В России услуги IT-специалистов - одни из самых востребованных на рынке фриланса. Для разработки веб-сайтов привлекают 46% фрилансеров, для программирования - 38% специалистов.
Как думаете, много ли фрилансеров решили выйти из сумрака после нововведений 2020-го? Если верить опросу Национальной гильдии фрилансеров, то в законные отношения с государством вступили только 26%. То есть чуть больше 3,6 млн. Всего же в стране на момент опроса было 14 млн фрилансеров — из них почти треть (27,5%) даже не планировала менять налоговый статус.
Почему фрилансеры до сих пор не спешат переходить на светлую сторону — рассказывает Анастасия Рябова, налоговый консультант сервиса для безопасных сделок с фрилансерами Solar Staff.
Статья впервые была опубликована на VC.
Нежелание тратить время
Время — главный ресурс любого фрилансера. Особенно если речь идет про тех, кто работает удаленно: программисты, дизайнеры, маркетологи и так далее. Даже поездка в другую часть города для такого специалиста — это потерянные полдня, то есть время, которое тебе никто не оплатит. Да, самозанятым можно стать и без поездок в налоговую, но об этом знают не все.
Допустим, фрилансер примеряется к тому, чтобы открыть ИП. Перед тем, как отправиться на свидание с Налоговой с папкой документов под мышкой, нужно выбрать систему налогообложения. В основном независимые специалисты выбирают между УСН по доходам (6%), УСН (доходы-расходы) или патентной системой. Чтобы понять, что будет выгоднее конкретно тебе, придется потратить время на чтение статей и консультации со специалистами. Или более опытными в этом деле коллегами.
Фрилансеров беспокоит и то, что теперь им придется не только говорить с заказчиками, но и часами заниматься какой-то совершенно непривлекательной рутиной. Печатать договоры и акты, подавать декларации в Налоговую, отправлять отчеты в ФСС и Пенсионный фонд, и снова куда-то ехать с папкой под мышкой. Даже печать себе придется завести. Фрилансеры думают, что это все съедает часы, которые складываются в дни. На самом деле, есть много способов облегчить себе жизнь: нанять бухгалтера или купить лицензию на «Эльбу», но про них тоже не все знают. Нужно сказать, что у самозанятого хлопот поменьше, но всё равно это не прежняя беззаботная жизнь: нужно печатать чеки, отправлять клиентам, вовремя платить налоги.
Нежелание расставаться с деньгами
В представлении фрилансера переход в любой из официальных статусов — это меньше денег. Деньги будут уходить на уплату налогов и прочих отчислений. Если вы ИП, платить их нужно будет независимо от того, сколько вы заработали в этом месяце. А бывает, что ничего не заработали, но в этом месяце срок уплаты УСН за квартал. У самозанятых, кстати, таких сюрпризов нет, они платят свои 4–6% ежемесячно и только с заработанных денег.
Кроме явных расходов будут еще и неявные. Например, раз в год нужно будет оплачивать тариф бухгалтерской программы и покупать электронно-цифровую подпись, чтобы сдавать отчеты удаленно. Нужно будет платить за использование расчетного счета, а еще комиссию за операции на сумму больше, чем предусмотрено тарифом.
Те, кто в статусе физлица пользовался налоговыми вычетами, вдруг понимают, что теперь, став самозанятым или ИП, они такой привилегии лишаются. А фактически, снова лишаются денег.
В действительности всё немного не так: новый налоговый статус позволит фрилансеру работать с более крупными клиентами и компенсировать все эти расходы. Но, опять же, не все берут это в расчет. Плюс никто не гарантирует, что от перехода на СЗ или ИП у вас резко вырастет чек и количество заказчиков.
Помимо чисто рациональных доводов «я не хочу тратить на это время» и «я не хочу зарабатывать меньше», есть и исключительно инстинктивных страх перед неизведанным.
Страхи: новизны, неопределенности и налоговой
Даже если желание зарегистрироваться есть, и человек готов тратить время на изучение темы, его парализует страх, что он сейчас что-то не то выберет и потом будет вечность страдать, отдавая государству больше, чем мог бы. И далеко не все могут сделать правильный выбор сами — нужно уметь работать с источниками информации. В интернете много статей, но из них нужно уметь выбрать актуальные и написанные практикующими экспертами, знать, как проверять первоисточники, читать законы.
Многое зависит от степени финансовой и налоговой грамотности фрилансера. Кто-то даже боится приходить в свое отделение ФНС с заявкой на открытие ИП, потому что думает, что ему тут же устроят проверку и вскроют все его темные делишки из прошлого.
Человек может находиться в плену самых разных заблуждений и страхов. Кто-то считает, что Налоговая будет облагать доходом все поступления на карту (например, от продажи машины или перевод на день рождения от родственников). Другой услышал, что у кого-то из знакомых приставы забрали квартиру за предпринимательские долги. А кейс, кстати, вполне реальный, ведь ИП отвечает личным имуществом за грехи бизнеса, у него нет уставного капитала, как у ООО.
Наконец, всем фрилансерам некомфортно от мысли, что сейчас придется менять понятную схему: я тебе работу, ты мне деньги на карту. Привычка — страшная сила.
Что с этим делать?
Ситуация на рынке фриланса в России — подавляющее большинство работает «в темную». У нас в стране не так давно введена прогрессивная ставка налога от уровня дохода (в случае превышения дохода в размере 5 млн. руб. +2% налога). Но это все еще не сравнимо с Великобританией, где при высоких доходах нужно отдать государству до 45%. Хотя там, справедливости ради, установлена необлагаемая сумма дохода в пределах лимита дохода.
Чтобы изменить ситуацию, можно поступать по-разному. Например, создавать новые комфортные налоговые режимы, чтобы охватить как можно больше людей. Из этого исходило государство, когда вводило самозанятость, из этого же исходит сейчас, готовя новую автоматизированную УСН.
Можно ужесточать штрафы и пугать проверками. Но в итоге в тени все равно останется приличная доля фрилансеров, они будут существовать параллельно самозанятыми и ИП. Просто потому что до первой проверки в каждом крепка уверенность: налоговая не заявится ко мне с моими 50 тысячами выручки в месяц, когда есть сосед с оборотом в десять миллионов.
Компромиссное решение — создавать продукты, которые помогут включить физлиц в экономику без насильного перевода их в новый налоговый статус. Например, Solar Staff разработал инструмент для автоматизации уплаты налогов физических лиц, который поможет «обелить» отношения между заказчиками и исполнителями.