Из волков-одиночек в продуктовую стаю: как продакт-менеджер может мотивировать команду

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

В этой статье на практических кейсах и моего опыта я расскажу, как сформировать команду и объединить её вокруг продукта. А также разберемся, как сформировать мотивацию, когда команда уже давно собрана, но почему-то не приносит ожидаемых результатов.

Привет, меня зовут Наташа, сейчас я продакт-менеджер в РТЛабс и работаю с командой разработки мобильных приложений Госуслуг.

Кейс №1: «Наша команда МП Авто»

Наша текущая команда занимается разработкой мобильного приложения «Госуслуги Авто». В команде:  1 PO, 3 разработчика мобильных приложений под iOS и Android, Backend разработчик, 1 системный аналитик, 2 бизнес-аналитика, 2 QA и 1 Devops – итого 14 человек.

Методология разработки – Scrum.

Приложение новое, в проде с 5 сентября 2021 года. Пока мы покрываем несколько сценариев, но в планах к текущему электронному СТС выпустить еще и водительское, а также полис ОСАГО. Это позволит водителям не носить с собой бумажные версии документов.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся:

  • В команде специалисты из разных подрядных организаций, соответственно, требуется дополнительный ресурс на сплочение и мотивацию;

  • Так как проект государственный, некоторые процессы не позволяют выпустить функционал быстро, тратится время на административный ресурс;

  • Очень большое количество зависимостей от других команд и подразделений.

Какие практики мы применяем:

  • PO участвует во всех дейликах, делится новостями, даже теми, которые не относятся к разработке непосредственно.

  • Планнинги, грумминги и демо – стандартные практики из Scrum. Да, они круто работают!

  • Все вопросы оперативно обсуждают в чате, причем наш корпоративный чат – в Telegram, что очень удобно в плане доступности команды.

  • Прежде чем принимать решение, РО спрашивает мнение команды (демократия в хорошем смысле!).

Результат:

  • Очень высокая степень владения предметной областью у команды.

  • Готовятся к выходу крупные фичи – Европротокол, обжалование штрафов, электронное ВУ и ОСАГО.

Кейс №2: «Стартап с нуля с новой командой»

Сетап команды: 11 человек (1 РО, 1 QA, 2 Frontend, 4 Backend, 1 Architect, 1 DevOps)

Уровень команды: специалисты уровня Senior и Lead

Предыстория: Стартап внутри компании, которая на рынке более 20 лет. Первым участником команды был бизнес-аналитик, который выполнял роль продакт-оунера. Команда собиралась в течении 2 месяцев с рынка. Идейным вдохновителем проекта был продакт-менеджер на стороне заказчика с очень сильным техническим бэкграундом. Между командой и продакт-менеджером была большая разница во времени (Москва-Лос-Анджелес), поэтому прямо контакт команды с ним практически не было. Все решения и согласования происходили через продакт-оунера и архитектора.

Методология разработки: Agile, Scrum, 2-х недельные спринты.

Трудности:

  • Команда «несработанная» – каждый сам по себе сильный специалист. На настройку командной работы потребовалось время. Проблемы заключались в потребности каждого доказать, что он прав, возможно даже вопреки продукту и команде в целом;

  • Изолированная работа команды от самого бизнеса и заказчика;

  • Не было четкого плана MVP и сроков выхода в прод с первой версией;

  • Предметная область - Product Information Management, которая включает сложную логику связей между сущностями и зависимостями. Предполагалось разработка универсального решения, как для внутренних пользователей, так и для продажи как коробочное SaaS решение;

  • Не было контакта с будущими пользователями продукта.

Какие практики мы применяли:

  • Погружение каждого участника команды в продукт, предмет и процессы c самого первого дня на индивидуальных встречах (именно не встречах, а не «на, почитай и сам разберись») длительностью минимум 1 час.

  • Регулярные обсуждения нового функционала на Product Backlog Refinement встречах по схеме:

    • РО рассказывает, зачем нужна функциональность, приводит примеры из жизни

    • Команда задает вопросы, предлагает идеи. РО их фиксирует, но не отвечает сразу

    • РО дополняет стори исходя из заданных вопросов, рисует схемы и тд.

    • На следующей встрече команда смотрит на описанную ситуацию. Происходит совместная генерация и дополнения идей. Как результат – стори готова к оценке.

  • Подход Jira – first: сначала все стори фиксируются в Jira, комментарии и обсуждения ведутся там же. По результатам спринта, важные моменты описываются в kb.

  • Командные брейнштормы с архитектором.

Результат:

  • Получили сплоченную команду, в которой нет конфликтов;

  • Выстроили четкий эффективный процесс разработки без простоев;

  • При отсутствии РО, каждый знал, что мы делаем и зачем. Мог предложить, как сделать лучше или принять консистентное микро-решение.;

  • Но были и минусы – свобода творчества привела к тому, что очень много времени потрачено на рефакторинг и пересмотр концепций, которые изначально казались удачными, но не смогли оправдать себя;

  • Отсутствие сроков и четкого скоупа MVP не привели команду к результату – стартап был закрыт.

