Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Labdien!
Хочу поделиться с вами опытом релокации в достаточно нестандартное для IT'шника государство ЕС - Латвию, и все это во время пандемии. Я планировал одну статью, но в процессе по объему букафф стало очевидно, что материал нужно разбивать. Так что в первой части, которую вы сейчас читаете, будет история о подготовке и самом переезде с обширной схемой грабель, которые только можно собрать. Детали же обустройства, работы и быта в Риге в период коронавирусных ограничений оставлю на часть вторую.
Исходные данные - QA инженер с опытом 5+ лет, из них последние 3 в автоматизации тестирования (преимущественно Java), из них последний год в качестве лида команды автоматизации. Имею красивые бумажки с разных курсов, из которых для рынка ЕС актуальны разве что пара сертификатов ISTQB. Женат, супруга тоже в IT, детей пока нет, есть морские свинки (что привело к огромному пласту удивительных открытий насчет правил провоза таких питомцев). Образование высшее техническое, но не по IT-профилю (радиоинженер). Место действия - город Воронеж, Россия.
Желание получить работу за пределами границ родной страны появилось достаточно давно, но усложнялось некоторой ленью в плане поиска - никогда не получалось писать хорошие сопроводительные письма. Поэтому вся моя активность заключалась в создании профиля LinkedIn и поддержании его в актуальном состоянии, и аналогичного сохранения свежести моей англоязычной pdf'ки CV, сделанной по шаблону какого-то программиста. В параллель прокачивался профессионально, обрастая новыми навыками и "выслугой лет". Итого начиная с ~4 лет опыта в резюме я начинаю получать входные предложения пособеседоваться от различных компаний из ЕС, преимущественно из Германии и Польши. Все эти собеседования уверенно проваливаю, получая фидбек и фокусируясь на устранении минусов (прокачка Java и развитии разговорного английского). Каждые полгода количество предложений растет, качество прохождений этапов так же растет - начинаю получать отказы не после технического собеседования, а на общении с менеджером.
Ключевая мысль: старайтесь проходить как можно больше собеседований, только так вы поймете, чего вам не хватает по навыкам для соответствия рынку. И начиная с уровня middle по хард-скиллам, начинайте смещать акцент на английский язык и софт-скиллы. Можно быть очень технически подкованным сеньором, но без умения свои хард-скиллы классно продать собеседнику, не знающему русский, вы далеко не уедете.
И как результат, весной 2021 года получаю 2 оффера - в Краков, Польша и Ригу, Латвия. Оба от аутсорс/консалтинг компаний, достаточно известных на рынке. В Латвии предлагают позицию Team lead, зарплату немного выше названной мною; в Польше - позицию Senior automation и денег поменьше. Что примечательно, на момент получения оффера от поляков оффер от латвийцев уже был на руках. Соответственно на финальном собеседовании "про деньги и условия" поляки были проинформированы мной, что на руках уже есть другое предложение и какую сумму исходя из этой ситуации я рассматриваю как минимум, но почему-то в результате предложили меньше. Ок, начинаем с женой изыскания, какие плюсы и минусы в контексте стран нас ожидают и получаем такую картину:
Латвия: климат приморский, влажный, что для нас с кожными аллергиями означает облегчение этих самых аллергий, но грозит холодными и серыми дождливыми днями. Валюта - евро, что облегчает финансовые операции в туристических поездках по другим странам ЕС. Резидентский статус - рабочий ВНЖ либо blue card для меня, рабочий ВНЖ для жены без ограничения по работодателю (значит, после обустройства сможет найти работу). Все документы оформляются в формате "готовим документы в России, отправляем через посольство Латвии, после одобрения ВНЖ получаем визу на въезд в страну, въезжаем, забираем карточки". Источники об опыте релокации айтишников крайне скудны и штучны, в основном в текстовом формате.
Польша: климат континентальный, что близко к Воронежу, но из-за угольной промышленности и угольного же отопления наблюдается большая проблема с качеством воздуха (как вы помните, ранее написано про аллергии). Валюта - злотые, для любых поездок нужно будет покупать евро или местную валюту (да, часто решается автоматически оплатой картой, но временами нужна наличка). И "вишенка" - оформление ВНЖ (карта побыту)/blue card происходит уже после прибытия в Польшу, причем еще на собеседовании я был предупрежден о возможных сроках рассмотрения длительностью в год. Получается следующая картина - вы въезжаете по визе типа D с правом однократного пересечения границы, подаете документы на ВНЖ, виза у вас заканчивается, а ВНЖ еще нет. И из страны вы уехать никуда не можете, потому как въехать обратно уже не получится. Добивочка - супруга проходит строго как иждивенец и получает ВНЖ без права на работу. Да, при нахождении хорошего работодателя жена может переоформить свои документы, но сроки на это все опять могут занимать до года. Но зато источников об опыте релокации айтишников
хоть залейсяогромное количество, как видео, так и текст.
