Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Я никогда не думал про блог, как про крутую трансформационную практику. А потом осознал, что именно мое решение завести блог определило очень многое: от любимого дела и роста дохода до новых знакомств и самореализации.
Это не история про успешный успех. Это даже не история о том, как вести блог. Это история о том, как блог может изменить вашу личность, сделать вас смелее, уязвимее, честнее и помочь найти свое предназначение. Если вы дадите ему шанс.
As-is
Есть такая фраза «Хочешь, чтобы тебя полюбили? Сделай так, чтобы тебя узнали». Долгое время для меня это был соблазнительный, но недоступный идеал. Мне казалось, что если люди узнают меня настоящего, они отвергнут меня или начнут смеяться, и мне будет очень больно. Поэтому я старался надеть сияющие доспехи, чтобы моих слабостей никто не заметил.
Свою «броню» я предсказуемо тащил в тексты. Например, в статьях для собственного маркетингового агентства напирал на исследования и кейсы. Строил неприступную стену из объективных фактов, вытравляя все субъективное и авторское, чтобы никто не мог меня раскритиковать.
Во всем этом мне жутко не нравились две вещи.
Во-первых, мне казалось, что меня вот-вот разоблачат. Придет кто-то более знающий, посмотрит на мою гору фактов и скажет: «Ну что за херню ты тут понаписал? На это исследование уже опубликовали опровержение, а эти ребята в кейсе все наврали». Моей аргументации придет конец, и мне вместе с ней.
Во-вторых, я мучился от того, что как автор я не проявляюсь. Не высказываю свое мнение, а все время прячусь за чужое. Не говорю то, что хочется сказать. Словом, постоянно убегаю от критики и ощущаю себя, как Неуловимый Джо, которого никто не может поймать, потому что он нахрен никому не нужен. Аналогия тем более уместна, что мои статьи тогда мало кто читал, поскольку они были откровенно скучными.
Мне очень хотелось сбросить доспехи и предстать «как есть» со всеми слабостями, ошибками, противоречиями, опечатками, но зато «честным собой». И вот в конце 2016 года я решился. Прорыву способствовали длительный опыт групповой психотерапии и неожиданно… тренинг по вокалу. Видимо, тот факт, что я три дня орал песни, открыл какие-то чакры и позволил заявить о себе.
Я завел блог, где стал писать статьи на личные темы и даже выкладывать картинки собственного сочинения, чего раньше никогда бы себе не позволил.
Новые статьи получались живыми и личными. Друзья и знакомые находили их смелыми и интересными.
Решение перестать прятаться оказалось одним из самых сложных, но и самых лучших решений. Я перестал себя стесняться, стал гораздо увереннее, и блог стал естественным продолжением этой новой версии меня
Но открытым оставался вопрос: «А как такие тексты воспримут люди, которые меня не знают? Интересен ли я буду со своими мыслями, чувствами и наблюдениями широкому кругу читателей?»
Чего хотят читатели?
Прошло еще примерно 2,5 года, прежде чем я осмелился опубликовать личную статью на vc.ru. Забавно, но привычный способ заявить о себе повторился и тут. Я начал с маркетинговых статей, которые содержали много чужих кейсов, и лишь спустя пару месяцев выложил материал основанный исключительно на личном опыте.
Эта статья не собрала много просмотров, но комментарии порадовали, и я решил продолжать.
Я верю, что у любого человека есть опыт, который будет интересен другим людям. Сложность в том, чтобы нащупать, где сходятся темы, о которых вы готовы говорить бесконечно, и темы, на которые живо откликается аудитория. Я экспериментировал — писал про маркетинг, бизнес и психологию, и пазл сошелся.
Темы, которые набирали больше всего просмотров и находили наибольший отклик у читателей, лежали на стыке моего личного опыта и психологии. Обычно, когда авторы берутся писать на психологические темы, их заносит в одну из двух крайностей.
У них либо выходят наукообразные статьи с фразами в духе: «Эндогенная депрессия проявляется классической депрессивной триадой», от которых читатель впадает в тоску и у него развивается психогенная депрессия.
Либо авторы ныряют в личные переживания, выворачиваются кишками наружу, говорят о том, что волнует только их, и снова упускают читателей.
Мне же удалось органично объединить личный опыт с универсальными темами, которые интересны многим, и это определило успех статей.
У каждого есть своя тема, но чтобы ее обнаружить, нужно идти за интересом, не обесценивать свой опыт и не бояться говорить то, что вы думаете. Нужно экспериментировать, а отклик читателей укажет точку, где сходятся их и ваши интересы
Робкие попытки монетизации
Мне нравилось писать статьи, но была одна проблема. Мне хотелось не просто делиться своими мыслями, мне хотелось зарабатывать на своем контенте. И тут выходила нестыковка, поскольку зарабатывал я в то время, оказывая маркетинговые услуги, а писал про психологию. Естественно, заявок эти статьи не приносили.
Из-за этого я испытывал ощущение, что все это не по-настоящему. Просмотры и лайки казались чем-то эфемерным. Другое дело, деньги.
Если люди платят, то это серьезно. Значит, им важно то, что я для них делаю. Деньги были для меня показателем ценности
И вот тогда я решился на один отчаянный эксперимент — сделал рассылку, которую назвал «Жилетка». Полгода она жила на донатах, а потом стала полностью платной.
И вот тут произошло удивительное. Люди были готовы платить мне просто за контент. Кто-то читал рассылку несколько месяцев, но были и те, кто читал ее несколько лет. Я спрашивал читателей, что побудило их подписаться и получал такие ответы.
Благодаря «Жилетке» возникло теплое ламповое комьюнити, которое потом перекочевало на телеграм канал.
