Как эффективно построить коммуникацию во время интервью для продукт-менеджеров

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Интервью в американской, европейской, или любой другой компании по сути состоит из коммуникации, вербальной или невербальной. Вне зависимости от того, это скрининг-колл с рекрутером, интервью с нанимающим менеджером, или интервью-луп с членами команды.

В этой статье я поделюсь своими советами как максимально эффективно построить коммуникацию во время интервью в США и на английском языке. В первую очередь советы нацелены на продукт-менеджеров и продуктовую команду, но некоторые из них вполне подойдут людям совершенно разных специальностей.

Покажите свою доброжелательность

С первый минут интервью покажите свою доброжелательность. Для этого достаточно просто использовать невербальные средства коммуникации. И самое просто здесь — это улыбаться при зрительном контакте с собеседником. Американцы ценят открытость и позитивный настрой.

Как правильно поприветствовать

На интервью хорошим тоном является вежливость:

  • Вне зависимости от того, собеседуетесь ли вы по телефону, видео связи, или в офисе.

  • Вне зависимости от того, общаетесь ли вы с рекрутером, нанимающим менеджером или членом команды во время интервью-лупа.

В начале разговора важно не просто сказать “Hi” или “Hello”, а обратиться к собеседнику по имени, если оно вам известно до интервью, представиться, и поблагодарить за уделенное время. Это может выглядеть так:

Hi Rob, this is Sergey. Thank you for taking the time to interview me today.

Если собеседник представился лишь в начале беседы, но вы не расслышали имя, или не уловили как оно правильно произносится — достаточно задать всего один вопрос, чтобы разрулить эту ситуацию. Как это может выглядеть:

Quick question, how do I pronounce your name correctly?

После этого, если ситуация позволяет, вполне уместно несколько минут потратить на “small talk” чтобы завязать диалог о чём угодно, а не сразу о делах. Чаще всего разговор поддержат, а потом аккруратно переключат на тему интервью.

Покажите свою вовлеченность

На интервью покажите, что вам действительно интересная эта позиция. Покажите, что ваша энергия передает вашу заинтересованность и что вы действительно хотите эту работу, потому что вы верите в эту компанию и открыты чтобы учиться чему-то новому для себя.

Когда я провожу собеседование с кандидатами на роль менеджера по продукту, первое, на что я смотрю, это то, насколько кандидат полон энтузиазма, энергии и оптимизма в отношении роли, бизнеса и области управления продуктом в целом.

Продукт-менеджеру потребуется здоровая доза оптимизма, чтобы хорошо выполнять свою работу. И хотя может быть трудно постоянно поддерживать оптимизм, он должен иметь его, по крайней мере, в начале пути, на интервью. Готов ли кандидат говорить о технологиях, продуктах и т. д.? Это больше похоже на обоюдно приятный разговор, чем на интервью? Все это хорошие сигналы.

Слушайте вопросы интервьюера

Внимательно слушайте то, что у вас спрашивает интервьюер, например:

  • Как вы предлагаете решить ту или иную проблему?

  • Что вы хотите получить в качестве результата?

Очень помогает записывать вопросы по мере их задавания на листе бумаги или в блокноте, это позволит запомнить основные моменты, которые упоминал интервьюер.

Всегда задавайте встречные вопросы

Не нужно давать моментально ответ на поставленный вопрос, чего бы это ни стоило. Прежде чем вы начнете отвечать на него — всегда задайте встречный вопрос. Или даже не один. Тем самым вы покажете интервьюеру, что вы размышляете о заданном вопросе, задавая уточняющие вопросы. Если интервьюер задал вопрос пространно, не очень четко или в нём есть неоднозначность — всегда проясните этот момент. Например:

Before we go ahead I have a few clarifying questions I’d like to ask.

Или более конкретный пример:

Интервьюер задает вопрос: Can you walk me through the process of designing an experience for the product?

Встречный вопрос кандидата: When do you say the designing experience and product are we talking about a digital product, the physical product, or do you have something else in mind?

