы иметь доступ каждый госпиталь США. В 2012-м эту программу закрыли. А теперь — запустили снова, выделив миллиарды ресурсов и тысячу сотрудников. Новый Google Health занимается:


  • оптимизацией поиска по темам здоровья в Google и YouTube;
  • исследованиями в сфере AI, связанными со здоровьем;
  • сбором и обработкой информации из госпиталей;
  • организацией медицинских данных для врачей;
  • расширением доступности и эффективности скрининга глаз при диабете.

У компании также есть свой Cloud Healthcare API, конкурент облака Amazon. И Verily, которая когда-то была частью Google X, занимающаяся страхованием и различными девайсами (медицинскими роботами, ложками для людей с тремором, браслет, обнаруживающий наночастицы в воздухе и на коже). В 2019-м Verily привлекла $1 млрд финансирования от независимых инвесторов.


Uber тоже хочет получить кусок большого пирога. Для этого в 2018-м была создана компания Uber Health. Она, по сути, служит скорой помощью общего назначения. Перевозит пациентов и сопровождающих, обеспечивает выезды медперсонала на дом, доставляет лекарства и нужное оборудование.




Организации MedStar Health с новым сервисом удалось снизить число отмененных приемов и повысить число посещений на 5-10%. Boston Medical Center за один 2019-й год сэкономил $500 000. Сейчас за услуги компании платят уже 1500 госпиталей, она работает в 37 штатах. Этим летом ее партнерами стали несколько крупнейших американских онлайн-магазинов с лекарствами. Она будет доставлять таблетки на дом, и параллельно наблюдать, что пользуется самым большим спросом.


 


Что в будущем?




Объем медицинских данных в мире растет в геометрической прогрессии. По подсчетам IBM, сейчас он удваивается каждые 70 дней. За свою жизнь каждый из нас произведет столько информации о своем здоровье, что её хватило бы на 300 миллионов книг. Доктора не могут справиться с таким объемом данных. Существует огромная потребность в их структурировании и анализе, что могут предложить только мощные системы. Без помощи AWS, Google Cloud или Microsoft Azure тут не обойтись.


Рынок огромен, и стартапам на нём места практически нет. Гиганты могут пробовать гораздо более дорогие решения, делать большие ставки. Брать на себя ответственность за жизни людей, а если что-то пойдет не так — отбиваться в судах, или лоббировать нужные себе законопроекты (этим уже активно занимаются Google и Amazon).


Мы можем ожидать, что нам будет доступно всё больше информации о нашем здоровье. Помните знаменитый пост о русском айтишнике, потратившем больше $200 тысяч на «биохакинг» своего организма? Как он следит за показателями VO2Max, процента жира, уровня тестостерона, содержания ртути в крови, фазами REM-сна, воспалительными маркерами, Lp(a), ТТГ и так далее. Так вот, для этого скоро не нужно будет быть миллионером и содержать команду врачей. Данные будут доступны с помощью умных девайсов, а в крайнем случае — приедет Uber с приборами и медсестрой, чтобы вы могли сдать анализы.


IT-гиганты смогут собирать и регулярно обновлять наши профили здоровья, чтобы предлагать нам более точные препараты. И объединять эту информацию с остальными данными о нас, чтобы показывать еще более точную рекламу. Диабетикам — продукты без сахара, будущим мамам — подгузники, сердечникам — тонометры и Apple Watch.




Возможно, эта гипер-точная реклама станет для компаний такой прибыльной и первостепенной, что ради обладания нашими данными стоимость медицинских услуг будут постепенно снижать. Если, конечно, в индустрии сможет существовать здоровая конкуренция.


Пока что каждая компания выбрала для себя долю рынка. Amazon занимается страхованием, умными девайсами и обработкой данных для клиник, Apple — собственными клиниками и медицинскими приложениями для iPhone. Alphabet разрабатывает AI для госпиталей, собирает информацию и занимается десятками других проектов (большую часть которых она, несомненно, закроет). А Uber хочет транспортировать пациентов и лекарства.


Факт в том, что у тех. гигантов сейчас полный карт-бланш. Они могут делать всё что угодно. Даже Google по итогам своего «Проекта Соловей», собрав данные миллионов американцев без их ведома, не получила никаких реальных последствий. Мало кому хочется заслужить репутацию борца с инновациями в сфере здоровья. Особенно теперь, когда мир пытается как-то совладать с пандемией.


Скорее всего, в будущем поддерживать свое здоровье станет намного проще и дешевле. Хотя — опять же — в ущерб приватности, если она еще кого-то волнует.





Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.
Источник: https://habr.com/ru/company/itsoft/blog/568584/


Интересные статьи

Интересные статьи

Все «за» и «против» 1С-Битрикс, какие есть альтернативы и что выгоднее знать разработчику? Читать далее
Нередко при работе с Bitrix24 REST API возникает необходимость быстро получить содержимое определенных полей всех элементов какого-то списка (например, лидов). Традиционн...
У некоторых бизнес-тренеров в области е-коммерса и консультантов по увеличению интернет-продаж на многие вопросы часто можно слышать универсальную отмазку — «надо тестировать» или другую (чтобы не...
Эта статья для тех, кто собирается открыть интернет-магазин, но еще рассматривает варианты и думает по какому пути пойти, заказать разработку магазина в студии, у фрилансера или выбрать облачный серви...
Довольно часто владельцы сайтов просят поставить на свои проекты индикаторы курсов валют и их динамику. Можно воспользоваться готовыми информерами, но они не всегда позволяют должным образом настроить...