Так что решаем принять латвийское предложение, о чем я уведомляю обе компании. Полякам дополнительно сообщаю, мол, как же так, я минимальную сумму з/п вам называл, а вы предлагаете ощутимо меньше (разница была в районе нескольких тысяч злотых). На это внезапно получаю ответ HR - "а готовы ли вы принять наше предложение, если мы поднимем з/п до желаемой?". Отвечаю, что с моей стороны было бы непрофессионально отказать латвийцам спустя сутки после принятия оффера + зарплата не перекроет другие различия, и ухожу думать о странных стратегиях переговоров польской компании с кандидатами...
Ключевая мысль: при выборе предложения всегда учитывайте не только сумму з/п на руки, но и правовые аспекты для членов семьи, и внешние влияющие на проживание факторы. Если это не переезд по краткосрочному контракту без цели остаться, думайте о здоровье. Что же касается офферов - практика показала, что даже выставленный оффер готовы переоформить в вашу пользу при сильной нехватке кадров.
Через несколько дней после принятия оффера получаю на ознакомление трудовой договор и список необходимых для релокации документов. Разница в объемах для обычного ВНЖ с правом работы и blue card для Латвии заключается только в дипломе. В первом случае он не нужен, во втором требуется проверить, котируется ли ваш ВУЗ в европейских списках и затем апостилировать диплом. Я пересылал скан первых страниц диплома HR на проверку и получил подтверждение, что мое образование подходит для оформления blue card. Кстати, образование жены подходит так же, хоть она и инженер пищевых производств - видимо, проверка идет по профилю "инженер". Так же HR написала, что в реалиях Латвии единственный бонус от blue card - это возможность после увольнения находится в стране 3 месяца и искать работу, в остальном все идентично обычному ВНЖ. Здесь есть некоторое лукавство :)
Одним из главных бонусов blue card как общей программы в ЕС является переносимость стажа между государствами. Так, переехав в одну страну по blue card и поработав в ней 2 года, а затем поехав в страну другую по той же программе, вы сохраняете все свои года. Это дает интересные плюсы - например, в Германии владельцу blue card доступно ускоренное получение ПМЖ - 3 года пребывания в стране против 5, если вы не знаете немецкого. И в эти 3 года автоматически включаются все сроки пребывания по blue card в иных государствах. Еще важным отличием blue card на время пандемии является возможность релокации вместе с членами семьи. На протяжении всей нашей истории переезда для владельцев обычных ВНЖ действовало правило "существенных оснований для въезда", к которым относится работа, но не относится воссоединение семьи. А по blue card документы подает сразу вся семья. Так что мы предсказуемо начали готовить документы для подачи на blue card.
Ключевая мысль: выбирая программу/визу для переезда в другую страну, не полагайтесь только на информацию от работодателя. Изучите официальные источники и форумы, соберите для себя список всех плюсов и минусов для каждого из доступных вариантов.
Для релокации в любую страну на каждый требуемый посольством документ должен быть проставлен апостиль - это либо штамп, либо отдельная бумажка с штампом, сшитая с оригиналом документа, удостоверяющим подлинность данного документа по версии Гаагской конвенции 1961 года. Стоит апостиль одинаково для любого документа - 2500 рублей. В зависимости от типа документа определяется учреждение, которое может его апостилировать и срок этого самого апостилирования. Например, свидетельство о браке нам апостилировали в ЗАГС'е за час, справки об отсутствии судимости в пределах недели, а вот на дипломах нужно остановиться подробнее.
