Изучаем пешку (часть 5)

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Для начала всех с наступившим Новым Годом! Давно не писал продолжения курса, но на то были объективные причины - переезд в другую страну, 2020-2021 годы "дружбы с Ковидом", осмысление онлайна в педагогических шахматах... Поэтому эта статья будет состоять из двух частей - про пешку и про онлайн преподавание шахмат. Разбивать на две статьи смысла не вижу, поэтому постараюсь написать покороче и не так занудно. Ах да, будет еще заключение в виде планов :-)

Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.

Предыдущие статьи цикла:

  1. Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).

  2. Изучаем ладью (часть 1).

  3. Изучаем слона (часть 2).

  4. Изучаем ферзя (часть 3).

  5. Изучаем коня (часть 4)

История

Пешка - это фигура, которая ценится меньше всего, и при этом жертвуется очень часто, именно по этому термин "пешка" используется и в повседневной жизни. Во время нахождения на доске у пешки точно такие же функции как и у воинов из старой армии, отсюда и пошло такое название. Раньше Филидор считал эту фигуру как некую душу всех шахмат. Пешка может осуществлять движения только вперед, и при этом она движется прямо в сторону всех вражеских ограждений и редутов, осознает то обстоятельство, что это может быть уже последний бой для нее. Существуют две вещи, благодаря которым пешка двигается только вперед. Первая - это возможность взятия ферзя, но тут как говорится, что и кошке не запрещается смотреть на монарха. А вторая причина заключается в том, что когда пешка пройдет все препятствия, а также преодолеет все заграждения и дойдет до последней линии, она может быть заменена на более сильную фигуру, которую выбирает ее хозяин, в большинстве случаев - это ферзь, так как он является самым сильным воином в данной партии. Такое превращение может проводится не очень часто, и как показывает статистика оно может быть выполнено практически в конце шахматной партии. 

Стоит заметить, что пешку все считают самой простой и легкой фигурой. Но это совершенно не так. У Ладьи и Слона правила хода самые простые - ходить по прямым, Ферзь - это Ладью плюс Слон. Конь отличается многим, но даже его ход на фоне количества ходов у пешки можно (с какой-то стороны) посчитать простым. А у пешки 6 (ШЕСТЬ) особенностей в шахматах. И когда это озвучиваешь детям - они часто просто замирают от неожиданности. А некоторые пункты особенностей пешки не знают даже взрослые.

Ход пешкой.

Сначала перечислю особенности пешки, а потом разберу каждый пункт по отдельности.

  1. Пешка не может находиться на первой или последней горизонталях.

  2. Пешка движется только вперед.

  3. Первый свой ход пешка может сделать на одну или на две клетки. Каждый последующий - только на одну.

  4. Бьет пешка не так как ходит. Ходит прямо, а бьет по диагонали

  5. Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру (Ферзя, Ладью, Слона или Коня).

  6. У пешки есть особенный ход - взятие на проходе. Он уникален в шахматах.

Теперь по каждому пункту подробнее. Я буду рассматривать пешку на примере белых фигур, для рассмотрения черных достаточно перевернуть доску.

  1. Пешка не может находиться на первой или последней горизонталях.

Свое движение пешка начинает со второй горизонтали шахматной доски. Так как она движется только вперед, и не может никаким образом передвигаться назад, то детям обычно понятно что пешка не может встать на первую горизонталь (для черных - 8-ю). А вот с последней горизонталью момент несколько спорный. Сама пешка до начала хода и после его выполнения встать туда не может, но в самом процессе она там стоять может до своего превращения (см. далее пункт 5). Но может и не стоять... Поэтому я обычно озвучиваю детям что пешка там стоять не может, и это исключает недопонимание в дальнейшем. А для добротного процесса обучения в самом процессе увсе должно быть четко и без спорных позиций. Мы не философию проходим, а шахматы.

