EdTech — отрасль, живущая по заветам Льюиса Кэрролла. Чтобы не отстать от современных технологий, нужно бежать изо всех сил. Но перед тем, как начать гонку, хорошо бы разобраться, в какую сторону двигаться. Вот что стоит держать в голове, если вы работаете над современным образовательным продуктом и хотите соответствовать ожиданиям пользователей.
Рынок образования постоянно растет. По данным аналитической компании HolonIQ, глобальный EdTech достигнет 10 трлн долларов к 2030 году. Это случится благодаря росту населения в развивающихся странах, а также беспрецедентным возможностям профессионального переобучения, которые сегодня дают технологии. Чтобы удовлетворить спрос, глобальной сфере образования ежегодно будет нужно около 1,5 млн новых учителей.
Одна из хороших метрик для понимания ситуации — деньги. Согласно списку глобальных компаний-единорогов в сфере EdTech, больше всего миллиардных компаний работают в сферах репетиторства (6), корпоративного обучения (5) и среднего образования в онлайне (3).
Вот остальные тренды, на которые точно стоит обратить внимание.
Качество — это база
Аудитория становится все более требовательной к образовательным продуктам. Благодаря этому конкуренция на рынке образовательных услуг повышается, а слово «качество» звучит в публичных отраслевых беседах все чаще.
В это понятие также входит и доступность продукта для пользователей разного возраста. Ожидается, что число людей на планете старше шестидесяти лет к 2050 году более чем удвоится (с 962 млн до 2,1 млрд человек), а к 2100 году утроится (до 3,1 млрд). Как видите, демографическая группа 60+ увеличивается быстрее, чем любая другая. Когнитивные изменения и нужды пожилых людей в части интерфейсов достаточно хорошо изучены, так что изобретать собственный велосипед здесь никому не придется.
Одновременно с этим снижается возраст аудитории, которая знакомится с EdTech-продуктами впервые, и на рынке появляется все больше образовательных решений даже для дошкольников.
Важность EdTech подтверждена деньгами
До прошлого года мировые EdTech-компании практически не проводили IPO. Но в 2021 году инвесторы вложили в EdTech более 13 млрд долларов. Таким образом, на мировом рынке появились за один год 14 образовательных компаний стоимостью более 1 млрд долларов. Среди них — американский MasterClass, индийский Emeritus, австрийский GoStudent и другие. Для сравнения — за шесть лет, с 2014 по 2020 год, такого уровня достигла 21 EdTech-компания. Ближайшее будущее покажет, смогут ли EdTech-компании расти и дальше.
Блокчейн как гарант
С одной стороны, слово «блокчейн» есть практически в любом списке «трендов будущего». C другой, EdTech — та отрасль, которая способна максимально использовать преимущества этой технологии.
Блокчейн — это надежное подтверждение навыков и профессионального уровня в цифровом формате, в подлинности которого может убедиться любая заинтересованная сторона. На такой базе можно выстроить много рабочих процессов, необходимых в EdTech.
Например, сервис онлайн-образования Odem выдает блокчейн-дипломы о прохождении образовательных курсов. Также на основе этой технологии здесь хранятся записи о том, какие курсы читал конкретный преподаватель и какие оценки он получил от студентов. Таким образом, образование приобретает совсем другое качество. Любой заинтересованный человек может проверить, из чего, в прямом смысле слова, состоит учебный процесс.
Искусственный интеллект
В 2021 году EdTech-стартапы инвестировали в технологии искусственного интеллекта свыше 4 млрд долларов. Согласно исследованию Google, преподаватели сегодня прямо говорят о заинтересованности в инструментах ИИ в сфере образовательных технологий. Ведь ИИ можно поручить проверку домашних работ, построение прогнозов и принятие решений по дальнейшему карьерному треку учеников. В конце прошлого года Google анонсировала создание программы-помощника для студентов, который может давать им персонализированную обратную связь в процессе обучения.