Официальный срок - до 45 рабочих дней. И это вполне практическое число даже при условии, что вы заканчивали ВУЗ в том же городе, в котором проживаете на данный момент. Почему же так происходит? Дело в том, что апостиль диплома проставляет местное отделение Минобрнауки. Для получения данных из архива ВУЗа они должны направить бумажный запрос. Этот запрос доставляется - барабанная дробь - почтой. Даже в пределах одного города при существовании вполне себе бодрых курьерских служб. При этом цепочка выглядит так: вы отдаете диплом, заявление, нотариально заверенные копии требуемых документов и квитанцию об оплате апостиля в Минобрнауки -> они оформляют запрос в архив и кладут его в свой почтовый ящик -> в определенный день недели приходит почтальон и изымает всю корреспонденцию из ящика, забирая ее в центральный почтамт для распределения на доставку -> в течение дня или пары, как повезет, запрос наконец попадает в почтовый ящик ВУЗа -> в определенный день работы со входящими обращениями сотрудники ВУЗа опустошают почтовый ящик и кладут запрос в стопочку в архиве -> когда запрос наконец обработан архивом, ответ помещается в почтовый ящик ВУЗа и вся цепочка идет в обратном направлении, пока вы подсаживаетесь на валерьянку.
Ну а теперь как это выглядело у нас: уже первый звонок в Минобранауки дал понять, что мы с ними надолго. Причина - сотрудница, отвечающая за апостилирование, уходит в отпуск (мы звонили в пятницу). Разумеется, замещать ее некому, но на наше ворчание были даны заверения, после отпуска все оформление уложится в пару недель против официального срока 45 рабочих дней. Вот день Х настает, мы отдаем дипломы и начинаем ждать. Где-то через полторы недели я звоню и интересуюсь статусом (как помним, нам обещали 2 недели на весь процесс). Ответ - документы только пару дней как были отправлены в университет, почта ведь. Еще через неделю получаю информацию, что университет пока ничего не обработал.
Я начинаю нервничать из-за отсутствия прозрачности и решаюсь контролировать весь процесс, для чего звоню в архив университета. Там получаю информацию, что врио ректора нет на месте, а нужна его подпись (еще одно узкое место процесса), обещают результат на следующей неделе. От даты подачи проходит уже недель пять, я звоню в Минобрнауки и получаю 2 новости: хорошую о готовности апостиля для диплома жены из Курска и плохую об ошибке в ответе от моего ВУЗ'а, из-за чего сотрудница вынуждена делать повторный запрос. И что не стоит мне так дергаться, все равно законный срок рассмотрения 45 рабочих дней. Для получения адекватной картины мира я звоню начальнику отдела в Минобрнауки, с которым я общался в первый раз (человек, сообщивший об отпуске сотрудницы и сроке в 2 недели), и получаю от него на удивление адекватный вариант разрешения - повторный запрос подготавливается сегодня, я отвожу его в университет лично, лично же забираю по готовности новый ответ и привожу в Минобрнауки. Мысленно спрашиваю себя - почему так нельзя было сделать сразу же? Апофеозом ситуации служит то, что по данным Яндекс.Карт от здания Минобрнауки до основного здания ВГТУ ~3 км, что преодолевается на общественном транспорте за 10 минут с учетом остановок. В результате с моими поездками мы получаем апостилированные дипломы не за 45 рабочих дней, но 30 рабочих точно.
Ключевая мысль: Начинайте прорабатывать вопрос подготовки документов, как только у вас есть оффер, который вы склонны принять. Даже не так, часто в собеседованиях бывает финальный этап в виде "Вы нам понравились и мы планируем выставлять вам оффер на таких условиях". Если такое произошло, начинайте узнавать, как готовить российские документы.
С апостилированием других бумаг серьезных проблем не возникало. Из интересного можно отметить нюанс для поколения 90х и старше - апостиль на свидетельство о рождении ставится только на бланк современного образца, небольшие книжки советского образца не считаются подходящими. Поэтому для апостилирования необходимо получить копию свидетельства о рождении на новом бланке А4 и уже его апостилировать. Насчет апостилирования справки об отсутствии судимости - сначала нужно запросить ее через Госуслуги в местном МВД, получить на руки, а затем уже на основании полученной справки опять записаться в другую приемную МВД на апостилирование по телефону. Опции получить апостилированную справку сразу, к сожалению, нет (возможно, только в регионах, так как неактивная кнопочка про апостилирование на Госуслугах есть).
Еще из документов решили сразу заморочиться над упрощением получения латвийских водительских прав. Дело в том, что по российским правам на территории республики можно водить только год, дальше их нужно переоформлять на местные. Российские права при этом вроде можно оставить у себя. В процессе этого переоформления со стороны латвийской полиции делается запрос в ГИБДД. Так как это снова классический запрос по почте, да еще и международный, занимает процедура до полугода. Но в одном ролике можно узнать, как срезать этот момент, если запросить в ГИБДД справку с гербовой печатью о том, что права у вас есть, и затем эту справку апостилировать. Проблема заключается в том, что нужно потратить некоторое время на объяснение сотрудникам ГИБДД, что именно вам нужно и в каком виде - справка нестандартная и рядового процесса по ее оформлению не существует. Для меня это выглядело так: несколько звонков по разным номерам ГИБДД для выяснения, к кому именно обратиться для получения справки с гербовой печатью для предъявления в Латвию, поездка в ГИБДД с оставлением рукописного заявления, последующие звонки для контроля ситуации (обратной связи не предусмотрено, только личные напоминания о себе), затем получение справки и апостилирование в отделении Минюст'а.