Все это заставляло меня размышлять: «Какую еще пользу я могу дать моим читателям? Как я могу добавить ценности своим проектам? В чем вообще заключается эта ценность?» И постепенно картинка стала складываться.
Что такое хороший контент?
Силу слов и идей часто недооценивают. Кажется, что это что-то эфемерное, не имеющее значения. Но обернитесь вокруг — мы живем в идеях, ставших реальностью. Кто-то когда-то придумал, что надо делать дома, дороги, корабли, смартфоны, одежду и убедил в этом других — донес свое видение через слова, и эти слова изменили мир. Меня всегда завораживает, что в начале всего действительно оказывается Слово.
Чем отличается хороший контент от плохого? Хороший контент влияет на вас. Оставляет след, который меняет вашу жизнь к лучшему.
Но за счет чего происходит это влияние, особенно, если речь идет о блоге?
Отчасти за счет того, что вы узнаете что-то новое. Скажем, раньше не понимали, как попытки скрыть злость обедняют вашу жизнь, а затем прочитали статью и поняли.
Отчасти за счет того, что слова могут вдохновить вас, внушить веру в свои силы или поддержать в трудную минуту. На этом, кстати, строилась «Жилетка».
Отчасти за счет того, что мы выступаем друг для друга примерами для подражания.
О последнем стоит сказать подробнее, тем более, есть подходящая притча.
Однажды к мудрецу пришла женщина с маленьким сыном.
— Учитель, мой сын ест слишком много сладостей, и мы никак не можем повлиять на него. Скажите ему, чтобы он перестал. Вас он послушает.
— Приходите через месяц, — коротко ответил на это мудрец.
Женщина удивилась, но сделала как ей сказали. Когда она вновь пришла с сыном, мудрец посмотрел на ребенка и сказал:
— Не ешь много сладкого, это вредно. Я и сам не ем сладости.
— Я тебя услышал, — сказал мальчик.
«А какого ж хрена ты сразу ему это не сказал? Ждал, пока кариес вырастет?», — подумала было женщина, но вслух спросила:
— Почему ты сразу не поделился этой мудростью с моим сыном, учитель?
— Понимаете, — сказал ей мудрец, — я сам люблю сладкое. Я не мог посоветовать мальчику то, чего сам не делаю. Мне сначала пришлось самому отказаться от сладкого, чтобы мои слова обрели вес, и заставили вашего сына измениться.
Я очень хорошо понимаю этого мудреца, поскольку могу писать только о том, что испытал на своей шкуре. Все статьи про бизнес, одиночество, депрессию, злость или перфекционизм получились убедительными только потому, что я сам через все это прошел и смог подсветить нюансы и переживания, которые недоступны тем, у кого этого опыта нет.
Поэтому, если вернуться к вопросу: «Как я могу добавить ценности своим проектам?», ответ будет звучать так: «Если я хочу давать своим читателям больше пользы, мне надо прокладывать новые тропы, получать опыт, который будет им интересен, и честно этим опытом делиться».
Возникает двусторонняя обратная связь: не только ваш опыт влияет на то, каким будет ваш блог, но и блог стимулирует вас развиваться и способствует дальнейшей самореализации
Трансформирующие проекты
Мне нравилось вести блог в телеграме и публиковать статьи на VC и Хабре, но при этом я не мог избавиться от ощущения, на котором часто ловил себя, когда читал чужие блоги. Если автор писал на значимую для меня тему, мне переставало хватать постов. Я ощущал себя как человек, который хочет пить, но вода никак не утоляет жажду.
Почему так происходит? Потому что в какой-то момент становится бесполезно поглощать новую информацию. Нужно переходить к практике и начинать эту информацию применять, а блог этому не способствует. Он формирует совсем другой паттерн, когда ждешь новый пост, чтобы закинуться дофаминчиком, но ничего не меняешь в своей жизни, хотя хочешь изменить.
Поэтому в дополнении к блогу я стал делать трансформирующие проекты для тех, кто испытывает подобную жажду. Чем отличаются эти проекты от обычного бложьего контента? Глобально двумя вещами.
Практикой, которая помогает перевести информацию из статуса «знаю» в статус «применяю».
Обратной связью от других участников и/или ведущего.
Как и с блогом тут все началось с серии экспериментов, когда я пытался нащупать тему, которая была бы интересна мне, и которая откликалась бы у аудитории. Я проводил созвоны, расспрашивал людей на консультациях, прислушивался к своим ощущениям, когда делал проекты на разные темы, и постепенно картинка сложилась.
Оказалось, что многим сложно заявить о себе, начать новое дело — неважно будь это создание своего бизнеса или ведение блога. Проявляться страшно, поскольку окружающие могут осудить, раскритиковать, посмеяться, а неудачи могут вызвать приступ разочарования в себе. Добавьте к тому, что многие себя не ценят, не видят своих талантов и не понимают, чем могут быть интересны окружающим, и вы получите серьезный внутренний конфликт, когда человек очень хочет реализоваться и заявить о себе, но не может на это решиться.
Мне эта тема оказалась особенно близка, поскольку я сам прошел путь от человека, который боялся написать что-то в интернете до автора, статьи которого набрали в общей сложности больше 2 миллионов просмотров.
Блог помог мне то, что мне нравится и то, в чем я хорош, и теперь я помогаю другим экспертам и предпринимателям не бояться заявлять о себе, раскрывать таланты, создавать блоги, писать книги
Если статья показалась интересной, подписывайтесь на телеграм-канал, где я пишу обо всем, что помогает проявляться, разгребать ментальный бардак и делать жизнь ярче и интереснее.