Вступление. Краткая история и особенности языка.
Как-то давно мы с моим товарищем и коллегой Егором готовили обучающий курс по Java Core. Но как-то не срослось и это дело не было доведено до какого-либо логического конца. И вот, спустя время, я решил, что не стоит пропадать добру и по-этому запускаю серию статей про Java Core для самых маленьких.
Начало разработки языка было положено еще в 1991 году компанией Sun Microsystems, Inc. Вначале язык был назван Oak (Дуб), но в 1995 он был переименован в Java. Публично заявили о создании языка в 1995 году. Причиной создания была потребность в независящем от платформы и архитектуры процессора языке, который можно было бы использовать для написания программ для бытовой электротехники. Но поскольку в таких устройствах применялись различные процессоры, то использование популярных на то время языков С/С++ и прочих было затруднено, поскольку написанные на них программы должны компилироваться отдельно для конкретной платформы.
Особенностью Java, которая решила эту проблему, стало то, что компилятор Java выдает не машинный исполняемый код, а байт-код - оптимизированный набор инструкций, которые выполняются в так называемой виртуальной машин Java (JVM - Java Virtual Machine). А на соответствующую платформу предварительно устанавливается JVM с необходимой реализацией, способная правильно интерпретировать один и тот же байт-код. У такого подхода есть и слабые стороны, такие программы выполняются медленнее, чем если бы они были скомпилированы в исполняемый код.
Установка программного обеспечения - JDK
В первую очередь, нам нужно установить на компьютер так называемую JDK (Java Development Kit) - это установочный комплект разработчика, который содержит в себе компилятор для этого языка и стандартные библиотеки, а виртуальную машину Java (JVM) для вашей ОС.
Для того чтобы скачать и установить JDK открываем браузер, и в строке поиска Google вводим “download JDK” или переходим по этой ссылке.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c0a/389/bb8/c0a389bb8e5268075f547d8adc04c9f5.png)
Скролим ниже и находим таблицу с вариантами скачивания JDK. В зависимости от нашей операционной системы выбираем файл для скачивания.
Процесс установки для ОС Windows имеет несколько этапов. Не стоит пугаться, все очень просто и делается в несколько кликов. Вот здесь подробно описан процесс установки. Самое важное для пользователей Windows это добавить системную переменную JAVA_HOME. В этой же статье достаточно подробно расписано как это сделать (есть даже картинки).
Для пользователей MacOS также стоит добавить переменную JAVA_HOME. Делается это следующим образом. После установки .dmg файла JDK переходим в корневую папку текущего пользователя и находим файл .bash_profile. Если у вас уже стоит zsh то ищем файл .zshenv. Открываем этот файл на редактирование и добавляем следующие строки:
export JAVA_HOME=/Library/Java/JavaVirtualMachines/jdk1.8.0_271.jdk/Contents/Home
export PATH=${PATH}:${JAVA_HOME}
Здесь обратите внимание на версию JDK указанную в пути - jdk1.8.0_271.jdk. Могу предположить, что у вас она будет отличаться, поэтому пройдите по указанному пути и укажите свою версию. Сохраняем изменения и закрываем файл, он нам больше не понадобится.
Теперь важно проверить правильность установки JDK. Для этого открываем командную строку, в случае работы на Windows, или терминал для MacOS. Вводим следующую команду: java -version
Если вы все сделали правильно, вы увидите версию установленного JDK. В ином случае вы, скорее всего, допустили где-то ошибку. Советую внимательно пройтись по всем этапам установки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2d2/661/a69/2d2661a6929fd2ca9ead958605cb888d.png)
Установка IDE
Теперь нам нужно установить среду разработки, она же IDE (Integrated development environment). Что собой представляет среда разработки? На самом деле она выглядит как текстовый редактор, в котором мы можем вводить и редактировать текст. Но помимо этого, этот текстовый редактор умеет делать проверку синтаксиса языка на котором вы пишете. Делается это для того чтобы на раннем этапе подсказать вам о том, что вы допустили ошибку в своем коде.
Также среда разработки содержит в себе компилятор. Компилятор - это специальный инструмент, который будет превращать код, который вы пишете, в машинный код или близкий к машинному коду.
Кроме этого, среда разработки поддерживает отладчики которые помогают править и отлаживать ваш код в случае ошибки. Скажем так, это были описаны основные возможности IDE. Современные IDE предоставляют огромное количество инструментов, которые могут помочь в написании, отладке, автоматической генерации кода и решить множество других проблем.
Для начала нам нужно выбрать и среду разработки. Их довольно таки много, и самыми популярными из них являются: IntelliJ IDEA, NetBeans, Eclipse. Для себя я выбираю IntelliJ IDEA. Она является самой удобной на мой взгляд, и хоть она и платная, на официальном сайте можно найти бесплатную версию которая называется Community. Этой версии будет вполне достаточно для изучения основ Java. Вообщем будем работать в IntelliJ IDEA.
Итак, открываем браузер, в поисковой строке вводим "Download IntelliJ IDEA Community" или переходим по этой ссылке. Выбираем версию ОС и качаем версию Community.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6f1/8b6/265/6f18b6265f078176f9b9706a01b47d6c.png)
В установке IntelliJ IDEA нет ничего военного. На крайний случай на ютубе есть множество видео о том, как установить эту программу.