Здесь будет первое упоминание влияния пандемии. Из-за ограничений как в работе организаций, так и в пересечении границ, Латвийское посольство в Москве сильно уменьшило свою пропускную способность. Это выразилось в необходимости записываться на подачу документов на ВНЖ за полтора месяца до факта приема. Благо мы ожидали подобных рисков и записались еще в процессе подготовки бумаг. Сам визит довольно тривиален, если не считать момента, что это было единственное место в Москве, где кроме маски нам действительно понадобились перчатки.
Был еще забавный момент про разницу менталитетов - сотрудница посольства сначала хотела отдать нам ксерокопии свидетельства о перемене фамилии жены, мол его нет в списке необходимых документов. Мы пояснили, что так проще идентифицировать человека, с чем она согласилась и документы оставила, но перед этим последовало такое уточнение: "Вы же заполнили анкету и подписали ее, тем самым подтвердив корректность указанных там сведений". Согласитесь, несколько обескураживающий подход для людей, привыкших к "принеси в учреждение справку о том, что учреждение имеет о тебе сведения". Так же уточняем статус въезда, узнаем, что "разумеется, ситуация очень быстро меняется, но на текущий момент нет препятствий для въезда вашей жены вместе с вами".
Ложка дегтя - хоть документы подавались на blue card, предполагая рассмотрение в течении 10 рабочих дней, решение о выдаче ВНЖ было готово спустя месяц (в конце августа). А подать документы на визу D для въезда можно только на основании разрешения, так что свои визы мы получили только в середине сентября. Зато ехать в Москву для этого не потребовалось - из-за ковидных ограничений визовые вопросы решаются через PonyExpress, если у вас уже сдана биометрия в Шенгенскую зону в течение последних 5 лет.
Ключевая мысль: если вы занимаетесь релокацией в пандемию, возьмите за привычку мониторить изменения правил обращения в посольства и так же изменения правил на пересечение границ. Причем последнее нужно делать и для страны, где вы проживаете на текущий момент, и для страны, куда собираетесь - возможно, все хорошо с "въездом туда", но придет блок на "выезд отсюда".
Где-то на середине подготовки бумаг я увольняюсь с текущего места работы (июль). Можно было и позднее, но по факту финансовую подушку я уже подготовил. Так же с пониманием реальности грядущего переезда возникали все новые и новые подводные камни, так что параллельно с работой я бы не вывез процесс однозначно. Благодарю свою супругу, постоянно следившую за изменениями консульской информации и вариантами въезда, в большей степени наш переезд состоялся благодаря ей.
Итак, разрешение на ВНЖ получено, запрос на визы отправлен, остается вопрос с животными. И тут все вышесказанное меркнет перед хтонью подготовки бумаг для вывоза морских свинок! Дело в том, что ветпаспорта в РФ существуют только для 3 категорий животных - собаки, кошки и хорьки. А бумаги для вывоза животного требуются в любом случае и оформляются они внезапно через Россельхознадзор. Сделаем акцент на этом - для того, чтобы вывезти своих декоративных морских свинок без целей их разведения, нужно получить ряд бумаг и разрешений от Россельхознадзора. К счастью, мы не первые, так что во всем ориентировались на такую статью.
Сперва звоним в государственную ветклинику и задаем все интересующие нас вопросы, чтобы убедиться в следующем: прививки и чипирование свинкам не нужны, анализы не нужны (вот это всплывет позднее). Только осмотр ветеринаром и выдача справки, на основании которой Россельхознадзор делает евросертификат. Но вот для возможности получения справки хозяин и животные должны быть зарегистрированы в ветсистеме Меркурий. Эта система отвечает за движения животных в пределах границы РФ и данные из нее вносятся в ветсправку. Зарегистрировать физлицо в этой системе может местное государственное ветеринарное учреждение, в нашем случае нас направили в центральную ветлечебницу города. Что ж, едем с паспортом и ИНН и меня вносят в систему.
