Как использовать Kotlin Multiplatform ViewModel в SwiftUI и Jetpack Compose

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Мы в IceRock Development уже много лет пользуемся подходом MVVM, а последние 4 года наши ViewModel расположены в общем коде, за счет использования нашей библиотеки moko-mvvm. В последний год мы активно переходим на использование Jetpack Compose и SwiftUI для построения UI в наших проектах. И это потребовало улучшения MOKO MVVM, чтобы разработчикам на обеих платформах было удобно работать с таким подходом.

30 апреля 2022 вышла новая версия MOKO MVVM - 0.13.0. В этой версии появилась полноценная поддержка Jetpack Compose и SwiftUI. Разберем на примере как можно использовать ViewModel из общего кода с данными фреймворками.

Пример будет простой - приложение с экраном авторизации. Два поля ввода - логин и пароль, кнопка Войти и сообщение о успешном входе после секунды ожидания (во время ожидания крутим прогресс бар).

Создаем проект

Первый шаг простой - берем Android Studio, устанавливаем Kotlin Multiplatform Mobile IDE плагин, если еще не установлен. Создаем проект по шаблону "Kotlin Multiplatform App" с использованием CocoaPods integration (с ними удобнее, плюс нам все равно потребуется подключать дополнительный CocoaPod).

KMM wizard
KMM wizard

git commit

Экран авторизации на Android с Jetpack Compose

В шаблоне приложения используется стандартный подход с Android View, поэтому нам нужно подключить Jetpack Compose перед началом верстки.

Включаем в androidApp/build.gradle.kts поддержку Compose:

val composeVersion = "1.1.1"

android {
    // ...

    buildFeatures {
        compose = true
    }
    composeOptions {
        kotlinCompilerExtensionVersion = composeVersion
    }
}

И подключаем необходимые нам зависимости, удаляя старые ненужные (относящиеся к обычному подходу с View):

dependencies {
    implementation(project(":shared"))

    implementation("androidx.compose.foundation:foundation:$composeVersion")
    implementation("androidx.compose.runtime:runtime:$composeVersion")
    // UI
    implementation("androidx.compose.ui:ui:$composeVersion")
    implementation("androidx.compose.ui:ui-tooling:$composeVersion")
    // Material Design
    implementation("androidx.compose.material:material:$composeVersion")
    implementation("androidx.compose.material:material-icons-core:$composeVersion")
    // Activity
    implementation("androidx.activity:activity-compose:1.4.0")
    implementation("androidx.appcompat:appcompat:1.4.1")
}

При выполнении Gradle Sync получаем сообщение о несовместимости версии Jetpack Compose и Kotlin. Это связано с тем что Compose использует compiler plugin для Kotlin, а их API пока не стабилизировано. Поэтому нам нужно поставить ту версию Kotlin, которую поддерживает используемая нами версия Compose - 1.6.10.

Далее остается сверстать экран авторизации, привожу сразу готовый код:

@Composable
fun LoginScreen() {
    val context: Context = LocalContext.current
    val coroutineScope: CoroutineScope = rememberCoroutineScope()

    var login: String by remember { mutableStateOf("") }
    var password: String by remember { mutableStateOf("") }
    var isLoading: Boolean by remember { mutableStateOf(false) }

    val isLoginButtonEnabled: Boolean = login.isNotBlank() && password.isNotBlank() && !isLoading

    Column(
        modifier = Modifier.padding(16.dp),
        horizontalAlignment = Alignment.CenterHorizontally
    ) {
        TextField(
            modifier = Modifier.fillMaxWidth(),
            value = login,
            enabled = !isLoading,
            label = { Text(text = "Login") },
            onValueChange = { login = it }
        )
        Spacer(modifier = Modifier.height(8.dp))
        TextField(
            modifier = Modifier.fillMaxWidth(),
            value = password,
            enabled = !isLoading,
            label = { Text(text = "Password") },
            visualTransformation = PasswordVisualTransformation(),
            onValueChange = { password = it }
        )
        Spacer(modifier = Modifier.height(8.dp))
        Button(
            modifier = Modifier
                .fillMaxWidth()
                .height(48.dp),
            enabled = isLoginButtonEnabled,
            onClick = {
                coroutineScope.launch {
                    isLoading = true
                    delay(1000)
                    isLoading = false
                    Toast.makeText(context, "login success!", Toast.LENGTH_SHORT).show()
                }
            }
        ) {
            if (isLoading) CircularProgressIndicator(modifier = Modifier.size(24.dp))
            else Text(text = "Login")
        }
    }
}

И вот наше приложение для Android с экраном авторизации готово и функционирует как требуется, но без общего кода.