Первая программа
Теперь мы готовы создать нашу первую программу. В окошке запустившийся IDE нажимаем New Project.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a82/084/779/a82084779b1f198b3161cb18ff547ede.png)
В новом окошке в левой панели выбираем Java.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d6f/04e/809/d6f04e80955ac448395a0c0216d9fc56.png)
Обратите внимание! В верхнем окошке, справа, возле надписи "Project SDK:" должна находится версия Java, которую вы установили вместе с JDK. Если там пусто, то вам нужно будет указать путь к вашему JDK вручную. Для этого в выпадающем списке нажмите "Add JDK..." и укажите путь к вашему JDK, который был предварительно установлен.
Теперь можем нажать на кнопку Next. В следующем окошке, вверху, поставьте галочку “Create project from template” и выберите “Command Line App”. И снова нажимаем Next.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/864/0e0/e03/8640e0e03ceab06bf31746e4301fb311.png)
Дальше нам нужно указать имя программы. У меня это будет Hello World, желательно чтобы имя проекта было введено латиницей, и на английском языке.
Примечание. Все программы, имена программ, принято писать на английском языке, и желательно придерживаться такого стиля, что является хорошим тоном в программировании.
После указываем путь к проекту программы.
Далее, нам нужно указать базовый пакет нашей программы. О пакетах я расскажу вам позже, обычно компании используют свое имя Интернет-домена в обратном порядке, но вы можете написать, например, свои имя и фамилию через точку в нижнем регистре (маленькими буквами), тоже латиницей. Я же использую псевдоним. Когда все поля будут заполнены - нажимаем “Finish”.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b75/31a/5f4/b7531a5f47ba83355b80a28e46bef207.png)
После этого вы увидите главное окно IDE, в котором уже будет создана ваша первая, почти готовая консольная программа.
Это окно, то что вы будете видеть 80-90%, а иногда и 100% времени, работая программистом.
Для того чтобы закончить ваше первое приложение, останется добавить строчку кода System.out.print("Hello world!"); как показано на скриншоте.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8f7/e38/e4f/8f7e38e4f50c71d52877fd3c03c58749.png)
Чтобы скомпилировать и запустить на выполнение вашу программу, вам нужно нажать кнопочку с зеленым треугольничком на верхней панели справа, или в меню найти пункт Run -> Run “Main”. И внизу на нижней панели, под окном редактора, в консоли, вы увидите результат выполнения вашей программы. Вы увидите надпись Hello World! Поздравляю, вы написали свою первую программу на Java.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/219/639/d43/219639d431ef09964cf151f92410b294.png)
Разбираем первую программу
В своем первом приложении вы можете увидеть много непонятных символов и слов, но на данном этапе вы должны воспринять их как данность, позже, в следующих частях, я расскажу о каждом из них, и зачем они нужны. На данном этапе вам нужно понять что это стандартные составляющие любого Java-приложения, и в последующих приложениях эти компоненты будут изменяться минимально.
Пройдемся по порядку:
В начале мы видим package com.zephyr.ventum;
- это объявление пакета, и это постоянный атрибут файлов с исходным кодом в Java. Простыми словами, это локация вашего файла в проекте и любой .java файл должен начинаться с подобной строки.
Ниже, public class Main {
- это стандартное объявление класса в Java, где public - это модификатор доступа который дает программисту возможность управлять видимостью членов класса, class - является ключевым словом объявляющим класс, Main - это имя класса. Все определение класса и его членов должно располагаться между фигурными скобками { }. Классы мы рассмотрим немного позже, только скажу что в Java все действия программы выполняются только в пределах класса.
Ключевое слово - это слово зарезервированное языком программирования. Например, package
- это тоже ключевое слово.
Еще ниже, public static void main(String[] args) {
- эта строка является объявлением метода main. Метод (или часто говорят функция) main это точка входа в любой java-программер. Именно отсюда начинается выполнение вашего кода. В проекте может быть несколько методов main, но мы должны выбрать какой-то один для запуска нашей программы. В следующих статьях мы еще вернемся к этому. Сейчас же у нас только один метод main.
Фигурные скобки {}
у метода main обозначаю начало и конец тела метода, весь код метода должен располагаться между этими скобками. Аналогичные скобки есть и у класса Main.
Следующая строка является // write your code here
однострочным комментарием.
Комментарием является текст который игнорируется компилятором. По-этому с помощью комментариев вы можете оставлять в коде подсказки для себя и других, кто будет читать ваш код, или же для документирования вашего кода. Существует несколько видов комментариев, основными из них являются однострочный, и многострочный.
Многострочный комментарий будет выглядеть следующим образом:
/* write
your
code
here */
Мы просто располагаем несколько строк между символами /*
и */
System.out.print("Hello world!");
- строка которая находится внутри метода main является командой, которая выводит в консоль строку "Hello world!"
Обратите внимание что в конце стоит точка с запятой, в языке Java команды должны заканчиваться точкой с запятой.
Затем мы закрываем тело нашего метода main }
а также закрываем класс Main }
.
На этом статья подходит к концу. Автором конкретно этого материала является Егор и все уменьшительно ласкательные формы слов сохранились в первозданном виде.
В следующей статье мы поговорим о типах данных в Java.