Как быстро и эффективно масштабировать команду в 2 раза с помощью джунов

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Часть 1. Найм и развитие

Всем привет. Меня зовут Александр Наумов, я Team Lead QA в Утконос Онлайн. В этой статье я поделюсь личным опытом, который будет полезен тимлидам и руководителям: как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов. 

В первой части я расскажу, как можно ускорить HR-процессы, улучшить воронку найма и быстрее превратить джунов в самостоятельных специалистов. Во второй части речь пойдет о документации, которую важно составить, а также о картах компетенций — о том, как они помогают в развитии команды.

Когда задач становится слишком много 

В конце 2020, спустя почти год пандемии, планов и задач в Утконос Онлайн стало кратно больше — за 2021 компания хотела запустить много новых функциональностей. Отделом QA мы оценили бэклог и поняли, что на это уйдет никак не меньше пары лет. Тогда у нас было три команды:
а) команда разработки мобильного приложения;
б) каталога и поиска;
в) корзины;
г) мобильного приложения.

В каждой — один проджект менеджер, три фронтенда, трое бекэндеров и два QA спеца. 

Но медлить в новых, быстроменяющихся рыночных условиях было нельзя. Я думаю, эта ситуация знакома многим. Выход один — нанимать людей. Но в сжатые сроки найти и ввести в проект много технических специалистов — задача со звездочкой.

Анализ рынка

Когда вы ищете новых сотрудников, особенно в ИТ-сфере, важно понимать, что происходит на рынке в это время. В начале 2021 ситуация была следующей:

  • Пандемия спровоцировала переход компаний и специалистов в онлайн. Коллеги из смежных областей обучились на курсах, и в ИТ произошел наплыв специалистов без опыта работы.

  • Миддлы и сеньоры поняли, что нужно поднимать цены, и в конце года произошел скачок в зарплатах. 

Что это значит: поиск специалиста с опытом может затянуться, а помимо жирного оффера нужно придумать еще нематериальные плюшки. Мы решили, что в нашем случае будет выгоднее и быстрее набрать джунов — их можно обучить и получить через время готового специалиста.

Составление требований и этапы найма

Прежде чем набирать джунов, я бы рекомендовал составить профиль специалистов — какими навыками они должны обладать, чтобы работать конкретно в вашей компании. Везде есть свои особенности, так что и люди нужны разные. 

Наш джун — это специалист, который хорошо изучил теорию, умеет пользоваться DevTools, писать простые SQL запросы. У него отлично развиты логическое мышление и скилл коммуникации.

Еще желательно оценить команду, которая у вас уже есть. В этом случае джунов можно будет сразу поручить конкретным менторам — наставникам, которые будут помогать им прокачивать нужные скиллы и развиваться в профессии. Менторы владеют всеми требуемыми инструментами тестирования, знают проект, процессы в команде и компании, у этих людей развитые коммуникативные навыки.

Миддл прекрасно пишет тестовую документацию, может спокойно дополнять документацию по проекту, знает REST API, SQL, понимает GitFlow. 

Сеньор ведет тестовую документацию, передает ее в разработку. Это человек, который влияет на проект, может быть ментором для начинающих специалистов.

Тимлид проводит аудит процессов тестирования в компании, формирует требования к документации, принимает решения по релизу проекта, является ментором для миддлов и сеньоров.

HR- процессы

Следующим вызовом для нас стала оптимизация процессов. Когда интервью много — а у нас их было более 128 за месяц —  HR начинает выгорать. Мы поняли, что это нам в первую очередь важно получить классных ребят в команду, поэтому решили принять участие и помочь с наймом.

Во-первых, HR вряд ли сможет увидеть резюме тех. специалиста так, как его видит TeamLead. На что он обычно обращает внимание: 

  • ключевые слова (стек, должность);

  • время работы;

  • сколько работает на текущем месте;

  • как часто меняет работу;

  • как составлено резюме;

  • раздел «о себе».

Я же обычно смотрю на:

  • название используемых инструментов;

  • обязанности на текущем месте работы;

  • опыт (сколько работает в данной профессии — если это джун, то в принципе на опыт работы);

  • как я могу использовать человека на проекте, какие задачи прямо сейчас отдать.

Мы расширили каналы поиска — помимо hh искали в профильных чатах и по знакомым. Провели лекцию о тестировании для HR. Создали опрос — памятку для HR, и тестовое задание, которое отсеивает людей на первом этапе.

Опросник для HR может состоять содержать следующие пункты:

  1. Основные понятия в тестировании.

  2. Инструменты, с которыми знаком соискатель. 

  3. Какова мотивация работать конкретно с этим проектом и компанией.

  4. Задание на написание тест-кейса — поиска багов по картинке.

Обычно собеседования у нас проходят в 3 этапа:

  • HR знакомится с соискателем, дает опросник, выясняет заинтересованность в вакансии. 

  • Техническое собеседование. Могут присутствовать тимлид и сеньор, который будет менторить джуна. На этом этапе нужно выяснить хард скилы. Например, мы спрашивали, что такое теория тестирования, API, Git, для чего это нужно, работал он с этим или нет. Немаловажно, как человек общается, легко ли обучаем. Также можно спросить о дальнейшем развитии — понимает ли человек, куда хочет расти.

  • Третий этап — знакомство с командой. Иногда из-за различий в темпераменте людям некомфортно общаться и вместе вести проект. Если это выясняется на этапе знакомства, и у вас есть место в другой команде, можно познакомить человека со второй/ третьей и т.д.

Результаты оптимизации 

Ровно неделя ушла, чтобы создать единую систему оценки соискателя по его знаниям. Также у меня появился план собеседования — когда в день их 5 штук, а устаешь уже после второго, то хорошо при себе иметь такую шапраглку. С планом оказалось, что собеседовать может не только TeamLead, но и Senior, поэтому со временем я передал эту задачу своим коллегам. 

В итоге, мы кратно улучшими воронку найма: если раньше отсеивалось 70% соискателей, то теперь 80% резюме подходило под наши требования. Так что HR начали поставлять тестировщиков как по конвейеру) Нужно было что-то делать с ними дальше — мы же взяли джунов и расчитывали быстро их вырастить до миддлов. 

Что мы делали на этом этапе, и какими инструментами пользовались — расскажу во второй части статьи. 

Источник: https://habr.com/ru/company/lenta_utkonos_tech/blog/672588/


Интересные статьи

Интересные статьи

Во всех наших приложениях сотрудники могут общаться при помощи встроенного чата. При этом все чаще можно увидеть приложения, которые позволяют общаться пользователям по видеосвязи без перехода в стор...
Это продолжение туториала по JUnit 5. Введение опубликовано здесь.Научитесь создавать отчеты о покрытии кода для тестов JUnit с помощью подключаемого модуля JaCoCo Maven.
Вебхуки — популярный пример использования FaaS (функция как услуга) платформ. Их можно использовать для многих различных целей, например, для отправки клиентам уведомлени...
Во время Чемпионата мира по регби в 2019 году я сделал небольшой научный проект Data Science, чтобы попытаться спрогнозировать результаты матчей, написав о нем здесь. Я развил проект до п...
Данное руководство, является "форком" одноименной статьи про CentOS 5.9, и учитывает особенности новой OS. На данный момент в AWS Marketplace нет официального образа Centos8 от centos....