Как ERP-системы делают из пользователей неэффективных сотрудников?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Классикой автоматизации в компаниях является предоставление сотрудникам корпоративной информационной системы. В ней пользователи заносят данные, просматривают информацию, из нее отправляют на принтер или по электронной почте заполненные печатные формы документов, в ней формируются различные отчеты.

Но зачастую это сопровождается параллельным ведением таблиц Excel и общих гугл-таблиц, где данных гораздо больше, и они актуальнее, чем в корпоративной ERP-системе.

Почему сотрудники компаний начинают работать в Excel и Google таблицах?

Всё дело в эффективности. Эффективность сотрудников часто снижается, когда они начинают пользоваться корпоративной ERP-системой. И причины этого лежат на поверхности.

Пример: как сотрудник становится неэффективным?

Если вы часто общаетесь с пользователями (не из числа айтишников), то прекрасно понимаете, что они откровенно плохо разбираются в информационных технологиях.

Многие пользователи не умеют толком настроить и пользоваться своим смартфоном. Они даже не понимают, что происходит на экране, открыто приложение, файл или окно браузера. Не говоря уже о ERP-системе.

С другой стороны, сотрудник является опытным специалистом в своей области, например, в закупках. Он прекрасно понимает процессы закупок, прекрасно разбирается в поставщиках и ценах.

И когда менеджер по закупкам приходит в компанию, для него создают нового пользователя ERP-системы и показывают, как с ней работать:

  • вот справочник номенклатуры

  • вот справочник поставщиков

  • вот заявки на поставку от подразделений

  • вот первый отчет по складским остатках, но здесь не видно поставщиков

  • вот второй отчет по остаткам, только с ценами, но без поставщиков

  • вот третий отчет по остаткам - здесь видно поставщиков, но не вижно цен

  • вот договоры поставщиков, только в них нет спецификаций

  • вот документы заказа поставщикам

  • вот документы поступления от поставщиков

  • остальное спросишь у своих коллег...

И вместо того, чтобы применить в компании свой опыт закупщика, сотрудник пытается разобраться во всех тонкостях ERP-системы, документах, отчетах и справочниках. Данных мало, половину информации нужно утонять у других сотрудников, потому что без нее нельзя сделать закупку.

Кроме того, нужно еще разобраться с чего начать, куда смотреть, где заполнять. Идет время, а сотрудник "тупит", его руководитель недоволен, сотрудник плохо справляется со своими обязанностями, это приводит к срыву поставок.

В лучшем случае, такой сотрудник быстро перестраивается, и создает вокруг себя систему хранения и обработки информации в Excel и гугл-таблицах - эффективность его работы резхко возрастает и он начинает показывать ожидаемые результаты.

В худшем случае, он не успевает адаптироваться, применить свой богатый опыт в закупках - с ним компания расстается, так как он неэффективный закупщик.

Что из себя представляет ERP-система? Это некий «монстр» с множеством различных подсистем, которые охватывают основные бизнес-процессы компании. И часто это выглядит, как «букет» не самых лучших решений (с точки зрения пользователей, которые работают с интерфейсом, данными и функционалом), собранных в одном месте.

Кроме того, реальная работа сотрудника зачастую не соответствует функционалу, который предоставляет ERP-система, интерфейсы неудобные и в них сложно разобраться.

И даже там, где пользователь разобрался с функциями системы и смирился с интерфейсом, этого оказывается недостаточно для выполнения его текущих задач, чтобы эффективно выполнять свои функциональные обязанности на занимаемой должности.

Еще одна проблема корпопативных ERP-систем заключается в том, что они не умеют объективно оценивать выполнение KPI сотрудниками. В системе просто нет достоверных данных.

Поэтому сотрудники выбирают наиболее эффективные с их точки зрения системы для работы: Excel и общие Google таблицы. Они сами «рисуют» в них интерфейсы, а информацию хранят в таком виде, чтобы было удобно пользоваться ежедневно.

На самом деле - это далеко не всегда оказывается эффективным. Просто сотрудник выбрал для себя зону комфорта, место, где ему всё известно и понятно.

В таком случае, бизнес-процессами фактически управляют сотрудники, и они же являются исполнителями задач.

Корпоративной ERP-системе отводится простая роль:

1. Хранение и обработка данных (причем, это малая часть по сравнению с тем, что хранит пользователь в Excel)

2. Выдача результатов по запросу пользователей (просмотр информации на экране, вывод на принтер заполненных печатных форм, формирование отчетов).

Одним сотрудникам нравится быть «центром» бизнес-процессов: они хорошо в них разобрались и понимают, они всем «рулят», информация о текущем состоянии какого-либо процесса находится в голове у сотрудника. Он сам решает, какие задачи и когда будут выполнены.

Другие сотрудники, наоборот, плохо разбираются в процессах компании и находятся в постоянной неразберихе: путаются в задачах, забывают их вовремя выполнять, не понимают, в какой последовательности и когда нужно заносить данные в систему, или задачи вовсе теряются. Сотрудник постоянно что-то делает, но это не приводит к желаемым результатам.

Не буду много говорить о том, как будут проходить бизнес-процессы в компании, когда сотрудник обижен или просто пришел на работу не в настроении. Вероятнее всего, при выполнении задач сотрудник будет действовать в соответствии со своим эмоциональным состоянием.

И наоборот, когда ERP-система управляет бизнес-процессом, то она автоматически выполняет задачи, связанные с внутренней коммуникацией: автоматическая передача информации между сотрудниками, автоматическая обратная связь одним сотрудникам при выполнении задач другими сотрудниками.

Уже одно это существенно повышает эффективность и скорость выполнения задач сотрудниками. А когда система выполнеят задачи бизнес-процесса самостоятельно, то сроки их выполнения сокращаются до минимума.

Значительно ускоряется движение процессов в компании, повышается точность и объективность данных. Это особенно важно для принятия управленческих решений.

Как повысить эффективность корпоративной ERP-системы?

Ответ очевиден - убрать причины неэффективности:

  • Привести в порядок данные и «обогатить» их.

  • Оъединить данные в одной системе.

  • Исключить повторный ввод одних и тех же данных.

  • Роботизировать основные бизнес-процессы компании.

  • Повысить юзабилити интерфейсов.

  • Добавить мобильности интерфейсам.

ERP-система должна охватывать основные бизнес-процессы предприятия, быть рабочим инструментом управления совместной деятельностью сотрудников.

Данные из друих информационных систем и подключенного оборудования должны поступать в систему автоматически, минуя операторов.

Это вводная статья. В следующих публикациях я расскажу, как: привести в порядок исторические данные в ERP-системе, роботизировать бизнес-процессы и повысить юзабилити интерфейсов.

Источник: https://habr.com/ru/post/577216/


Интересные статьи

Интересные статьи

Если вы являетесь регулярным читателем Хабра, то должно быть заметили что за последние несколько лет вышло немало статей о сборе персональных данных с мобильных устройств...
На сегодняшний день сетевой администратор или инженер ИБ тратит уйму времени и сил, чтобы защитить периметр сети предприятия от различных угроз, осваивает все новые системы предотвра...
Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «An Open Source License That Requires Users to Do No Harm» автора Klint Finley. Китай использует технологии распознавания лиц, чтоб...
Как быстро определить, что на отдельно взятый сайт забили, и им никто не занимается? Если в подвале главной страницы в копирайте стоит не текущий год, а старый, то именно в этом году опека над са...
Новый скандал на тему приватности и сохранности персональных данных разгорается вокруг Facebook и Instagram. Вчера в официальном блоге Facebook была сделана публикация о том, что во время оч...