Умение работать в команде — один из самых востребованных навыков в разработке и не только. Без него не получится эффективно взаимодействовать с коллегами и достигать рабочих целей. Пару лет назад рекрутинговая компания Hays провела опрос, результаты которого показали, что умение работать в команде занимает первое место среди soft skills в списке требований работодателей — с учетом того, что 96% нанимателей признали гибкие навыки важнее технических.
Принципы командной работы в современной бизнес-среде продолжают меняться. Команды становятся всё более кросс-функциональными, развивается культура взаимодействия между участниками. Руководитель уже не может авторитарно диктовать условия, от членов команды требуется больше осознанности, проактивности и в то же время — готовности слышать друг друга. В любой компании ценятся сотрудники, которые умеют договариваться с коллегами и эффективно взаимодействуют в группе.
Под катом разбираем, как ИТ-специалисту самостоятельно развить навык командной работы, и даем полезные рекомендации.
Привет, Хабр! Меня зовут Александра Мин, я директор по персоналу компании-разработчика ПО МойОфис. Быть частью профессиональной команды — здорово, и если вы работали в такой, то поймете, что именно я вкладываю в свои слова. В сплоченных командах хорошо налажено взаимодействие, и часто их участники с удовольствием делятся идеями, проводят совместные брейнштормы, спрашивают мнения коллег и получают возражения и адекватную обратную связь. Работа в команде требует множества личных качеств: способность ставить цели, эффективно общаться, решать конфликты, слушать — и не у всех они есть.
Почему лучше работать не в одиночку
Командная работа приносит пользу не только бизнесу, но и самим специалистам независимо от уровня сотрудника. В команде можно:
напрямую влиять на развитие масштабного проекта;
научиться у коллег чему-то новому и научить других;
развить творческое мышление в ходе брейнштормов;
прокачать личностные качества: эмпатию, умение решать конфликты и контролировать эмоции;
получить ценнейший опыт руководства, если вы тимлид.
В результате вы растете как специалист и достигаете целей на работе. Кроме того, становитесь более успешными в других сферах, потому что взаимодействовать с людьми важно везде: в хобби и спорте, личных и семейных отношениях.
Прокачиваем навык командной работы
Хорошая новость — умение работать в команде не предопределено характером. Его может развить у себя любой человек. Для этого потребуется прокачать ряд личностных качеств, которые сделают вас настоящим «командным игроком».
Итак, что нужно уметь для успешной коллективной работы и какие материалы помогут развить то или иное качество?
1. Помнить про общую цель
В командной работе часто есть соблазн поставить личные отношения выше рабочих, ведь у каждого человека возникают симпатии и антипатии по отношению к остальным. Важно уметь разделять «чувство» и «дело», помнить о стратегических целях, для которых создана ваша рабочая группа. Помнить о том, что несмотря на ваши возможные различия или точки зрения, а скорее всего благодаря им, вместе вы сможете достичь наилучшего результата.
КНИГИ:
Д. Коллинз «От хорошего к великому»
Д. Левитин «Организованный ум»
Б. Моран, М. Леннингтон «12 недель в году»
К. Бэйли «Мой продуктивный год»
Д. Кэнфилд, М. В. Хансен, Л. Хьюитт «Цельная жизнь. Главные навыки для достижения ваших целей»
ВИДЕО:
Качества эффективной команды. 1. Общая цель
Как правильно ставить цели для команды?
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Пост «Цели дня как инструмент управления командой» на Хабре
2. Четко формулировать мысли
Чтобы убедительно доказывать свою точку зрения и продвигать идеи в команде, требуются развитые коммуникативные навыки. Не только спикеры многотысячных конференций должны уметь работать с аудиторией, это актуально и для небольших митингов. Не буду подробно останавливаться на этом пункте, мы уже писали, как ИТ-специалисту развить коммуникативные навыки — если вы пропустили эту статью, советую ее прочитать, в ней можно найти немало полезных рекомендаций.
3. Умение давать и принимать обратную связь
Слышать критику бывает болезненно, но иногда члены команды могут подсветить какие-то проблемы или подсказать решение для, казалось бы, тупиковой ситуации. Главное здесь — не уйти в оборону, а использовать чужое мнение как вектор роста. И самим давать развивающую обратную связь конструктивно: с желанием помочь, а не с желанием задеть.
КНИГИ:
Т. Хьюстон «Обратная связь. Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь»
М. Розенберг «Ненасильственное общение в повседневной жизни. Практические инструменты для бесконфликтного общения и эффективного взаимодействия в любой ситуации»
Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект в работе»
В. ван Эдвардс «Взломай код общения»
М. Соренсен «Услышать и понять»
ВИДЕО:
Обратная связь: как перестать обижаться и научиться давать грамотный фидбэк
Как правильно давать обратную связь
Как давать обратную связь сотруднику по модели PARLA?
Правила эффективной обратной связи
Что делать с негативной обратной связью? Простая формула обратной связи
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Статья «Гайд по фидбеку: как давать и принимать обратную связь» на VC.ru
Статья «Как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает: шаблоны и советы» на Skillbox
Пост «Пять советов о том, как научиться спокойно принимать обратную связь на работе» на Хабре
Статья «Обратная связь в организациях: как научиться ее давать и принимать» на «Теориях и практиках»
4. Брать ответственность
Чтобы коллеги делились информацией и доверяли вам в общих проектах, нужно проявлять себя как человека, на которого можно положиться. Всем хочется работать с ответственными людьми, которые держат свое слово, выполняют задачи в срок и готовы прийти на помощь.