  1. Пешка движется только вперед

Этот пункт наверное один из самых простых. Его достаточно озвучить и все. Чаще всего его дети уже знают. Вперед и только вперед!

  1. Первый свой ход пешка может сделать на одну или на две клетки. Каждый последующий - только на одну.

Этот пункт немного сложнее. то что пешка первый ход может сделать на две клетки - дети усваивают быстро. Но стоит сделать акцент на том, что первый ход в шахматной партии. Часто при решении задач дети ходят пешкой на две клетки, аргументируя это тем, что - "ведь это же первый ход пешки". Поэтому данный пункт стоит донести четко и без сомнений - свой первый ход в шахматной партии каждая пешка может сделать на одну ИЛИ на две клетки.

  1. Бьет пешка не так как ходит. Ходит прямо, а бьет по диагонали вперед.

Здесь все для детей просто. Вполне достаточно показать вот эту позицию

  1. Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру (Ферзя, Ладью, Слона или Коня).

Про превращение пешки знают практически все дети. Но пешка у многих превращается только в Ферзя, про остальные фигуры дети знают не всегда. Поэтому нужно сделать акцент на том что любая фигура кроме Короля. Запоминают быстро. Как показывает опыт - те кто сразу не запомнит про другие фигуры, потом в процессе обучения быстро запоминают данный факт.

  1. Взятие на проходе.

Самое "страшное" правило пешки. Его даже не все родители которые считают что умеют играть в шахматы знают. Напомню что это такое. Если пешка ходит на две клетки, то пешка противника может убить ее на том поле которая пешка перепрыгнула. Примерно вот так:

Взятие на проходе
Взятие на проходе

Здесь следует отметить два момента.

  1. Взятие на проходе может осуществить только пешка и только пешки.

  2. Взятие на проходе можно сделать только следующим ходом. Это как в играх - бонус действует только один ход, потом сгорает.

Весело наблюдать за глазами детей и их ртами которые открываются и долго потом не могут закрыться когда показываешь этот ход. Часто бывали случаи когда родители допытывались что это за ход такой. Один раз ребенка довели до слез когда он им пытался доказать что такой ход есть, а папа говорил что нет. И так бывает.

Отработка хода занимает много времени. Он настолько необычный для понимания детьми, что когда встречается в курсе то не сразу его видят даже сильные дети. Но со временем все приходит в норму и он делается на автомате. Правда на это может уйти и полгода и год... По разному.

Вот основные правила которые нужно знать про пешку. Ошибаются сначала на первом ходе на две клетки (пытаются в задачах сделать ход на две клетки обосновывая это тем что "это же первый ход", не принимая во внимание что позиция уже отыгрывалась и ходы делались раньше) и со взятием на проходе. Про него просто забывают. Лечится просто - нужно во всех случаях когда есть взятие на проходе его показывать.

Отработка (тренировка воинов-пешек)

Задачи стандартные как и в предыдущих статьях. Проще чем у пешек наверное потом будет король. Тем не менее все задачи преследуют цель - закрепить особенности ходов пешек. Не стоит пренебрегать ими, пешка хоть и самая легкая, дешевая и простая фигура, но их больше всех. И без пешек партию не выиграть.

Я не буду описывать подробно задания, о них вполне много написано в предыдущих статьях. Поэтому даны краткие задания под диаграммами, в некоторых случаях есть пояснения.

Один в поле воин.

Побить все черные шашки делая взятие каждым ходом
Побить все черные шашки делая взятие каждым ходом

Лабиринт

В первой задаче решение составляет 14 ходов. На этом стоит сделать акцент, т.к. дети забывают что первый ход можно сделать на две клетки и превратиться в ферзя.

Во второй задаче как раз выигрывает только превращение в коня - по другому перепрыгнуть шашки нельзя. Решение - 7 ходов.

Проберись до поля помеченного крестиком. Бить белые шашки нельзя
Проберись до поля помеченного крестиком. Бить белые шашки нельзя

Выигрыш белыми. Пешки против пешек.

