Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В мае 2021 года мы представили Салют ТВ — платформу для телевизоров, разработанную командой SberDevices. Тогда СМИ назвали новинку «убийцей» Android TV.
Салют ТВ — это адаптированная под телевизоры версия операционной системы StarOS, которая используется в умных устройствах Sber. Благодаря Салют ТВ телевизором можно управлять с помощью голоса, взаимодействовать с виртуальными ассистентами, выходить в интернет и даже заказывать продукты. Такой набор функций украсит любой SmartTV, но особенно полезен для бюджетных моделей. Ведь это поднимает их на качественно иной уровень, не задирая ценник.
С запуска прошёл почти год. Всё это время мы исследовали аудиторию, находили новых партнёров и расширяли линейку телевизоров с нашей платформой внутри. Но с чего всё началось? Почему мы решили делать софт именно для телевизоров? Как выбирали поставщиков? А факапы были? В статье мы расскажем «большую историю с нуля» о том, как создавали Салют ТВ.
Передаю слово моему коллеге, Василию Назарову, CPO по интеграциям в SberDevices.
Этап 1: проработка идеи
Когда мы пришли на рынок умных телевизоров, его делили А-бренды (топовые производители) с собственным ПО, телевизоры на базе Android TV и целый «зоопарк» бюджетных брендов с прошивками от небольших российских и китайских производителей. Последние на тот момент занимали нишу недорогих телевизоров целиком, однако до приемлемого качества, увы, не дотягивали. Казалось, производителей бюджетных телевизоров мало беспокоило, что получит пользователь. Важно было продать «железо», а не заботиться о доставке обновлений и тем более о качестве интерфейса — например, не редкими были случаи, когда китайские производители отдавали устройства с софтом без русского перевода. На самом же деле вендоры обращались к некачественному софту, потому что хороших прошивок за низкую цену попросту ещё не было.
Мы присмотрелись к телевизорам на рынке и поняли: по крайней мере 30 процентам нужны более качественные прошивки. SberDevices уже было что предложить производителям ТВ — сильный бренд и опыт в создании устройств, которые расширяют возможности телевизоров.
Следующим шагом нужно было сформулировать главные преимущества нашего будущего продукта. Для этого мы детально изучили решения двух производителей софта для телевизоров — российского и зарубежного.
Оказалось, чаще всего умные телевизоры позволяют смотреть эфирные телеканалы, медиа с внешних носителей, фильмы в онлайн-кинотеатрах и ролики в интернете. Нам хотелось поддерживать на высоком уровне уже знакомую потребителю функциональность и предложить что-то новое. Поэтому мы решили, что всё это точно будем уметь. Кроме того, прямо на старте предложим возможности, которые у других производителей появлялись постепенно, либо не появились вовсе:
Мы запустимся сразу с целым семейством виртуальных ассистентов — не каждый производитель прошивки мог похвастаться таким на старте.
Мы качественно адаптируем и локализуем софт именно под российского пользователя — например, наши ассистенты лучше многих конкурентов смогут понимать сложные запросы на русском языке.
У нас будет много бесплатных ТВ-каналов онлайн, в том числе 22 федеральных (которых на тот момент у других производителей не было совсем).
В нашей прошивке будет музыка, игры (встроенные и облачные, доступные через SberPlay) и целый каталог приложений, который постоянно обновляется — как нашими силами, так и с помощью внешних разработчиков, которые создают навыки для ассистентов Салют на платформе SmartMarket.
Мы упростим решение повседневных задач. Заказать еду, записаться в салон красоты — всё это можно поручить виртуальному ассистенту через телевизор.
С помощью телевизоров с нашей прошивкой можно будет управлять системой умного дома, добавлять и настраивать новые девайсы.
Технология Layer в нашей платформе сможет не только распознать локации, актёров и одежду героев в кадре, но и найти похожие вещи в интернет-магазинах партнёров.
Всё это мы в итоге реализовали на старте. Но сначала нужно было проверить наши гипотезы.