Приложение на Android
Приложение на Android

git commit

Экран авторизации в iOS с SwiftUI

Сделаем тот же экран в SwiftUI. Шаблон уже создал SwiftUI приложение, поэтому нам достаточно просто написать код экрана. Получаем следующий код:

struct LoginScreen: View {
    @State private var login: String = ""
    @State private var password: String = ""
    @State private var isLoading: Bool = false
    @State private var isSuccessfulAlertShowed: Bool = false
    
    private var isButtonEnabled: Bool {
        get {
            !isLoading && !login.isEmpty && !password.isEmpty
        }
    }
    
    var body: some View {
        Group {
            VStack(spacing: 8.0) {
                TextField("Login", text: $login)
                    .textFieldStyle(.roundedBorder)
                    .disabled(isLoading)
                
                SecureField("Password", text: $password)
                    .textFieldStyle(.roundedBorder)
                    .disabled(isLoading)
                
                Button(
                    action: {
                        isLoading = true
                        DispatchQueue.main.asyncAfter(deadline: .now() + 1) {
                            isLoading = false
                            isSuccessfulAlertShowed = true
                        }
                    }, label: {
                        if isLoading {
                            ProgressView()
                        } else {
                            Text("Login")
                        }
                    }
                ).disabled(!isButtonEnabled)
            }.padding()
        }.alert(
            "Login successful",
            isPresented: $isSuccessfulAlertShowed
        ) {
            Button("Close", action: { isSuccessfulAlertShowed = false })
        }
    }
}

Логика работы полностью идентична Android версии и также не использует никакой общей логики.

git commit

Реализуем общую ViewModel

Все подготовительные шаги завершены. Пора вынести из платформ логику работы экрана авторизации в общий код.

Первое, что для этого мы сделаем - подключим в общий модуль зависимость moko-mvvm и добавим ее в список export'а для iOS framework (чтобы в Swift мы видели все публичные классы и методы этой библиотеки).

val mokoMvvmVersion = "0.13.0"

kotlin {
    // ...

    cocoapods {
        // ...
        
        framework {
            baseName = "MultiPlatformLibrary"

            export("dev.icerock.moko:mvvm-core:$mokoMvvmVersion")
            export("dev.icerock.moko:mvvm-flow:$mokoMvvmVersion")
        }
    }

    sourceSets {
        val commonMain by getting {
            dependencies {
                api("org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-coroutines-core:1.6.1-native-mt")

                api("dev.icerock.moko:mvvm-core:$mokoMvvmVersion")
                api("dev.icerock.moko:mvvm-flow:$mokoMvvmVersion")
            }
        }
        // ...
        val androidMain by getting {
            dependencies {
                api("dev.icerock.moko:mvvm-flow-compose:$mokoMvvmVersion")
            }
        }
        // ...
    }
}

Также мы изменили baseName у iOS Framework на MultiPlatformLibrary. Это важное изменение, без которого мы в дальнейшем не сможем подключить CocoaPod с функциями интеграции Kotlin и SwiftUI.

Осталось написать саму LoginViewModel. Вот код:

class LoginViewModel : ViewModel() {
    val login: MutableStateFlow<String> = MutableStateFlow("")
    val password: MutableStateFlow<String> = MutableStateFlow("")

    private val _isLoading: MutableStateFlow<Boolean> = MutableStateFlow(false)
    val isLoading: StateFlow<Boolean> = _isLoading

    val isButtonEnabled: StateFlow<Boolean> =
        combine(isLoading, login, password) { isLoading, login, password ->
            isLoading.not() && login.isNotBlank() && password.isNotBlank()
        }.stateIn(viewModelScope, SharingStarted.Eagerly, false)