Кейс №3: «Готовая команда без мотивации»

Сетап команды: 15 человек (1 PO, 6 Backend, 3 Frontend, 2 QA, 2 Pentaho Dev, 1 DevOps)

Предыстория: Небольшой HR Tech стартап полного цикла, включая рекрутинг. Сложный американский пэйролл, обучение и тд. СЕО и продажи –в США, разработка – в СНГ. На момент моего трудоустройства в команде разработки было около 15 человек, из них 5 работали уже 7 лет с самого начала.

Меня взяли как продакта/бизнес-аналитика. На тот момент бизнес-анализом занимался СЕО и разработчики, которые писали спеки. Все вопросы были адресованы СЕО, но ответы приходили примерно в 50% случаев. С одной стороны, команду мотивировали на креатив и принятие решений, однако, за любой промах ругали. Когда я к ним пришла, почти на любую фразу слышала: «Давай спросим у СЕО как правильно, а то нам снова влетит». Команда была в силах выпустить только небольшие доработки, большей частью которых никто из клиентов не пользовался. В то же время, планы у компании стояли амбициозные – начать выпускать крупные фичи, обеспечить рост и привлечь инвесторов.

Методология разработки: Kanban (для багфикса), Scrum (для новых фич).

Трудности:

  • Команда демотивирована: никто не хочет принимать решения и брать на себя ответственность. Наличие постоянно висящих вопросов к СЕО;

  • Frontend работает отдельно от Backend’а, фичи не проверяются разработчиками совместно– отсюда куча багов и поехавшая верстка;

  • У команды отсутствует видение продукта и перспектив его развития – работа больше похожа на тушение пожаров;

  • Постоянные переключения между задачами. Запросы от клиентов и внутренних стейкхолдеров часто обрабатываются по принципу «кто громче кричит и сильнее просит, тому сделаем в первую очередь»;

  • Большое количество переделок, потому что сделали для одного клиента, а другим не подошло.

Какие практики применяли:

  • СЕО компании был противником встреч, считал, что это пустая трата времени и денег. В итоге, удалось выбить по 2 часа в неделю на грумминги бэклога.

  • На груммингах команда смотрела на уже готовую спеку, так как фичи были крупные, проводила анализ бизнес-кейсов, конкурентов и готовила мокапы, схемы и описания до встречи с командой.

  • Все вопросы тут же фиксировались прямо в спеке. Если ответ был длинный – РО брал тайм аут, но к встрече для оценки фич все ответы были предоставлены.

  • На груммингах собиралась вся команда, которая будет заниматься разработкой новых фич, это помогло объединить Frontend, Backend и QA, таким образом под каждую фичу формировалась микро-команда.

Результат:

  • Команда перестала срывать сроки релизов, что позитивно отразилось на отношениях с клиентами и партнерами компании.

  • Был обновлен дизайн приложения на более актуальный.

  • Раз в квартал команда выпускала 2-3 сложные фичи, которые затрагивали весь продукт.

  • QA отметили, что качество кода осень сильно выросло и снизило нагрузку на них.

Выводы

Самое главное в мотивации команды – каждый её участник должен понимать, что мы делаем и зачем. Идеальная ситуация – продакт оунер в отпуске/на больничном – работа не встает, посовещавшись команда может принять правильное продуктовое микро-решение.

Достичь этого можно с помощью следующих инструментов:

  1. Онбординг для каждого члена команды в самый первый день его работы. Инвестиция – час, а результат – самостоятельная замотивированная боевая единица;

  2. Участие в дейликах, освещение всех новостей (ну или почти всех);

  3. Бэклог-грумминги, а также другие практики SCRUM на регулярной основе;

  4. Спрашивайте мнение команды по тому или иному вопросу в рамках их компетенций, организуйте мозгоштурмы и дискуссии, но следите за тем, чтобы это было продуктивно и не подрывало ваш авторитет;

  5. Создавайте микро-команды под большие сложные фичи;

  6. Будьте евангелистом своего продукта, любите его и заражайте этой любовью свою команду!

Одна из топовых книг по созданию продуктовой команды – “Вдохновленные” (“Inspired”), Марти Кагана.


Встречались ли вы с подобными кейсами и как справлялись с мотивацией команды? Какие практики используются в вашей команде?

Источник: https://habr.com/ru/company/rtlabs/blog/658239/


Интересные статьи

Интересные статьи

Одним из актуальных требований к почтовым серверам и платформам совместной работы является возможность работы без доступа к сети Интернет. Это требование обусловлено несколькими факторами. Изолированн...
Натан Коупленд научился управлять роборукой при помощи мысли, но движения были медленными. Теперь разработчики реализовали тактильную обратную связь. Натану Коупленду было всего 18 л...
Я уже не раз и не два писал про этот мессенджер. Но он настолько всеобъемлющ, полезен, используется настолько широко и предоставляет настолько гигантский инструментарий, что всего не упомянешь и ...
От прокрастинации не избавиться, не разобравшись в её причинах. В этом деле я собаку съел, как и многие писатели. Когда мне нужно работать над задачей, а дедлайн уже близок, я буду делать вс...
Доказательство на стыке чистой математики и теории алгоритмов возвышает «квантовую запутанность» на совершенно новый уровень. Квантовая запутанность находится в сердце нового математического д...