Как дедушка TPS вырастил внуков Lean, Kanban, Scrum и Agile?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

И причем здесь алхимия?

Есть всего два пути как увеличить прибыль. Увеличить выручку или снизить расходы. Оптимизация предлагает делать это одновременно.

Для начала предлагаю немного истории и терминологии.

"TPS" - ("Toyota Production System" - зародившаяся в середине 20 века ) - система управления производственным предприятием на основе оптимизации процессов, созданная на предприятиях "Toyota" в Японии целым поколением талантливых управленцев. "TPS" в короткие сроки позволила японскому автопроизводителю не только догнать, но и перегнать лидера рынка - американский автопром, что в свою очередь побудило американцев учиться у японцев, благо японцы не были против и с радостью делились своими секретами, так как обучение являлось одним из принципов "TPS".После ошеломительного успеха TPS распространилась по всему миру, адаптировалась к разным культурам и распространялась на разный бизнес, но более всего расчленялась на отдельные инструменты и внедрялась частями из за чего, к огромному сожалению, и теряла главный синергетический эффект. Дело в том, что каждый отдельный элемент этой системы сам по себе несет большую ценность, однако соединенные вместе, эти элементы образуют структуру, превосходящую в своей совокупности простую сумму эффектов от каждого отдельного элемента.

"Lean" (80ые года 20 века)- система бережливого производства, лучше всего представить ее как адаптацию TPS к западной культуре и именно на ней я и попытаюсь объяснить TPS.

"Kanban" - один из аутентичных инструментов TPS - принцип "точно в срок" - подход, исходящий от производства, который направлен на сокращение запасов и времени выполнения заказа за счет синхронизации производства с запросами клиентов и возможностями поставщиков. Кстати, именно в Kanban первым и отразился принцип обучения. "Тoyota" не хотела, чтобы поставщики диктовали ей условия поставок и привозили, например, больше деталей "про запас", экономя на логистике, однако здесь создавался конфликт интересов, и "Toyota" приняла решение учить и внедрять свои принципы работы в бизнес поставщиков, что оптимизировало процессы внутри партнеров, что в свою очередь положительно влияло на саму "Toyota" - принцип "win-win".

"Scrum" (конец 20 века) - по признанию автора метода - это "революционный метод управления проектами", своего рода адаптация и развитие идей "TPS" под разработку программного обеспечения. Основной идеей "Scrum" является разбитие процесса разработки на так называемые "спринты" , обычно 1-4 недель, результатами которых является готовый прототип создания продукта с минимальным, но приоритетным функционалом или требуемого изменения в существующем продукте. Спринты дают возможность заказчику или тестируемому пользователю вносить оперативные изменения в продукт. Важной особенностью "Scrum" является ежедневное взаимодействие всех участников процесса и заинтересованных сторон в формате совещания, но не более, чем на 15 минут и проводимое стоя, на котором максимально кратко обсуждаются вопросы в трех форматах - что сделано? что предстоит сделать? и что мешает делать? Результаты обсуждения вывешиваются на общее обозрение команды на специальной scrum доске, что позволяет не только отслеживать процесс в режиме реального времени, но и сплачивает команду тем, что каждый участник обозревает весь процесс целиком и может вносить кросс функциональные изменения. Важной особенностью "Scrum" является возможность применения его принципов в разных областях.

"Agile" (начало 21 века) - обобщающий термин целого набора методик разработки ПО. "Agile" отличается гибкостью подхода, опирается на манифест "Agile", содержащий 4 основные идеи и 12 принципов. При этом "Agile" не содержит практических инструментов реализации, а является философским подходом к практической деятельности. "Agile" более адаптирован к современным реалиям, но и подвергается критике за счет кратковременности и обособленности планирования, что приводит к накоплению "технического долга", когда последующие изменения продукта усложняются за счет того, что не были оценены и запланированы в моменте создания продукта.

Теперь, когда мы определились в терминологии позвольте мне, насколько возможно кратко описать суть первоисточника "TPS" (или его первого последователя "Lean"), чтобы вы смогли провести свои исторические параллели и оценили насколько важно изучать саму "TPS" при желании оптимизировать необходимые процессы.

Итак, поскольку "TPS" это целая философия, зародившаяся в особенной, ни на что не похожей стране, позвольте мне сконцентрироваться на практических инструментах в подходе, опираясь на "Lean". "Lean" - "бережливое производство" - сосредоточение ресурсов для создания ценности путем сокращения потерь.