    private val _actions = Channel<Action>()
    val actions: Flow<Action> get() = _actions.receiveAsFlow()

    fun onLoginPressed() {
        _isLoading.value = true
        viewModelScope.launch {
            delay(1000)
            _isLoading.value = false
            _actions.send(Action.LoginSuccess)
        }
    }

    sealed interface Action {
        object LoginSuccess : Action
    }
}

Для полей ввода, которые может менять пользователь, мы использовали MutableStateFlow из kotlinx-coroutines (но можно использовать и MutableLiveData из moko-mvvm-livedata). Для свойств, которые UI должен отслеживать, но не должен менять - используем StateFlow. А для оповещения о необходимости что-то сделать (показать сообщение о успехе или чтобы перейти на другой экран) мы создали Channel, который выдается на UI в виде Flow. Все доступные действия мы объединяем под единый sealed interface Action, чтобы точно было известно какие действия может сообщить данная ViewModel.

git commit

Подключаем общую ViewModel к Android

На Android чтобы получить из ViewModelStorage нашу ViewModel (чтобы при поворотах экрана мы получали туже-самую ViewModel) нам нужно подключить специальную зависимость в androidApp/build.gradle.kts:

dependencies {
    // ...
    implementation("androidx.lifecycle:lifecycle-viewmodel-compose:2.4.1")
}

Далее добавим в аргументы нашего экрана LoginViewModel:

@Composable
fun LoginScreen(
    viewModel: LoginViewModel = viewModel()
)

Заменим локальное состояние экрана, на получение состояния из LoginViewModel:

val login: String by viewModel.login.collectAsState()
val password: String by viewModel.password.collectAsState()
val isLoading: Boolean by viewModel.isLoading.collectAsState()
val isLoginButtonEnabled: Boolean by viewModel.isButtonEnabled.collectAsState()

Подпишемся на получение действий от ViewModel'и используя observeAsAction из moko-mvvm:

viewModel.actions.observeAsActions { action ->
    when (action) {
        LoginViewModel.Action.LoginSuccess ->
            Toast.makeText(context, "login success!", Toast.LENGTH_SHORT).show()
    }
}

Заменим обработчик ввода у TextField'ов с локального состояния на запись в ViewModel:

TextField(
    // ...
    onValueChange = { viewModel.login.value = it }
)

И вызовем обработчик нажатия на кнопку авторизации:

Button(
    // ...
    onClick = viewModel::onLoginPressed
) {
    // ...
}

Запускаем приложение и видим что все работает точно также, как работало до общего кода, но теперь вся логика работы экрана управляется общей ViewModel.

git commit

Подключаем общую ViewModel к iOS

Для подключения LoginViewModel к SwiftUI нам потребуются Swift дополнения от MOKO MVVM. Подключаются они через CocoaPods:

pod 'mokoMvvmFlowSwiftUI', :podspec => 'https://raw.githubusercontent.com/icerockdev/moko-mvvm/release/0.13.0/mokoMvvmFlowSwiftUI.podspec'

А также, в самой LoginViewModel нужно внести изменения - со стороны Swift MutableStateFlowStateFlowFlow потеряют generic type, так как это интерфейсы. Чтобы generic не был потерян нужно использовать классы. MOKO MVVM предоставляет специальные классы CMutableStateFlowCStateFlow и CFlow для сохранения generic type в iOS. Приведем типы следующим изменением:

class LoginViewModel : ViewModel() {
    val login: CMutableStateFlow<String> = MutableStateFlow("").cMutableStateFlow()
    val password: CMutableStateFlow<String> = MutableStateFlow("").cMutableStateFlow()

    // ...
    val isLoading: CStateFlow<Boolean> = _isLoading.cStateFlow()

    val isButtonEnabled: CStateFlow<Boolean> =
        // ...
        .cStateFlow()
    
    // ...
    val actions: CFlow<Action> get() = _actions.receiveAsFlow().cFlow()

    // ...
}

Теперь можем переходить в Swift код. Для интеграции делаем следующее изменение:

import MultiPlatformLibrary
import mokoMvvmFlowSwiftUI
import Combine

struct LoginScreen: View {
    @ObservedObject var viewModel: LoginViewModel = LoginViewModel()
    @State private var isSuccessfulAlertShowed: Bool = false
    
    // ...
}

Мы добавляем viewModel в View как @ObservedObject, также как мы делаем с Swift версиями ViewModel, но в данном случе, за счет использования mokoMvvmFlowSwiftUI мы можем передать сразу Kotlin класс LoginViewModel.

