Как меняется ответственность социальных сетей за контент и перед пользователями в России и за рубежом

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Отвечают ли социальные сети за контент, который постят пользователи? Как меняется регулирование в этой сфере? Давайте разберем, что происходит с законами об ответственности социальных сетей в России и в мире.

В 2021 году в российском законодательстве появились нормы, которые определяют ответственность социальных сетей и права ее пользователей – статья 10.6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ. До этого к социальным сетям применялось общее регулирование посредников в интернете, а именно ст.1253.1 ГК.

Согласно этой статье ГК, онлайн-посредники, которые предоставляют пользователям возможность размещения в интернете контента, не несут ответственности за контент пользователей, который нарушает интеллектуальные права, при соблюдении следующих условий:

1) они не знают и не должны знать о том, что контент нарушает чьи-либо интеллектуальные права;

2) они в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в интернете, на которых размещен такой материал, своевременно приняли необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Эти нормы предоставляют защиту посредникам в интернете, они не должны активно мониторить контент и выявлять случаи нарушения интеллектуальных прав. Посредники ограждены от функций правоприменителей. Точнее, были ограждены – до недавнего времени.

Изменения в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не касаются интеллектуальных прав и остаются в силе. Однако, эти изменения затрагивают намного большее количество контента и потенциальных правонарушений.

Согласно ст.10.6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", социальные сети, которые посещает больше 500 тысяч пользователей из России, и на которых размещается реклама, направленная на жителей России, должны активно мониторить контент и удалять разные категории информации, в том числе:

- информацию, выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации;

- призывы к массовым беспорядкам, участию в несогласованных мероприятиях;

- недостоверную и опасную общественно значимую информацию.

За неудаление такого контента нести ответственность будет именно социальная сеть. Административный штраф по новой ст.13.41 КоАП может достигать 4 миллионов рублей.

Тренд на введение ответственности социальных сетей за контент пользователей сейчас прослеживается в Великобритании и странах Евросоюза.

В Великобритании и Евросоюзе на данный момент действуют нормы Директивы об электронной коммерции 2000 года (Ecommerce Directive), которые предоставляют социальным сетям защиту, сходную с той, что предусмотрена российским ГК. Однако защита Директивы распространяется на любой нелегальный контент, а не только на тот, что нарушает интеллектуальные права. Социальные сети не могут привлекаться к ответственности за нелегальный контент, если их функции ограничены посредническими и если они быстро удаляют нелегальный контент, как только получают информацию о нем.

В 2021 году в Великобритании был разработан проект закона «Об онлайн безопасности» (Online Safety Bill). Он предусматривает обязанность социальных сетей активно мониторить контент и удалять информацию, которая может нанести вред пользователям социальной сети, а также минимизировать доступность определенных категорий нелегального контента.

В Евросоюзе в декабре 2020 года был разработан проект Акта о цифровых сервисах (Digital Services Act). Согласно Акту, крупные социальные сети обязаны принимать меры по минимизации риска распространения нелегального контента. Им позволяется по собственной инициативе искать нелегальный контент и удалять его, не дожидаясь жалоб пользователей.

Регулирование социальных сетей меняется, прослеживается явный тренд на наделение социальных сетей большими обязанностями и большей ответственностью. В Европе нововведения только обсуждаются, а в России они уже приняты, хотя они и менее масштабны и в целом больше защищают государство, чем пользователей социальных сетей.

 Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.

 

 

Источник: https://habr.com/ru/company/digitalrightscenter/blog/583702/


Интересные статьи

Интересные статьи

Пару недель назад мы начали рассказывать о проектах, которые стали победителями Школы по практическому программированию и анализу данных НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и компа...
Вроде бы совершенно простой вопрос, но на который как оказалось не так-то просто найти достоверный ответ. Единственные доступные сводные данные по количеству выданных рад...
Всем привет! Все люди, получающие высшее образование, не отчислившись, все-таки доходят до стадии написания диплома. Не стал исключением и я. Хотелось реализовать что-то интересное и освоить д...
Но если для интернет-магазина, разработанного 3–4 года назад «современные» ошибки вполне простительны потому что перед разработчиками «в те далекие времена» не стояло таких задач, то в магазинах, сдел...
Компании переполнили рынок товаров и услуг предложениями. Разнообразие наблюдается не только в офлайне, но и в интернете. Достаточно вбить в поисковик любой запрос, чтобы получить подтверждение насыще...