А если вопрос был задан предельно чётко и у вас совсем нет уточняющих вопросов — в этом случае расскажите интервьюеру о вашей стратегии или структуре вашего ответа относительно того как вы поняли проблему. Например:

Before I start I’ll just walk through the process that I will talk about

после чего задайте интервьюеру вопрос:

Does that sound OK?

В большинстве случаев интервьюер будет польщен именно таким подходом к делу и не будет против.

Всегда делайте паузы

Прояснив для себя заданный вопрос настало время перейти к подготовке к ответу. Возьмите 30–60 секунд чтобы подумать над ответом. Как это может звучать?

Would you mind if I take like 30 seconds to just organize my thoughts a little bit?

Вы не поверите, но огромное число кандидатов не делают паузы, тем самым полностью портят свой ответ.

Структурируйте свой ответ

Во время паузы подумайте как вы собираетесь построить ответ на заданный вопрос. Какой фреймворк вы будете использовать?

Например:

  • Для discovery используют фреймворки Double Diamond или Dual-track agile

  • Для ответов на product design questions используют фреймворк CIRCLE

  • Для определения success metrics используют фреймворки AARRR, HEART, или Working backward

  • Для приоритизации используют фреймворки RICE, ICE, или MoSCoW

  • Для ответов на behavioral questions используют фреймворки STAR или SAR

Один из возможных фреймворков для ответа на общие вопрсы — стратегия “Broad Then Deep”. Когда вам задали вопрос, запишите на листочке 4–5 разных опций, выберите одну которая вам кажется наилучшей, а затем объясните почему вы считаете это лучшая опция в сравнении с другими.

Есть множество других фреймворков которые вы можете использовать. Однако, хочу просто предупредить: не переусердствуйте с фреймворками. Для многих интервьюеров совершенно очевидно, что вы просто используете фреймворк. Я рекомендую вам придумать собственную структуру ответа на заданный вопрос, если вы четко объясните её интервьюеру.

Запишите опорные моменты на листке, с той структурой какую вы выбрали.

Обозначьте структуру ответа

Прежде чем вы начнете давать ответ — сначала озвучьте четкие ориентиры и указатели того, по какой структуре вы планируете его дать.

По мере изложения структуры, когда вы подошли к ее середине , я советую напрямую сказать интервьюеру об этом:

I’m done with the first part of my structure and now I’m moving on to the second.

Будьте предельно откровенны со своим интервьюером. Если у вас есть четкая структура — это может вам значительно опередить конкурентов.

Дайте свой ответ

Настало время дать свой ответ на поставленный вопрос, чётко следуя выбранной и обозначенной структуре.

Важно: по мере ответа на вопрос, не забывайте время от времени синхронизироваться с интервьюером, чтобы убедиться, что вы раскрываете ответ в полной мере. Как это можно сделать?

Am I on the right track here?

How does that sound to you?

I thought about this but I’m not gonna touch on it unless you’d like me to go into further detail

Старайтесь делать такие чекины во время интервью, главное здесь — не переусердствовать. Основая цель — убедиться что вы и интервьюер на одной волне.

Совет: держите в голове как сделать разворот в своем ответе. Если вы поняли, что даёте неправильный ответ, но вы уже на середине своего ответа, то скажите что-то вроде:

And now I realize that the answer that I’m giving isn’t actually the direction I wanted to go because of reasons X, Y, and Z. Therefore I’d like to take a few moments to pause and to think about my answer and how I would like to restructure it.

Как только интервьюер дал зеленый свет — возьмите паузу на 30 секунд или минуту после чего озвучьте чёткий анализ по какой именно причине вы хотите изменить свой ответ, а также почему вы думаете, что ваш новый ответ это лучший ответ.

Обобщите свой ответ

В конце подведите итог и расскажите как вы подошли к ответу на поставленный вопрос.