КНИГИ:
К. Паттерсон, Д. Гренни, Р. Макмиллан, Э. Свитцер и Д. Максфилд «Серьезный разговор об ответственности»
Д. Миллер «Проактивное мышление. Как простые вопросы могут круто изменить вашу работу и жизнь»
Ч. Дахигг «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»
ВИДЕО:
Выступление Андрея Курпатова «Как научиться брать ответственность»
Выступление Ицхака Пинтосевича «Ответственность и осознанность. Первый шаг к успеху – взять ответственность на себя»
Как преодолеть страх ответственности. 5 практик самопомощи
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Статья «Как взять на себя ответственность за свою жизнь» на Лайфхакере
Публикация «Как стать более ответственным» в блоге 4brain
Ответственность — одна из ключевых ценностей компании МойОфис. Когда люди со схожими ценностями объединяются, получается слаженная команда. Но как понять, какие ценности важны в компании и что сделает работу эффективнее? В 2022 году в МойОфис проходил масштабный проект по выявлению ценностей, в ходе которого мы:
— опросили сотрудников, какие, по их мнению, ценности есть в компании;
— проанализировали результаты и составили шорт‑лист;
— собрали несколько фокус‑групп и вместе с ними проработали список, наблюдая за тем, как люди реагируют на формулировки;
— итоговые ценности проверили на соответствие стратегии бизнеса;
— разработали точные формулировки и визуализацию;
— рассказали компании о результатах и подсветили, в каких проектах и процессах мы видим проявление наших ценностей.
Подробнее о проекте выявления ценностей мы рассказывали в этой статье. Именно команда, профессионализм, ответственность и открытость помогают нам делать продукт, которым можно гордиться, решать сложные задачи, добиваться поставленных целей и получать удовлетворение от работы друг с другом.
5. Слушать и слышать других
Активное слушание без желания перебить, уточняющие вопросы и внимательность становятся залогом действительно продуктивных обсуждений. Умение слушать коллег позволяет комплексно подойти к задаче, найти лучшее решение.
КНИГИ:
В. ван Эдвардс «Наука общения»
Harvard Business Review «Умение слушать осознанно»
М. Москвина «Учись слушать»
М. Соренсен «Услышать и понять»
ВИДЕО:
Выступление Арсена Рябухи на TEDxPokrovkaSt «Слушать и слышать»
Выступление для Academy DTEK «Как научиться слушать и слышать? Инструменты активного слушания»
Техника активного слушания. Как научиться слушать и слышать собеседника
Притча об умении слушать. Два царя. Слышать и слушать
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Статья «Умение слушать: 10 основных принципов» на Psychologies
Cтатья «Как понимать собеседника: техники активного слушания в онлайн-общении» на РБК
Статья «Умение слушать: навык, который пригодится всегда» на GeekBrains
6. Проявлять интерес к другим и признавать их вклад
Эмпатия и уважение — необходимые качества в командной работе. Они делают вас проницательными, позволяют выстроить действительно теплые и доверительные отношения с людьми. В построении отношений, сплочении команды крайне важны неподдельный интерес, искренняя благодарность и признание достижений коллег.
КНИГИ:
Д. Заки «Сила доброты. Как с помощью эмпатии менять мир к лучшему»
А. Линн «Сила эмоционального интеллекта»
П. Брегман «Эмоциональная смелость»
Т. Зефф «Сверхчувствительные люди»
Тит Нат Хан «Жить в мире. Искусство общения и взаимодействия»
ВИДЕО:
4 шага для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект и как его прокачать
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Пост «Загадочная эмпатия: как ее развивать» на Хабре
Статья «Не только слушать, но и слышать: как и зачем развивать эмпатию» на Forbes
Статья «14 способов развить эмпатию» на Psychologies
7. Быть толерантным в широком смысле
В кросс-функциональных командах приходится плотно взаимодействовать в рамках рабочих задач с людьми, у которых может быть совершенно другая база и жизненный опыт. Важно уметь общаться гибко и непредвзято, а в споре выбирать решение в пользу общей цели.
КНИГИ:
М. Бобылёва «Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать»
К. Фопель «Сплоченность и толерантность в группе»
С. Щеколдина «Тренинг толерантности»
Д. Бриггс «Икона»
А. Риккарди «Жить вместе в 21 веке»
ВИДЕО:
Толерантность к неопределенности — что это, как развить и укрепить
Нужна ли толерантность человечеству?
Как быть спокойным в любой ситуации — 3 техники от психолога
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Статья «Что такое толерантность и как ее развить» на 4brain
Статья «Учимся толерантности: как перестать ругаться и начать слышать друг друга» на РБК
Статья «Мы и другие: 5 упражнений для развития толерантности» на «Мел»
За командами — будущее
При найме линейным руководителям и HR важно, чтобы новый сотрудник как можно быстрее стал «своим». Поэтому еще в процессе трудоустройства вы можете выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов, если продемонстрируете навык командной работы. Проанализируйте свое резюме и при описании проектов сделайте акцент на том, как вы достигали совместных целей и проявляли перечисленные выше качества. Это сделает вашу самопрезентацию еще более убедительной.
Команда может и успевает делать больше, чем сотрудники-одиночки, а значит — напрямую обеспечивает конкурентоспособность бизнеса. Но не любую группу людей, работающих в одной компании, можно назвать командой. Для этого нужны ясные цели, выстроенные внутренние процессы и, не в последнюю очередь, развитый навык командной работы у каждого участника. Поэтому люди, умеющие хорошо ладить с коллегами, всегда будут востребованными специалистами. Прокачивайте себя и работайте в лучших командах :) У нас в МойОфис, например, есть немало актуальных вакансий — возможно, вы найдете среди этого списка свою?