В этой задаче нужно либо побить черные пешки, либо заблокировать их. Пешки ходят по очереди, проигрывает тот у кого нет хода (не осталось фигур или просто пешки заперты). На задачах как раз отрабатывается первый ход на две клетки. Если обратите внимание - во второй задаче для выигрыша нужно сделать хоть на две клетки, а в третей ход на две клетки - проигрывает, нужно сделать ход на одну клетку. Эти задачи заставляют ребенка задуматься - всегда ли нужно ходить на две клетки даже если можно?

На самом деле на третьей задаче практически все дети делают автоматом ход на две клетки, так что задача хорошая :-)

Выиграй белыми. Выигрывает тот кто либо побил все фигуры противника, либо ходил последним, а у противника ходов не осталось
Выиграй белыми. Выигрывает тот кто либо побил все фигуры противника, либо ходил последним, а у противника ходов не осталось

Напади на черную фигуру

Напади первым ходом на черную фигуру
Напади первым ходом на черную фигуру

Напади на две черных фигуры одновременно

Нужно одним ходом напасть на две черных фигуры
Нужно одним ходом напасть на две черных фигуры

Побей незащищенную черную фигуру

Побей незащищенную черную фигуру
Побей незащищенную черную фигуру

Защити белые фигуры от нападения черной

В этих задачах нужно сделав один ход защитить свои фигуры от взятия черными. Мне особенно нравится вторая задача. На ней очень хорошо показывать ход мысли как надо думать про защиту.

Защити все белые фигуры от взятия сделав один ход
Защити все белые фигуры от взятия сделав один ход

Выигрыш фигуры

Сделай такой ход, чтобы после ответа черных побить одну из черных фигур
Сделай такой ход, чтобы после ответа черных побить одну из черных фигур

Перехитри часовых

На этих задачах дети отрабатывают то что пешки назад не ходят. И если сначала они этого боятся, то постепенно в голове закрепляется мысль что сзади к пешке подходить можно. А еще можно встать ПЕРЕД пешкой и она тебя не убьет.

Проберись до поля помеченного крестиком, не попав под удар черных пешек-часовых. Белые шашки и черные пешки бить нельзя. Черные пешки не ходят
Проберись до поля помеченного крестиком, не попав под удар черных пешек-часовых. Белые шашки и черные пешки бить нельзя. Черные пешки не ходят

Выиграй за белых

Задачи этого раздела вроде бы простые, но на самом деле это не так. Я привел одни из самых простых примеров, хотя третья задача дается детям тяжелее чем первые две. В самом курсе задач больше, и там есть более заковыристые

Побей все черные фигуры. Белые и черные ходят по очереди.
Побей все черные фигуры. Белые и черные ходят по очереди.

Казалось бы - пешка простая фигура, но детям она дается не так то и легко. Тем не менее пешка достаточно проста в обучении. За исключением правила - взятие на проходе. Я еще долго потом детям про это правило напоминаю, пока они не начнут его применять автоматически. Делать отдельные тренировочные задания для этого правила - смысла наверное нет. Но напоминать про него нужно.

Шахматы онлайн

Казалось бы - что такого сложного чтобы научить ребенка играть в шахматы по Интернету. Но на самом деле главная цель не просто научить - а заставить мозг ребенка работать в нужном направлении, раскладывать задачи на более мелкие, научиться думать логически и многое другое. Я писал об этом в своей вступительной статье перед началом курса. Ссылка вот. И здесь все оказалось не так радужно.

Когда пришел Covid-19 и нас отправили на онлайн (а я тогда еще преподадвал шахматы в Центре Детского Творчества в Волгограде) - то я впал в ступор. Было понимание что обучать шахматам по тем методикам которые были - невозможно. Кроме того, я так до сих пор и не нашел приложения которые бы позволили вести групповые занятия по шахматам в онлайне в группе с учетом того что на доске должны быть дополнительные фигуры - шашки, крестики и прочее. Возможно я плохо искал, но на данный момент мне ни один шахматный тренер не дал на программу. Заниматься один на один - и мне и детям не интересно. Об этом я писал во вступительной статье как раз. Детям интереснее заниматься в группе.