Формально уже после этого можно везти животных на осмотр, затем на основании справки получать евросертификат, но не все так просто. Как я упоминал выше, Меркурий отвечает за внутренние перевозки, но мы же планируем вывезти животных за границу. Подобное регулируется уже системой Аргус, в которой так же необходимо зарегистрироваться и получить разрешение на вывоз. Еще раз для акцента - разрешение на вывоз морских свинок :) Во многих источниках значится, что разрешение не обязательно, но встречаются проблемы с таможенниками по этому вопросу, так что лучше перестраховаться (впоследствии нам это пригодится).
Так что я гуглю вопрос, звоню в результате в ветеринарное управление по Воронежской области, где сотрудник предлагает: "Давайте вместо объяснений вы приедете с документами и я все сделаю". Приезжаю и узнаю, что база пользователей едина с Меркурием, то есть мои данные там уже есть. Так как я думал, что разрешение выдается на определенную дату, я прошу сотрудника зарегистрировать мне личный аккаунт для возможности это разрешение оформить самостоятельно ближе к дате поездки. По факту можно было этого не делать - в разрешении проставляется только год вывоза, но возможность сделать документ самому всегда удобнее. Уже дома я проверяю возможность авторизации в Аргус и создания черновика запроса, и обнаруживаю, что сделать последнее я не могу. На следующий день звоню в ветуправление, объясняю ситуацию - отсутствует "склад хозяйствующего субъекта", по простому домашний адрес, где питомцы содержатся. По ходу звонка мне сразу же его добавляют и я убеждаюсь в возможности сформировать запрос на разрешение. В случае физлиц с малым объемом голов животных проверка и одобрение запроса происходит автоматически после создания, так что формировать его сильно заранее не требуется. Наконец мы можем везти питомцев на осмотр для получения ветсправки, но здесь для сохранения последовательности событий нужно сделать отступление насчет формата пересечения границы.
Ключевая мысль: если у вас есть домашние животные, узнавайте о всех необходимых бумагах для них. Если для животного не предусмотрен ветпаспорт, звоните в Россельхознадзор и запрашивайте описание всего процесса.
Второй раз в историю вмешивается Covid-19. Дело в том, что ЖД-сообщение с Латвией по причине пандемии было прекращено. Авиасообщение же оказалось нам недоступно по причине отказов в провозе морских свинок опять таки из-за пандемии. И это при условии, что мы звонили именно в авиакомпании, на сайтах которых указан провоз грызунов... Итого остается только автомобильный транспорт и здесь нужно остановиться подробнее.
Когда вы надолго переезжаете куда-либо семьей, это всегда означает определенный запас вещей (как минимум одежда и мелкая бытовая техника). Соответственно вы ищете компанию, которая максимально комфортно для вас осуществит упаковку, транспортировку и распаковку вашего добра. Когда мы поняли, что единственный вариант для нас - ехать на автомобиле вместе с нашими вещами (как сопровождающих груз) и животными в переносках, мы стали искать именно такого перевозчика. Как нам казалось, мы нашли его в лице компании CargoRiga. Это латвийская небольшая компания, подкупившая хорошей репутацией (по отзывам) и русскоязычным менеджером Игорем. Напрягало только медленное общение строго по электронной почте, но поначалу все было вполне оптимистично. Пока готовились документы, мы прикидывали объем вещей, закупали коробки для них и вели переписку с перевозчиком.
Ключевая мысль: Если будете раздумывать над коробками для вещей, не скупитесь и берите пятислойный гофрокартон П-32 - мы взяли его больше для прочности стенок, но в дороге столкнулись с влажностью и ее влиянием на обычные трехслойные коробки, так что не пожалели. На ОЗОНе и Wildberies коробки из П-32 мы не нашли, так что воспользовались услугами воронежской компании.
Все ближе определение даты поездки и мы начинаем интересоваться доступностью машин и заключением договора. В переписке фиксируем предварительную бронь на 17 сентября. Затем внезапно со стороны CargoRiga поступает вопрос о необходимости таможенного декларирования нашего груза (что несколько странно при условии его сопровождения нами): берем ли оформление на себя или хотим, чтобы этим занимался перевозчик. Мы выбираем второе и получаем увеличение стоимости перевозки в 2 раза, с 2000 до 4000 евро. Сумма уже серьезнее, так что пишем, что согласны на договор, но хотели бы видеть калькуляцию этих цифр для понимания, за что именно мы платим.