Потерями в "Lean" принято считать все, что не создает измеряемой ценности.

Потери в Lean:

  1. Перепроизводство - производить больше, чем требуется заказчику.

  2. Ожидание (потеря времени) - любое ожидание сотрудниками.

  3. Лишняя транспортировка или перемещение - любое перемещение принято считать потерей, потому что оно не создает никакой ценности для продукта.

  4. Излишняя обработка - делать то, что не нужно заказчику, полагая что это нужно.

  5. Избыток запасов - любые запасы приводят к накоплению и потере , все что нужно должно быть вовремя привезено и забрано.

  6. Лишние движения - любые ненужные перемещения людей.

  7. Дефекты - любой брак на любом этапе создания продукта.+ нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Мерами для сокращения потерь считаются:- устранение потерь времени и ресурсов- встраивание контроля качества в систему организации процессов- поиск дешевых и надежных альтернатив новым дорогим технологиям- совершенствование технологий бизнеса- создание культуры, предполагающей обучение и непрерывное совершенствование.

В "TPS" (как и "Lean") создано много инструментов для реализации мер по устранению потерь, однако, чтобы перечислить их мне потребуется просто скопировать всю книгу "ДАО Тойота", поэтому я перечислю основные, о которых, Вы, уважаемый читатель, наверняка уже слышали:

  • "Кайдзен" - постоянное улучшение (а также возникновение "Scrum", "Agile", "Lean")

  • "Гемба" - место, где создается ценность и контролируется руководителем (доска "Scrum")

  • "Дзидзока" - интеллектуальная автоматизация, в случае возникновения ошибки - остановка всего процесса, исправление, принятие мер к недопущению повторной ошибки

  • "MVP" - думаю не надо объяснять и да, MVP зародился именно там

  • "VSM" и" VSD" - карта процесса создания ценности (мониторинг текущей ситуации - дашборд и дизайн улучшения - гипотезы)

  • "Six sigmas" - набор методов и инструментов, исходящих от производства для улучшения процессов на основе статистического анализа

  • "5 S" - сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование

  • "Kanban" и многие другие...

Идея предполагает, на основании карты процесса, применять необходимую комбинацию инструментов для реализации мер сокращения потерь. И да, у "ДАО Тойота" есть свои 14 принципов на которые опирается система. Но об этом в следующий раз.

А вопрос из заголовка - причем здесь алхимия??? Как алхимики на заре нашего века пытались очищать вещества и соединять их между собой для получения избыточной ценности, как в эпоху Возрождения Микеланджело Буонарроти брал глыбу мрамора и отсекал все лишнее для создания шедевров, так и "Toyota" отсекает потери, соединяет расчет и действие в своем круговом принципе (act-plan-do-check).

Но помните у каждого свой путь, и если Тойота искала гармонию в уравновешивании процессов, то:

  • "Иkea" является компанией с гипероптимизацией

  • "Apple" отказалась от ассортимента, сосредоточившись на качестве

  • "Ryanair" позволила управлять неопределенностью лучше, чем прогнозированием

a "Macdonalds" экстремально стандартизировал все что происходит внутри и снаружи. У каждого свой путь и нет на нем ошибок. Да пребудет в Вами сила :-)

Источник: https://habr.com/ru/post/591465/


Интересные статьи

Интересные статьи

Scrum появился еще в середине восьмидесятых годов, но почему в некоторых компаниях он работает красиво, в то время как в других получается такой хаос, что они возвращаютс...
Если семидесятые годы считаются эпохой сексуальной революции, то восьмидесятые ознаменовались революцией технологической. Компьютеры перешли из категории диковинных игрушек для ученых...
Ваш сайт работает на 1С-Битрикс? Каждому клиенту вы даёте собственную скидку или назначаете персональную цену на товар? Со временем в вашей 1С сложилась непростая логика ценообразования и формирования...
За последние несколько лет ученые создали такое количество искусственных органов, что из них можно было бы собрать целый искусственный организм. Это, конечно же, шутка, и искусственные органы раз...
Реализация ORM в ядре D7 — очередная интересная, перспективная, но как обычно плохо документированная разработка от 1с-Битрикс :) Призвана она абстрагировать разработчика от механики работы с табл...