Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Перспектива попасть в любую точку планеты менее чем за два часа весьма заманчива. Именно её обсуждали 17 мая в Министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии. Совместно с частными компаниями планируется разработка суборбитальных кораблей, которые займуться доставкой пассажиров примерно в 2040 году. Об этом сообщило издание Mainichi.
Долгоиграющие планы Японии
Достижение такой амбициозной цели планируется через усовершенствование и удешевление пока еще разрабатываемой японской ракеты-носителя H3. Ее ввод в эксплуатацию должен сделать запуски более бюджетными – планируется что базовая конфигурация H3-30S сможет доставить 4 т полезной нагрузки на орбиту высотой 500 км за 45 млн. долларов США.
Будут созданы четыре конфигурации ракеты чтобы закрыть все потребности по доставке полезной нагрузки разной массы на различные орбиты.
Первая цифра после тире обозначает количество двигателей первой ступени, вторая – число твердотопливных ускорителей, буква S – укороченный, а L – удлиненный головной обтекатель.
Первый запуск планируется на этот год, причем у ракеты уже есть космический контракт – вывод на орбиту телекоммуникационного спутника компании Inmarsat в 2022 году. После этого, японцы планируют сделать ракету многоразовой, что по их прогнозам позволит снизить стоимость запусков вдвое. Ну а к 2040-вым и вовсе выйти на 10% от первоначальной стоимости.
Далее, с помощью частного сектора (возможно,гигантов наподобие Toyota Motors, Kawasaki и т. д.) приступить к разработке пассажирского транспорта, который будет заниматься доставкой, связывая крупнейшие города планеты.
Рассматриваются два варианта исполнения – корабли с горизонтальными взлетом и посадкой, и вертикальными, как это реализовано у компании SpaceX на корабле Starship.
Пока в интернете удалось найти лишь вот такой концепт.
Конечно, японцев нельзя недооценивать, но хотя со стороны планы и кажутся грандиозными, они слишком растянуты по времени. К тому же на конференции обсуждались только пассажирские перевозки и ни слова о доставке грузов. Учитывая сколько можно перевезти и за какой короткий срок, возможно именно грузоперевозки были бы более выгодными.
Концепция Китая
С объявлением своих планов в сфере суборбитального транспорта Китай Японию опередил. О концепции доставки “точка-точка” китайские ученые рассказали при проведении конференции, приуроченной ко Дню китайской космонавтики – 24 апреля.
На стенде Китайского исследовательского института ракетной техники (CALT) было представлено следующее видео:
КНР также представила два возможных варианта осуществления идеи.Использование многоразовой ракеты-носителя, либо суборбитального самолета с горизонтальными взлетом и посадкой. По всей видимости, разгоняться он будет на электромагнитных рельсах, а после, с помощью собственных двигателей, выходить в суборбитальное пространство.
Осуществлять грузовые перевозки планируется с 2035 года, а в 2045 реализовать доставку пассажиров.
Китайские планы не менее грандиозные, чем японские. Единственное но – недостаток технической информации. На какой базе будут разрабатываться эти концепты, либо же это будут абсолютно новые корабли и т. д.
Невозможно не сказать, что при просмотре ролика, первая концепция явно что-то напоминает. Возможно, пока рано обвинять Китай в плагиате. Но даже повторение успехов других, по крайней мере в космической сфере, что-то, да значит. К тому же, Китай в последнее время реализует много проектов – от разработки новых РН до запуска спускаемого аппарата на Марс.
P. S. На время написание статьи, КНР заявила, что марсоход “Чжужун” успешно достиг поверхности Марса.
Куда же без Маска?
Ну и последний в статье, но первый из представленной тройки (хотя корректно ли сравнивать космические агентства стран и главу отдельной корпорации?) представивший концепцию суборбитального транспорта.
В сентябре 2017 года на канале SpaceX был опубликован следующий ролик:
В нем продемонстрирован рейс из Нью-Йорка в Шанхай, который выполняется за 39 минут. Корабль взлетает с морской платформы, выходит на орбиту, после чего происходит отделение ступени, которая возвращается обратно, а корабль продолжает полет и приземляется в точке назначения.
По некоторым сведениям, суборбитальным транспортом заинтересовалось Минобороны США, которое подписало в 2020 году контракт с SpaceX – кораблями компании военные планируют доставлять грузы в различные точки земного шара.
Ну а пока многие следили за испытаниями прототипов Starship, которые хоть и не всегда были успешны, но в конечном итоги достигли цели – 5 мая 2021 года пятнадцатый запуск завершился удачно.
13 мая стало известно, что компания SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по связи (FCC) для получения специальных полномочий на поддержание связи со Starship во время первого испытательного орбитального полета.
По официальным данным, корабль будет запущен из Бока-Чика РН Super Heavy, который после отделения через 170 секунд приземлится на морскую платформу в Мексиканском заливе. Starship продолжит полет, который продлится около 90 минут, и совершит посадку вблизи острова Кауаи. Более подробно о полете тут.
Учитывая то, что Китай и Япония планируют осуществлять космические перевозки к тому времени, когда Маск хочет колонизировать Марс, возможно для последнего рейсы “из точки в точку” являются скорее побочной возможностью для Starship. Но почему бы не воспользоваться ей, если эта затея может принести прибыль.
Поэтому вероятнее всего, первой в суборбитальных перевозках станет компания SpaceX, а кто сможет составить ей достойную конкуренцию предстоит со временем выяснить.Ну а пока, можно следить за космическими событиями этого года, в котором уже осуществилась масса интересных и прорывных проектов, и ждать от него еще большего.