Но здесь есть и предсказуемый минус. Далеко не всегда действия ИИ можно назвать прозрачными и понятными. Скорее всего, здесь неизбежно возникнет острая дискуссия — можем ли мы доверять ИИ полностью или сделать процесс его работы более открытым? Скорее всего, правильного ответа здесь нет и это станет отдельным увлекательным сюжетом.
Программирование — это базовый навык
Чем бы ни занимался человек сегодня, умение программировать — навык, который может серьезно повысить качество работы и сэкономить ресурсы. Практически в любой работе возникает необходимость выполнить множество однотипных операций, проанализировать информацию и найти закономерности, быстро собрать данные из источников и другое. Умение программировать позволяет решить эти задачи быстро и эффективно.
Здесь закономерно повышение популярности Low Code/No Code-проектов. Они дают возможность максимально снизить уровень вхождения в программирование. Так как мы помним, что «программирование — новая грамотность», такие проекты — идеальная стартовая площадка, в рамках которой можно понять основные принципы программирования. Low Code позволит людям глубже и точнее понимать принципы работы IT-систем.
Виртуальная реальность
Ожидается, что глобальный объем рынка дополненной и виртуальной реальности к 2024 году должен превысить 125 млрд долларов. Использовать эти технологии можно при обучении практически любым навыкам, ведь «рабочая среда» в том или ином виде есть практически в любой отрасли.
Такие решения можно интегрировать и в продукты для школьников. В нашей стране они разрабатываются в том числе Центром Национальной технологической инициативы Дальневосточного федерального университета, где работает федеральная программа апробации этих технологий в школах. В ее рамках создан, например, курс по физике для учеников 8–9 классов. Благодаря виртуальной реальности школьники могут понаблюдать за течением физических процессов в реальном времени.
Существуют и продукты на основе AR. Например, приложение Our Minds AR дает возможность построить дискуссию в классе на основе обмена текстовыми сообщениями. Визуально они выглядят, как «бабблы» с текстом из комиксов, видимые всем участникам дискуссии.
Глокальный взгляд
Особенности EdTech разнятся от региона к региону, и вот на что стоить обратить внимание, чтобы понимать ситуацию в целом:
Европа. Здесь ценится качество образовательных институтов, которые формировались веками. Поэтому тут преобладают более традиционные форматы. Но уровень интеграции новых технологий в процесс образования постоянно растет. Как и везде, этот процесс ускоряет COVID-19.
Больше половины продуктов EdTech — b2c, так как самый частый клиент в ЕС — индивидуальные потребители (родители и ученики). Больше всего сильных EdTech-компаний в этом регионе представлено в Великобритании, Франции и Германии.
Юго-Восточная Азия. В регионе живет более 650 млн человек, 200 млн из них моложе 30 лет. Для дальнейшего развития ЮВА будут важны цифровые технологии, и для этого потребуются эффективные образовательные решения. Все страны в регионе очень серьезно относятся к этому и будут вкладывать в построение образовательных систем значительные ресурсы.
Большинство EdTech-компаний здесь — b2c, четверть — b2b. Почти половина EdTech-компаний работают от 3 до 6 лет. Практически все они закрепились на рынке до пандемии, а затем значительно выросли благодаря ей. Большинство заметных EdTech-компаний расположено в Сингапуре и Индонезии. Развивается EdTech Вьетнама: можно ожидать, что в скором времени он станет заметным игроком на этом рынке.
Восточная Азия. Это один из важнейших мировых регионов для EdTech. Здесь живет 1,6 млрд человек, что делает его самым густонаселенным в мире. Это также развивающийся центр высоких технологий, на который приходится более половины мирового роста доходов технологических компаний за последнее десятилетие и более 45% мирового финансирования стартапов. Образование — ключевой компонент такого развития, поэтому здесь много EdTech-компаний. Особенно — работающих в сфере робототехники и искусственного интеллекта.
