Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет, Хабр! Меня зовут Настя Московкина, и я работаю руководителем Отдела бизнес и системного анализа в приложении «Кошелёк». Сегодня поговорим о том, как аналитик может повлиять на повышение конверсий и превратить простых посетителей сайта\приложения в постоянных и преданных пользователей с помощью инсайтов, полученных в результате UX тестов.
В этой статье мы затронем вопрос подготовки к UX тестам, а с гайдом по проведению интервью можно познакомиться во второй части материала.
Предыстория
Когда работаешь над продуктом для массового пользователя (а у нас таких 12 миллионов), хочется быть уверенным, что UX/UI работает: интерфейс понятен, логичен, удобен, приводит к целевым действиям, а все его технические элементы работают правильно.
Для исследования этого вопроса существует довольно много инструментов, которые удобно представлены на картинке с просторов интернета:
В идеале в компании есть UX ресёчер, который помогает продуктовым командам изучать поведение пользователей. Например, в Кошельке мы с помощью UX ресёчера решаем 3 основные задачи:
Проверяем, есть ли у пользователей потребность в фиче/продукте. Для этого проводим проблемные интервью (custdev) и discovery ресерч (CJM, JTBD, опросы, открытые данные).
Проверяем новый интерфейс/редизайн интерфейса на понятность/удобство. Для этого как раз проводим UX-тесты и решенческие интервью. Это позволяет выявлять проблемы на самом первом этапе, чтобы в проде не снижать конверсию и удерживать пользователей.
Валидируем выводы качественных исследований. Для этого лучше всего подходят опросы.
Но не все исследования требуют много ресурсов и помощь отдельного специалиста. Как вы, наверное, догадались, именно UX тестирование интерфейса можно легко организовать без UX-ресёчера. Давайте посмотрим, как это сделать, и на какие моменты при организации тестирования стоит обратить внимание.
Смысл UX тестов
Немного важной терминологии для погружения в контекст. UX тестирование – это интервью с демонстрацией продукта Пользователю. Оно позволяет узнать о проблемах, с которыми сталкиваются пользователи, а также верифицировать ваши гипотезы. Тестирование проходит либо онлайн, либо офлайн, но обязательно по заранее подготовленному сценарию.
Важно: когда я говорю «интерфейс», то это не только мобилка или десктоп. Интерфейсом также может быть лендинг, реклама, презентация, взаимодействие с представителем компании (звонки/менеджеры/саппорт), физические устройства и т.д.
UX тест отвечает на 4 вопроса:
Удобно?
Понятно?
Закрывает потребность?
Решает задачу?
Результатом является перечень всех «проблемных» мест продукта и рекомендации по их улучшению.
Спойлер
Однажды мы решили добавить кнопку сканера чеков в правый верхний угол в разделе «Кэшбэк», и после UX теста поняли, что пользователи просто её не видят, а значит, в прод такое решение не попадёт.
«Классно», - скажет внимательный читатель, - «но я всё ещё не понимаю, зачем и почему UX тест должен проводить именно аналитик…». На это у меня есть два хороших аргумента