И причем здесь алхимия?
Есть всего два пути как увеличить прибыль. Увеличить выручку или снизить расходы. Оптимизация предлагает делать это одновременно.
Для начала предлагаю немного истории и терминологии.
"TPS" - ("Toyota Production System" - зародившаяся в середине 20 века ) - система управления производственным предприятием на основе оптимизации процессов, созданная на предприятиях "Toyota" в Японии целым поколением талантливых управленцев. "TPS" в короткие сроки позволила японскому автопроизводителю не только догнать, но и перегнать лидера рынка - американский автопром, что в свою очередь побудило американцев учиться у японцев, благо японцы не были против и с радостью делились своими секретами, так как обучение являлось одним из принципов "TPS".После ошеломительного успеха TPS распространилась по всему миру, адаптировалась к разным культурам и распространялась на разный бизнес, но более всего расчленялась на отдельные инструменты и внедрялась частями из за чего, к огромному сожалению, и теряла главный синергетический эффект. Дело в том, что каждый отдельный элемент этой системы сам по себе несет большую ценность, однако соединенные вместе, эти элементы образуют структуру, превосходящую в своей совокупности простую сумму эффектов от каждого отдельного элемента.
"Lean" (80ые года 20 века)- система бережливого производства, лучше всего представить ее как адаптацию TPS к западной культуре и именно на ней я и попытаюсь объяснить TPS.
"Kanban" - один из аутентичных инструментов TPS - принцип "точно в срок" - подход, исходящий от производства, который направлен на сокращение запасов и времени выполнения заказа за счет синхронизации производства с запросами клиентов и возможностями поставщиков. Кстати, именно в Kanban первым и отразился принцип обучения. "Тoyota" не хотела, чтобы поставщики диктовали ей условия поставок и привозили, например, больше деталей "про запас", экономя на логистике, однако здесь создавался конфликт интересов, и "Toyota" приняла решение учить и внедрять свои принципы работы в бизнес поставщиков, что оптимизировало процессы внутри партнеров, что в свою очередь положительно влияло на саму "Toyota" - принцип "win-win".
"Scrum" (конец 20 века) - по признанию автора метода - это "революционный метод управления проектами", своего рода адаптация и развитие идей "TPS" под разработку программного обеспечения. Основной идеей "Scrum" является разбитие процесса разработки на так называемые "спринты" , обычно 1-4 недель, результатами которых является готовый прототип создания продукта с минимальным, но приоритетным функционалом или требуемого изменения в существующем продукте. Спринты дают возможность заказчику или тестируемому пользователю вносить оперативные изменения в продукт. Важной особенностью "Scrum" является ежедневное взаимодействие всех участников процесса и заинтересованных сторон в формате совещания, но не более, чем на 15 минут и проводимое стоя, на котором максимально кратко обсуждаются вопросы в трех форматах - что сделано? что предстоит сделать? и что мешает делать? Результаты обсуждения вывешиваются на общее обозрение команды на специальной scrum доске, что позволяет не только отслеживать процесс в режиме реального времени, но и сплачивает команду тем, что каждый участник обозревает весь процесс целиком и может вносить кросс функциональные изменения. Важной особенностью "Scrum" является возможность применения его принципов в разных областях.
"Agile" (начало 21 века) - обобщающий термин целого набора методик разработки ПО. "Agile" отличается гибкостью подхода, опирается на манифест "Agile", содержащий 4 основные идеи и 12 принципов. При этом "Agile" не содержит практических инструментов реализации, а является философским подходом к практической деятельности. "Agile" более адаптирован к современным реалиям, но и подвергается критике за счет кратковременности и обособленности планирования, что приводит к накоплению "технического долга", когда последующие изменения продукта усложняются за счет того, что не были оценены и запланированы в моменте создания продукта.
Теперь, когда мы определились в терминологии позвольте мне, насколько возможно кратко описать суть первоисточника "TPS" (или его первого последователя "Lean"), чтобы вы смогли провести свои исторические параллели и оценили насколько важно изучать саму "TPS" при желании оптимизировать необходимые процессы.
Итак, поскольку "TPS" это целая философия, зародившаяся в особенной, ни на что не похожей стране, позвольте мне сконцентрироваться на практических инструментах в подходе, опираясь на "Lean". "Lean" - "бережливое производство" - сосредоточение ресурсов для создания ценности путем сокращения потерь.
Потерями в "Lean" принято считать все, что не создает измеряемой ценности.
Потери в Lean:
Перепроизводство - производить больше, чем требуется заказчику.
Ожидание (потеря времени) - любое ожидание сотрудниками.
Лишняя транспортировка или перемещение - любое перемещение принято считать потерей, потому что оно не создает никакой ценности для продукта.
Излишняя обработка - делать то, что не нужно заказчику, полагая что это нужно.
Избыток запасов - любые запасы приводят к накоплению и потере , все что нужно должно быть вовремя привезено и забрано.
Лишние движения - любые ненужные перемещения людей.
Дефекты - любой брак на любом этапе создания продукта.+ нереализованный творческий потенциал сотрудников.
Мерами для сокращения потерь считаются:- устранение потерь времени и ресурсов- встраивание контроля качества в систему организации процессов- поиск дешевых и надежных альтернатив новым дорогим технологиям- совершенствование технологий бизнеса- создание культуры, предполагающей обучение и непрерывное совершенствование.
В "TPS" (как и "Lean") создано много инструментов для реализации мер по устранению потерь, однако, чтобы перечислить их мне потребуется просто скопировать всю книгу "ДАО Тойота", поэтому я перечислю основные, о которых, Вы, уважаемый читатель, наверняка уже слышали:
"Кайдзен" - постоянное улучшение (а также возникновение "Scrum", "Agile", "Lean")
"Гемба" - место, где создается ценность и контролируется руководителем (доска "Scrum")
"Дзидзока" - интеллектуальная автоматизация, в случае возникновения ошибки - остановка всего процесса, исправление, принятие мер к недопущению повторной ошибки
"MVP" - думаю не надо объяснять и да, MVP зародился именно там
"VSM" и" VSD" - карта процесса создания ценности (мониторинг текущей ситуации - дашборд и дизайн улучшения - гипотезы)
"Six sigmas" - набор методов и инструментов, исходящих от производства для улучшения процессов на основе статистического анализа
"5 S" - сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование
"Kanban" и многие другие...
Идея предполагает, на основании карты процесса, применять необходимую комбинацию инструментов для реализации мер сокращения потерь. И да, у "ДАО Тойота" есть свои 14 принципов на которые опирается система. Но об этом в следующий раз.
А вопрос из заголовка - причем здесь алхимия??? Как алхимики на заре нашего века пытались очищать вещества и соединять их между собой для получения избыточной ценности, как в эпоху Возрождения Микеланджело Буонарроти брал глыбу мрамора и отсекал все лишнее для создания шедевров, так и "Toyota" отсекает потери, соединяет расчет и действие в своем круговом принципе (act-plan-do-check).
Но помните у каждого свой путь, и если Тойота искала гармонию в уравновешивании процессов, то:
"Иkea" является компанией с гипероптимизацией
"Apple" отказалась от ассортимента, сосредоточившись на качестве
"Ryanair" позволила управлять неопределенностью лучше, чем прогнозированием
a "Macdonalds" экстремально стандартизировал все что происходит внутри и снаружи. У каждого свой путь и нет на нем ошибок. Да пребудет в Вами сила :-)