На обдумывание процесса ушло порядка 3 месяцев, потом подоспел переезд в другую страну, местное обустройство ... В общем только в начале лета 2021 года сформировалась концепция как заниматься с детьми онлайн. Еще некоторое время ушло на обдумывание дизайна программы, настройке сервера и решение прочих сопутствующих вопросов. Самое сложное было в том что давать деньги под развитие программы для преподавания никто не будет (ибо все работают с целью вырастить чемпиона), а так же тренерам часто не нужно дополнительных фигур на доске - им достаточно того комплекта который есть. Но детям в возрасте 6-8 лет хочется большего. Они хотят сказку ведь они еще дети (Алис Тепляковых я выращивать несобираюсь, это лишнее). И нужно чтобы приложение работало как минимум на Windows/Android/iOS...

В настоящий момент у моих групп детей запущена тестирование первых версий приложения. Процесс мало-помалу движется. Нет временно версии на iOS, но этот момент думаю решится в ближайшем будущем. А пока вид приложения приблизительно такой (скриншоты сделаны с компьютера, но на телефоне они практически такие же).

Для набора детей был заведен сайт https://chess4child.edu.rs на котором сделана регистрационная форма для заявок. Так что - если есть желание научить ребенка шахматам и логике - то по Зуму это вполне реально. Все как положено - групповые занятия, домашние задания выполняемые на компьютере/телефоне, работа согласно учебной программе. Более подробно смотрите на сайте - я там все написал в разделе Формат занятий и на других страницах. Если есть желание - пишите и записывайтесь.

Планы на развитие

Кроме приложения для детей пишется приложение для преподавателей. Цель преподавателя не просто вести занятия, нужно систематизировать материалы, давать дополнительные материалы для отдельных ребят которым стандартных задач мало, видеть их решения, разрабатывать новые зададчи, контролировать учебный процесс в полной мере. Приблизительный скриншот преподавательского приложения вот (честно скажу - наброски для себя, т.к. в настоящее время основной упор сделан на приложения для детей)

Но пока это еще наброски и тестирование - процесс не быстрый. Главное что занятия ведутся - уже хорошо. До идеала далеко, но свет в конце тоннеля виден. А то что видно то что делают дети - это вообще мне, как преподавателю - супер. Планов которые хочется реализовать в приложении - море. Вопрос во времени :-) Но думаю постепенно все решится.

Следующая статья будет про короля. В этот раз я не буду долго тянуть. К Старому Новому Году как раз выпущу и ее.

Источник: https://habr.com/ru/post/598997/


Интересные статьи

Интересные статьи

В этой части статьи про торгового бота мы сначала посмотрим на алгоритм сравнения двух комбинаций, а потом на разные методы сбора комбинаций в кластеры. Разберем как работает сам метод сбора кластеров...
Регулярное выражение (далее также — регулярка) — это последовательность специальных символов, формирующих паттерн или шаблон (pattern), который сопоставляется со строкой. Цель такого с...
Для многих микросхема это черный ящик с нанесенной на нее маркировкой. Заглядываем в микросхему оперативной памяти и смотрим, что внутри. Небольшой реверс-инжиниринг в сборку. Статья для тех, ком...
Введение Люди носят фитнес-браслеты по разным причинам, я могу предположить некоторые из них: Для того, чтобы поддерживать себя в форме и выполнять цели по активности; Потому что это некая м...
Продолжаем постигать современную магию (компьютерное зрение). Часть 2 не значит, что нужно сначала читать часть 1. Часть 2 значит, что теперь всё серьёзно — мы хотим понять всю мощь нейросетей в ...