И здесь начинается веселье. Напоминаю, вся коммуникация ведется в электронной почте и менеджер отвечает нам раз в день-два, аргументируя такую скорость объемом заказов. Итак, мы задаем вопрос про калькуляцию в пятницу 3 сентября в первой половине дня по Мск, часовой пояс Риги еще совпадает с нашим. В понедельник мы получаем от Игоря ответ, что эта сумма содержит в себе расходы на таможенное декларирование. Спасибо, кэп... Пишем про то, что именно детализацию входящего в это декларирование и просим, заодно напоминаем про договор, который еще не видели. Следующее письмо приходит 7 сентября и содержит не ответ на наш вопрос, а информацию о том, что единственный водитель на рейсах в Россию уже занят на другом заказе. Дальнейшей продуктивной коммуникации не происходит, на просьбы продумать другие варианты мы получаем ответ "я не знаю, что могу вам предложить".
Ключевая мысль: не повторяйте нашей ошибки и не расслабляйтесь в вопросе транспорта до тех пор, пока не подписан договор и не внесен задаток.
Как вы понимаете, рушится весь план переезда, растут страхи и появляются первые мысли "стоило ли вообще все это начинать". Берем день на приведение мыслей в порядок, затем начинаем обзванивать компании-перевозчики уже в РФ с главным вопросом "нам нужно не просто перевезти груз, а сопровождать его вместе с морскими свинками, иначе мы не можем их ввезти". Хочется отметить компанию Gosselin - хоть они не смогли предложить поездку вместе с животными, но в процессе общения они предоставили контакты ветспециалиста в Москве, который дополнительно проконсультировал нас по актуальным правилам вывоза животных.
А решил наш вопрос с транспортом Юрий из компании Kangor. Когда я позвонил и объяснил ситуацию, Юрий обозначил, что готов взяться за наш вариант, но дату придется немного сдвинуть с желаемой нами 17 на 20е числа. Так же в процессе общения выяснилось, что он является владельцем компании и сам выполняет часть заказов, так что именно с ним мы и поедем. В Ригу он привезет нас на нужный адрес, но забрать из Воронежа не сможет, поэтому нам нужно самостоятельно добраться до Москвы. Так как мы будем сопровождать груз, то никакой таможенной декларации не потребуется - транспорт Юрия является микроавтобусом до 3,5 тонн и проходит по легковому каналу таможни. Так что он берет с нас 800 евро за наши 3 кубометра груза, животных и нас. Разумеется, с оформлением договора на перевозку. Единственное, получаем предупреждение о неудобной дороге в кабине с невозможностью поспать, но комфортных вариантов из-за пандемии все равно нет.
Договариваемся подписать договор и осуществить оплату после получения от Юрия информации о возможной дате отъезда, все это время синхронизируемся по WhatsUp. Наконец 15 сентября подписываем договор с отбытием 21 сентября из Москвы. В будущем случается форс-мажор со стороны Юрия и отъезд смещается на 22 сентября, вынуждая нас поменять уже купленные билеты на поезд до Москвы, но больше ничего негативного с перевозкой не происходит. Что касается наших 3 кубов груза, за ними в Воронеж приезжает партнер Юрия и отвозит на склад в Москву - стоимость этой активности выходит в 6000 руб. Еще ближе к дате отъезда обговариваем наш маршрут с определением таможенного пункта - его спрашивает в том числе мой работодатель, чтобы подать на латвийскую сторону информацию о нас.
Ключевая мысль: если вы планируете переезд с питомцами, уточняйте у авиакомпаний возможность их провоза. Covid-19 сильно ограничил такие возможности. При этом нам сильно повезло с вариантом сопровождения - в Kangor это не является рядовой услугой, нам пошли навстречу. Запасным вариантом была отправка питомцев через компанию, которая занимается перевозкой и передержкой животных, но это несет за собой большие риски и существенные дополнительные расходы.
Вопрос со способом транспортировки вещей, животных и нас закрыт, остаются ветеринарные бумаги. Я подготавливаю разрешение на вывоз в системе Аргус. Во вторник 21 сентября мы отвозим животных на осмотр в государственную ветклинику. При этом поезд в Москву у нас вечером в этот же день, так зачем делать все впритык? Дело в том, что ветеринарный сертификат действует 5 дней. Еще нужен ПЦР для нас, который действует 72 часа с момента сдачи - сдаем тоже во вторник утром, получаем результат вечером аккурат перед поездом. Итого на руках бумаги от 21 сентября. Из Москвы отбываем 22го, так что остается 2 дня (считаем по сроку ПЦР) на пересечение границы, как раз имеем небольшой запас времени на случай форс-мажора.