Далее меняем привязку полей:

TextField("Login", text: viewModel.binding(\.login))
    .textFieldStyle(.roundedBorder)
    .disabled(viewModel.state(\.isLoading))

mokoMvvmFlowSwiftUI предоставляет специальные функции расширения к ViewModel:

  • binding возвращает Binding структуру, для возможности изменения данных со стороны UI

  • state возвращает значение, которое будет автоматически обновляться, когда StateFlow выдаст новые данные

Аналогичным образом заменяем другие места использования локального стейта и подписываемся на действия:

.onReceive(createPublisher(viewModel.actions)) { action in
    let actionKs = LoginViewModelActionKs(action)
    switch(actionKs) {
    case .loginSuccess:
        isSuccessfulAlertShowed = true
        break
    }
}

Функция createPublisher также предоставляется из mokoMvvmFlowSwiftUI и позволяет преобразовать CFlow в AnyPublisher от Combine. Для надежности обработки действий мы используем moko-kswift. Это gradle плагин, который автоматически генерирует swift код, на основе Kotlin. В данном случае был сгенерирован Swift enum LoginViewModelActionKs из sealed interface LoginViewModel.Action. Используя автоматически генерируемый enum мы получаем гарантию соответствия кейсов в enum и в sealed interface, поэтому теперь мы можем полагаться на exhaustive логику switch. Подробнее про MOKO KSwift можно прочитать в статье.

В итоге мы получили SwiftUI экран, который управляется из общего кода используя подход MVVM.

git commit

Выводы

В разработке с Kotlin Multiplatform Mobile мы считаем важным стремиться предоставить удобный инструментарий для обеих платформ - и Android и iOS разработчики должны с комфортом вести разработку и использование какого-либо подхода в общем коде не должно заставлять разработчиков одной из платформ делать лишнюю работу. Разрабатывая наши MOKO библиотеки и инструменты мы стремимся упростить работу разработчиков и под Android и iOS. Интеграция SwiftUI и MOKO MVVM потребовала множество экспериментов, но итоговый результат выглядит удобным в использовании.

Вы можете самостоятельно попробовать проект, созданный в этой статье, на GitHub.

Также, если вас интересует тема Kotlin Multiplatform Mobile, рекомендуем наши материалы на kmm.icerock.dev.

Для начинающих разработчиков, желающих погрузиться в разработку под Android и iOS с Kotlin Multiplatform у нас работает корпоративный университет, материалы которого доступны всем на kmm.icerock.dev - University. Желающие узнать больше о наших подходах к разработке могут также ознакомиться с материалами университета.

Мы также можем помочь и командам разработки, которым нужна помощь в разработке или консультации по теме Kotlin Multiplatform Mobile.

Источник: https://habr.com/ru/post/663824/


Интересные статьи

Интересные статьи

Салют, коллеги.В рамках пятничной статьи предлагаю посмотреть на интересный способ создания моков в Kotlin, без использования сторонних библиотек.Я занимаюсь разработкой аддонов для Atlassia...
Для разработчиков не секрет, что создание нового сервиса влечет за собой немало рутиной настройки: билд скрипты, зависимости, тесты, docker, k8s дескрипторы. Раз мы выпол...
Kotlin - блестящий проект. Изначально задуманный как просто JVM-язык, впоследствии он получил поддержку компиляции под все мейнстримные платформы, среди которых -- JavaScript. Вводная. У ...
Немедленно вызываемая функция (Immediately Invoked Function Expression — IIFE) в JavaScript — это конструкция, позволяющая вызывать функцию непосредственно после ее определения. В этой ста...
В последнее время я часто слышу о том, что Java стала устаревшим языком, на котором сложно строить большие поддерживаемые приложения. В целом, я не согласен с этой точкой зрения. На мой взгляд, я...