В том случае, если во время своего ответы вы смогли идентифицировать потенциальные компромисы, на этом этапе у вас есть возможность добавить несколько предостережений. Выглядеть это может так:

Hey, actually I would like to mention that there’s a qualitative trade-off here. If we go with this product there’s actually something pathological that might occur as a result.

Смотря по ситуации вы можете озвучить анализ предложенного решения, показать возможные компромиссы, а также сделать общую критику своего ответа. Таким образом, вы можете предвидеть дополнительные вопросы вашего интервьюера.

Задайте вопросы в конце интервью

В конце любого интервью, когда интервьюер спрашивает “Do you have any questions for me?” важно не растеряться и использовать эту возможность в вашу пользу. Нужно обязательно задать вопросы! Причём, именно те вопросы, которые для вас являются самыми важными.

В зависимости от того, на каком этапе интервью вы находитесь, это отличная возможность узнать больше и про позицию, и про компанию, и про процесс найма, про команду и про культуру в ней, про основные трудности, про планы компании или команды, и так далее.

Определенно воздержитесь от вопросов, ответы на которые можно нагуглить, потому что это действительно выставит вас в плохом свете. Для собеседника это сигнал, что вам не так уж и важен ответ. И, к сожалению, эти вопросы задают чаще, чем вы думаете.

В зависимости от ситуации, вы можете уточнить сколько у вас есть времени, чтобы позадавать свои вопросы. Итак, когда интервьюер спрашивает “Do you have any questions for me?”, вот что вы можете ответить:

Actually, I am glad you asked. I gathered some questions that are really important for me to ask. I am driven by goals, clear expectations and metrics.

С этими словами вы открываете свой блокнот, где были записаны заранее подготовленные и отобранные вопросы, и говорите:

Let me pick one for you.

Напоминаю, что я уже писал, что имеет смысл спрашивать у рекрутера на скрининг-звонке, а какие вопросы не стоит задавать.

Вопросы, которые вы задаете, на самом деле будут отражать ваш интеллект и критическое мышление, инвестиции в этот процесс. Задавая вопросы, вы демонстрируете свою заинтересованность, любопытство, эмоциональный интеллект и т. д. Это тоже то, что будет оцениваться. Поэтому, не игнорируйте это, и хорошенько к этому подготовьтесь.

Завершение разговора

Когда интервью подошло к концу, важно всё также оставаться вежливым и доброжелательным, и поблагодарить интервьюера:

Thank you, Rob, it was good speaking to you, and thank you for your time.

Важно закончить интервью на позитивной ноте, чтобы и у вас и у интервьюера остались хорошие эмоции.

Что еще рекомендую почитать по теме:

  • Скрининг-колл с рекрутером: вопросы, которые скорее всего вам зададут

  • Какие вопросы стоит задать рекрутеру на скрининг звонке?

  • Как подготовиться к поведенческим интервью для продукт-менеджеров

  • Как правильно отвечать на вопрос “Какие у вас зарплатные ожидания?” на рынке США


Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Мой телеграм-канал — Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров, разработчиков, и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

Источник: https://habr.com/ru/post/694424/


Интересные статьи

Интересные статьи

 Не так давно на Хабре публиковалась новость о том, что российская компания разработала новый протез с пневматическим коленным модулем Steplife P5. Меня новость очень заинтересовала, поскольку эт...
Новые протоколы DNS-over-HTTPS и DNS-over-TLS стали настоящим яблоком раздора в ИТ-сообществе. Шифрование DNS-запросов внедряет во все большее число браузеров, но среди э...
Математика — царица наук, она находит применение в физике, химии, географии… В том числе в вооруженных конфликтах. Ход иногда войн во многом определялся размером армии, технологиями, ...
После своей первоначальной публикации в 1980 году, книга «Искусство схемотехники» считается «Библией электронной техники». Инженеры отзываются о ней как о важной, основоп...
Наши отношения с компьютерным зрением не были такими шумными, пока оно не научилось творить чудеса с человеческими лицами. Алгоритмы подменяют людей на фото и видео, меняют возраст, расу и по...