Но вернемся к животным. В ветклинике еще раз уточняем насчет анализов (в интернете читали, что вроде запрашивают кал на гельминитов), отвечают, что не нужно. Спрашивают про маршрут и вид транспорта, просят номера поезда и автомобиля - благо Юрий оперативно отвечает в мессенджере. Заодно пригождается информация о таможенном пункте - так же требуется указать. Еще указывают номер разрешения Аргус'а. В результате получаем 1 справку на 2х животных, жена уезжает со свинками собирать чемоданы, а я иду в соседнее здание Россельхознадзора, где с проходной вызываю человека из нужного отдела. Приходит девушка и первым делом спрашивает "А ваша заявка зарегистрирована в нашей системе?". Отвечаю, что нет, объясняю срочность ситуации и предлагаю заявку сделать тут же через телефон, чтобы не терять время. Девушка тем временем забирает мои бумаги на проверку и уходит.
Я обнаруживаю пару прекрасных моментов. Первый - страницу записи на визит в Россельхознадзор невозможно найти через меню на их сайте, прокатывает только способ ввести точное название нужной страницы в поисковик. Второе - в форме на запись есть обязательное поле ветпаспорта! А как мы помним, ветпаспорта существуют только для кошек/собак/хорьков. Звоню с проходной в нужный отдел еще раз, мне сразу отвечают, что "смотрим на ваши бумаги, да, морские свинки, решаем, как это все проводить, ожидайте пожалуйста". Через минут 15-20 ко мне возвращается девушка и говорит, что они могут подготовить евросертификат, если в ветклинике переделают справку. А именно: укажут результаты осмотра не одним абзацем, а двумя абсолютно идентичными, так как животных у меня 2 головы. И (тут по спине прошел холодок) укажут пункт про обработку грызунов от гельминитов. Возвращаюсь в ветклинику, благо специально выбирали организацию рядом. Спрашиваю, как так получилось, что мы 2 раза уточняли про анализы и получали отрицательный ответ, а в итоге они все же нужны. Врачи списывают все на хаотичность хотелок Россельхознадзора и обращают внимание на формулировку, что нужны не результаты анализов, а обработка животных. При мне звонят в Россельхознадзор, обсуждают все поля и переделывают справку.
Возвращаюсь в Россельхознадзор, отдаю бумаги, получаю "Вот теперь все хорошо, ждите евросертификат". Проходит час, время приближается к обеденному перерыву. Звоню с проходной в отдел с уточнением, когда будет результат. Разумеется, будет он после обеда, так что отъезжаю, тихо ругаясь на совковость неумение сориентировать человека по срокам без его инициативы. Через некоторое время мне звонит девушка из Россехльхознадзора и спрашивает про клички/возраст/породу свинок, потому что эти данные указываются в евросертификате. Мысленно задаю себе вопрос, почему за два моих очных диалога с ней же эта тема ни разу не всплыла; передаю всю информацию, получаю наконец ориентир - будет готово через час. Что ж, через час и забираю.
Ключевая мысль: если предстоит получение документов на "нестандартных" животных, готовьтесь к бюрократии, помноженной на редкость ситуации. По возможности сами соберите всю информацию, запишите в виде вопросов ключевые понятия и обязательно озвучьте их сотрудникам. Возможно, это позволит сэкономить время.
Дальнейший отрезок пути до границы не несет большой информационной ценности, поэтому тезисно: ночной поезд до Москвы - встреча с Юрием и дорога до склада - проверка и погрузка наших вещей - дорога до границы с Латвией через Тверскую и Псковскую области. А вот на прохождении границы следует остановиться подробнее.
На пункт Убылинка-Гребнево мы приехали около 5 утра. Проехали мимо очереди грузовых фур и встали перед единственным работающим окном. Очереди легковушек не было, со стороны России мы были единственные выезжающие. К нам вышел таможенник и сперва достаточно бодро сориентировал, куда ехать, чтобы мы быстрее проскочили. Но потом услышал от Юрия, что мы не "пустые", попросил открыть кузов, нахмурился и ушел совещаться с коллегами. Затем вернулся в составе коллектива, было осмотрено днище, кузов и кабина. Обратили внимание на свинок в переносках - мы показали папку с документами, на что получили только кивок (что приведет к интересному развитию в дальнейшем). В результате нас попросили отогнать машину в бокс, где следует разгрузить ее для дальнейшей проверки.