Этап 2: исследование аудитории
Исследования — важный этап в разработке любого продукта. Мы хотели узнать, кто и как пользуется умными телевизорами, понять, какие бренды и функции наиболее популярны и удостовериться, что пользователи купят умный телевизор от российского производителя. Для этого мы решили провести количественное исследование целевой аудитории. Мы выбрали формат дистанционного опроса через онлайн-сервис. В опросе участвовало 300 человек старше 18 лет из более чем 100 российских городов.
Результаты такого исследования привели к разным выводам и наблюдениям, вот самые любопытные.
Целевая аудитория, готовая купить умное ТВ от российского производителя
Целевая аудитория решений российских производителей — семейные люди с невысоким уровнем дохода. Доля молодёжи совсем невелика. Около 1/3 аудитории приходится на возраст 35-44 лет.
Потенциальные пользователи преимущественно живут в регионах (72%), нежели в столицах (Москве и Санкт-Петербурге).
Телевизоры российских производителей пользователи воспринимают достаточно позитивно — доля негативных отзывов составляет всего 13%.
Для нашей целевой аудитории важно соотношение цены и качества. Если качество и отзывы о телевизоре будут хорошие, то страна-производитель не имеет значения. Российское производство также в восприятии тесно связано с низкой ценой.
Как пользуются ТВ
Телевизорами со смарт-функциями чаще пользуются в квартирах, чем в загородных домах. Но думая о покупке и для квартиры, и для загородного дома чаще рассматривают именно умные телевизоры.
Марки-лидеры телевизоров — А-бренды. Для квартир обычно выбирают более дорогие ТВ, чем для загородного дома. Самая частая цена для ТВ в квартире, которую пользователи готовы заплатить — 19-20 тыс. руб, для ТВ в загородном доме — 10-19 тыс. руб.
Просмотр эфирного ТВ и медиа с внешних носителей — самые популярные функции. В квартирах часто смотрят фильмы в онлайн-кинотеатрах и видео на YouTube.
Исследования подтвердили, что мы движемся в правильном направлении. А время показало то, о чём на старте мы даже не думали — российское происхождение софта гарантирует пользователю доступность сервисов. Салют ТВ работает стабильно и продолжает развиваться — в собственном каталоге уже больше 1000 приложений, и их количество растёт.
Этап 3: выбор поставщиков "железа" и доработка софта
Сначала мы решили выяснить, какие вообще есть поставщики решений для телевизоров. Для приземления софта в телевизор в первую очередь нужна материнская плата и чипсеты. Мы рассматривали возможности трёх популярных производителей чипов: назовём их A, B и C. У производителя А нам не понравился код — отказались. Пришли к B — тоже не смогли получить код нужного качества — отказались. Решили остановиться на C: компания активно развивалась, у них даже появилось представительство в России. К сожалению, совсем скоро компания С попала под санкции США, из-за которых ещё через какое-то время они перестали выпускать чипсеты. Вариантов оставалось немного: мы вернулись к B и договорились об исходном коде нужного качества.
Следующим шагом стала доработка кода на нашей стороне. Процесс был непростым. Например, чтобы скачать на наш сервер более сотни гигабайт кода ушло три недели — обычно на загрузку такого объёма данных уходит несколько часов. Всё из-за особенностей «Великого китайского файрвола». Работать с ним оказалось квестом: файрвол то и дело разрывал канал связи между серверами. Приходилось чуть ли не каждый день просить партнёров соединиться с нами заново или проверить, почему нет доступа к их серверу.
На этом сложности с исходным кодом не закончились. Код некоторых вендоров чипсетов — это наслоение кодов нескольких вендоров друг на друга. Получается громоздкая структура, с которой неудобно и не всегда приятно разбираться. У нас был именно такой случай. Более того, такой код доступен всем клиентам: конфигурации другого кастомера случайно могут попасть в прошивку. Например, при включении телевизора мог высветиться логотип другого производителя. Такое случается из-за периодической синхронизации локального кода клиента с общими исходниками.
Иногда телевизор мог не подключиться к Wi-Fi или терялась связь с пультом. Это происходило, потому что в исходном коде не было конфигурации для нашего чипсета. Партнёрам пришлось указать в исходнике нужные настройки для вендора чипсета.