Большинство EdTech-компаний здесь работают по модели b2c. Индивидуальные клиенты (родители и ученики) готовы платить за продукты, которые помогут им в достижении целей. Это, например, поступление в университет, высокие оценки или профессиональное признание.
Китай серьезно относится к EdTech. Уже в 2019 году в школах страны появились уроки по искусственному интеллекту, была разработана методическая база и полноценные учебники. Страна очень активно экспериментирует с применением ИИ в образовании, а власти предоставляют налоговые льготы для компаний, которые занимаются созданием продуктов на основе ИИ.
Один из самых успешных EdTech-стартапов Китая, работающий на основе ИИ — единорог Squirrel AI. Принцип работы здесь такой — сумма информации по тому или иному предмету разбивается на множество мелких блоков («точек знаний»). Затем в ходе тестирования конкретного ученика определяются зоны с самыми большими пробелами. После этого в автоматизированном режиме генерируется план конкретных упражнений для исправления ситуации. Для иллюстрации уровня детализации — курс математики средней школы разбит в Squirrel AI более чем на 10 000 точек знаний. Судя по популярности сервиса в Китае, такой подход достаточно эффективен.
Индия и Южная Азия. Индия — один из мировых лидеров на рынке образовательных технологий. Здесь успешно работают четыре EdTech-единорога. Главный из них — ByJu's. Это самый дорогой EdTech-проект планеты с капитализацией в 18 млрд долларов и одна из ста самых влиятельных компаний мира. По словам основателей компании, главным компонентом успеха стало использование форматов, связанных с повышением вовлеченности. Это видеоролики, викторины и тесты, а также геймификация.
Большая часть компаний в регионе работает по модели b2c. Около трети успешных EdTech-компаний были основаны 3 года назад или меньше. 10% из них основаны в разгар пандемии. Более половины создают продукты для средних школ. Каждый пятый EdTech — это сервис для изучения английского, китайского, японского и корейского языков.
В стране много лет существует культ образования. Из-за огромной конкуренции родители в Индии стремятся дать детям лучшее образование и готовы тратить огромные средства, чтобы достичь этой цели. По объему венчурных инвестиций в EdTech Индия занимает третье место в мире после Китая и США. Аналитики прогнозируют, что к 2031 году индийский EdTech-рынок вырастет с 700–800 млн до 30 млрд долларов.
Россия и страны СНГ. Половина крупнейших EdTech-компаний страны основаны менее 6 лет назад. Некоторые из компаний появились в разгар пандемии, в 2020 или 2021 году. Возраст более трети всех компаний — от 7 до 10 лет. EdTech в стране поддерживают школы, университеты и бизнес. Большая часть продуктов — сервисы изучения иностранных языков.
Главные тренды на рынке России прямо сейчас:
поиск уникальных форматов и узких ниш;
поиск правильного соотношения онлайна и офлайна (это больше не два разных формата);
возросший запрос на формирование профессионального комьюнити;
поиск эффективных форматов для подрастающего поколения «digital natives»;
переход на персонализированное обучение, для которого больше подходят асинхронные форматы занятий.
Северная Америка. Более трети главных EdTech-компаний страны работают по модели b2b, сотрудничая со школами, университетами или корпорациями. Быстрый переход образовательных учреждений на онлайн-обучение привел к взрывному росту спроса на решения, которые способны не только организовать процесс в онлайне, но и поддержать его в рабочем состоянии.
Также спросом пользуются решения для аналитики и социально-эмоционального обучения. Почти половина компаний относится к b2c. Возраст каждой пятой компании — 3 года или меньше. Наблюдается повышение внимания к продуктам EdTech для сотрудников компаний. Владение реальными навыками ценнее, чем дипломы, а требования к уровню квалификации сотрудников растут.
В 2014 году мы запустили на американском рынке аналог своего продукта под брендом Happy Numbers. Проект развивается, а особенностями и сложностями, возникшими на старте, мы делимся в этом материале.
Вот такие они, контуры будущего EdTech. А вы согласны с таким видением или, может, у вас есть свое?