Нужно отметить, что на пункте есть вполне себе рабочий рентген и он вроде даже не был занят фурами, но почему-то такой вариант не рассматривался в принципе. Окей, разгружаем и дальше около часа-полутора ждем таможенного инспектора для проверки. Наконец она приходит и просит выборочно вскрыть около половины коробок (выгружено было около 20 штук, вскрыто наверное 10). Выполняем, доказываем фактическое отсутствие коммерческих партий чего бы то ни было, запаковываем и загружаем машину обратно, едем к шлагбауму. Ждем еще часик и наконец нас вызывают для проверки документов, после чего проставляют штампы о прохождении границы.
Ключевая мысль: если планируете пересекать границу на автотранспорте, своем или наемном, обязательно берите с собой ножницы, скотч и запас упаковочной пупырчатой пленки. Нам повезло и конкретные предметы в коробках освобождать от пленки не просили, но в сети встречаются упоминания таких моментов.
И тут прямо перед победным открытием шлагбаума девушка-инспектор подбегает к нам и сообщает "Ой, у вас же животные, нельзя без осмотра ветеринара проезжать". Возвращаемся к окну, где происходит примерно такой диалог с инспектором и ее начальником:
- Нужно дождаться ветеринара, чтобы он проверил бумаги, затем самих животных и сделал отметку в системе.
- Почему это не было сделано, пока мы ожидали проверки груза?
- Вами не были предъявлены животные
- А как тогда вы узнали, что они у нас есть?
- ...
Окей, возвращаемся в машину греться и ждать ветеринара. Проходит еще час-полтора, к нам наконец подходят специалисты. Запрашивают наши бумаги - ветсправку, евросертификат и разрешение на вывоз (вот и пригодилось), пробивают последнее по базе. Проводят визуальный осмотр животных. В процессе всех этих манипуляций мы общаемся и вскрывается интересная ситуация - долгое ожидание ветспециалистов обусловлено пересменкой на таможенном пункте. Первые ребята, которые упустили момент с животными, просто тянули время для того, чтобы вопросом занималась следующая смена. Один из ветспециалистов сообщает, что это типичная проблема - пару лет как сменилась структура подчинения органа и были урезаны льготы. В результате старые специалисты поувольнялись, нехватку кадров закрыли стажерами, которые боятся ответственности - из-за обнаруженных ошибок срезают премии. В довершении случилась пандемия, что снизило нагрузку на таможенные пункты, а раз нет нагрузки, то и много сотрудников не требуется. Вот и получаем одно работающее окно на въезд/выезд с российской стороны.
Наконец все нужное внесено куда нужно. Заветный шлагбаум открывается и мы подъезжаем к латвийской стороне границы, предвкушая подобные иезуитства снова. Забираем бланки анкет у первого таможенника, заполняем их. Сдаем еще один ПЦР, потому как результаты любых российских на латвийской стороне не котируются. И таки да, уже второй латвиец-таможенник просит нас открыть кузов и вскрыть коробки. 2 коробки. Из которых да, одну все же пришлось выгрузить, так как они стояли друг на друге. При этом все происходит на таком позитиве в сопровождении "small talk", что нервозность предыдущих часов наконец начинает утихать.
Затем таможенник забирает наши документы, относит к окну, которых к слову одно из многих работающих. Через пару минут нас подзывают для сверки лиц с паспортами. Мы упоминаем про животных, передаем их документы и добавляем, что на всякий случай у нас есть распечатка переписки с латвийским PVD, где явно сказано о достаточности этого набора бумаг на животных. Говорят, что это хорошо, но пока не требуется и отправляют ждать в машине. Через несколько минут все же подходят и просят эту распечатку :) Проходит минут 5, нам отдают обратно все бумаги и паспорта со штампами. Вуаля, мы въезжаем на территорию Латвийской Республики около 10:30 утра 23 сентября, проведя на границе 5 часов.
Ключевая мысль: за неделю до поездки еще раз проверьте все актуальные правила въезда и провоза животных/вещей/лекарств. Будет очень предусмотрительно написать по электронной почте в различные министерства страны, куда вы направляетесь, вопрос о необходимых сопроводительных документах. Эти переписки нужно обязательно распечатать, чтобы в спорных ситуациях с таможней у вас был аргумент.
Думаю, логично будет здесь закончить первую часть. Весь отрезок от оффера до пересечения границы занял у нас полгода. Во второй статье я коснусь деталей поиска и аренды квартиры, получения карточек ВНЖ, жизни в Риге и "ужасах" локдауна.