А однажды был случай с кнопками на корпусе телевизора. Обычно их семь, каждая для определённой функции — регулировать громкость, переключать каналы или входы. А завод прислал партию устройств с одной кнопкой, которая по задумке должна заменить все, став многофункциональным джойстиком. Этого мы не ожидали. Подстроить софт под одну такую кнопку сложнее, чем под семь. Но выбора не было: в экстренном режиме мы доработали софт, и партия с одной кнопкой пошла в продажу.
Кстати, так выглядел наш devkit (комплект разработчика) — компактная плата с проводами и небольшим экраном, которую мы использовали для отладки софта. В период удалёнки такая плата здорово нам помогла: с ней можно уехать в другой город налегке и не заставлять свою квартиру большими экранами. Хотя и такое бывало.
Когда все технические вопросы были решены, осталось договориться о сотрудничестве с производителями телевизоров. Мы изначально решили стартовать с бюджетными марками. К ним и отправились на переговоры. Кто-то был не готов запуститься с нами на самом старте: переживали из-за трудностей, которые возникали при запуске с другими новыми прошивками. Сейчас все эти бренды уже сотрудничают с нами. Но первыми нам доверились BBK и Hyundai.
«Если что-нибудь может пойти не так, оно пойдёт не так»
В нашем случае сложно поспорить с законом Мёрфи. Мы запустили проект в мире, где балом правила пандемия. Так, из-за удалёнки сильно усложнялась пересылка комплектующих: потребовалось много усилий и времени, чтобы получить устройства в том виде, который нам был нужен.
В процессе производства происходило немало казусов. Например, однажды мы приехали на завод и увидели, что китайские партнёры удалили три фирменные точки из логотипа Окко на коробках — подумали, что это опечатка. Чтобы исправить ситуацию, мы вручную обклеили почти полторы тысячи коробок. Вся партия ушла в продажу.
Было и такое, что на производстве одну из деталей телевизора — катушку индуктивности — по ошибке поместили слишком близко к гайке крепления разъёма VESA (отверстия для монтажа кронштейна). Это привело к тому, что в процессе работы начинался индукционный нагрев этой гайки до 90 ℃, из-за чего несколько наших коллег получили небольшие ожоги. Инцидент серьёзный, и мы немедленно попросили завод исправить конструкцию. С коллегами теперь всё в порядке, а о случившемся напоминает лишь след от раскалённой детали на офисном пуфике:
Экраны некоторых тестовых телевизоров могли светиться в темноте. Оказывается, LED-панели тестовой и финальной версии телевизоров отличались. При этом у каждой панели своё значение рабочего диапазона электрического тока для подсветки. Наш софт не был адаптирован под это значение в тестовых телевизорах — поэтому они и «просыпались» ночью. Некоторые комплектующие плавились, загорались, переставали работать. Мы отправляли непригодные запчасти на завод, ждали новые, снова тестировали, пока всё не начинало работать как надо.
Как сейчас и что дальше
Год назад в нашей линейке были телевизоры двух брендов экономкласса. Теперь их 16, включая собственный. Появились модели Full HD (запускались только с Ultra HD) и с разными диагоналями — теперь у нас полное покрытие от 24 до 75 дюймов. Также мы расширились географически — телевизоры с Салют ТВ можно купить практически в каждом регионе России.
Постепенно растёт и доля рынка — покупатели делают осознанный выбор в пользу российского ПО. Это даёт уверенность, что завтра новый телевизор не превратится в бесполезный ящик, а все функции будут доступны.
Наша отдельная гордость — каталог приложений. Создавать смартапы для Салют ТВ и других наших устройств может любой российский разработчик. Это даёт возможность индивидуальным специалистам и компаниям оперативно удовлетворять потребительский спрос и доставлять свои сервисы на ТВ-экраны. А ещё у нас классная поддержка. Мы оперативно отвечаем на вопросы в нашем Telegram-канале, постоянно обновляем онлайн-справку и внимательно изучаем фидбек и идеи пользователей.
Мы уверены, что отечественное ПО будет развиваться. Конкретно наша задача — сделать так, чтобы бюджетные умные телевизоры широко распространились за пределами мегаполисов и чтобы они выводили пользовательский опыт на новый уровень.