Как мы изменили работу с клиентами в текущих условиях, или Как мы сохранили компанию

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Как и у большинства компаний в России, у нас в Alente работа и планы резко изменились после 24 февраля. Что в пандемию, что в текущий кризис многие подумали, что у digital-агентств наступили золотые времена. Но наши клиенты — малый и средний бизнес, который столкнулся с трудностями. Естественно, это отразилось и на нас. Сразу скажу, что описанное ниже — исключительно наш опыт и наша точка зрения. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. А теперь давайте ближе к фактам…

В последние годы практически все эксперты в маркетинге говорили, что важно найти свою нишу. Например, в нашей сфере сложно быть компанией полного цикла и использовать это как УТП. Важно стать экспертом в конкретной области. На момент написания статьи наше агентство является № 2 в России в нише разработки и продвижения сайтов в сфере авто и мототехники, по версии «Рейтинга Рунета». Работаем с этим направлением почти 13 лет, подготовили отдельный сайт, были наполеоновские планы по масштабированию. 

Сейчас автодилеры — один из самых пострадавших сегментов, который не понимает, что будет дальше. Как все знают, большинство автобрендов заявило о приостановке поставок машин. А у нас на абонентском обслуживании много проектов автодилеров со всей России. Часть из них встала на паузу, бюджет на апрель существенно просел. Конечно, есть и другие бизнесы, которые пострадали и приостановили сотрудничество с нами. Но автодилеры стали самым массовым сегментом в оттоке.

Добавим сюда проекты, которые готовились зайти на разработку и встали на паузу из-за неопределённости. Мы поняли, что недополучим минимум 2-3 млн руб. в ближайшие пару месяцев. В такой ситуации нужно было в срочном порядке действовать. 

Что мы сделали:

1. Поставили на паузу разработку собственных проектов. Для нас это инвестиции, которые хоть и нужны, но быстро и напрямую деньги не принесут, поэтому такие расходы мы сократили. Часть сотрудников перевели в отделение разработки, а с некоторыми попрощались (в т. ч. договорились о проектной работе). Здесь нужно отдать должное людям. Мы изначально максимально прозрачно говорили о текущей ситуации, о возможностях и рисках. Поэтому ребята отнеслись к вынужденному сокращению с пониманием и поддержкой. Кстати, вскоре мы вернули часть специалистов. В этой ситуации снова получили подтверждение того, как важно не жечь мосты и всегда выстраивать этичные отношения.

2. Начали очень активно общаться со всеми клиентами. Есть такая фраза: «Общение — универсальный растворитель». В данном случае это был растворитель тревоги и неопределённости — как для нас, так и для клиентов. Кто-то из них сказал: в бизнесе всё в порядке, продолжаем работать. Другая часть клиентов подтвердила наличие проблем и предупредила, что в следующем месяце они могут встать на паузу. Собрав информацию, мы смогли скорректировать прогноз дохода, выставить новый план продаж и начать мозговой штурм.

3. Все знают, что бизнес лишился возможности рекламироваться в ныне запрещённых соцсетях, плюс, на паузу рекламные возможности поставил Google. Мы начали миграцию клиентских проектов в ВК, MyTarget, «Яндекс.Дзен». Перетекающие в «Яндекс.Директ» рекламные бюджеты сильно разогрели аукционы, кампании клиентов стали требовать больше внимания и ручного управления. В дополнение к новым инструментам мы предложили клиентам создание чат-ботов в «Телеграме» для первичной квалификации лидов. С «Телеграмом» как рекламной площадкой пока не работаем — прежде всего из-за высокого порога входа для рекламодателя. 

4. Руководящим составом по технологии Гая Карапетяна сделали сценарное планирование. Расписали три сценария (негативный, нейтральный, позитивный). Для каждого сценария определили предикторы — прогностические параметры, появление которых означает, что с высокой долей вероятности запускается тот или иной сценарий. Понимая это, нужно просто действовать согласно заранее составленному плану. А пока этого не происходит, важно стелить солому для каждого варианта развития событий. Эти действия помогли «прожить» все варианты и ментально стабилизироваться.

5. В какой-то момент с подачи друга нашего директора мы решили присмотреться к digital-рынку Китая, чтобы продвигать российские компании в Поднебесной. Но довольно быстро поняли, пообщавшись со знакомыми, что в Китае каналы и методы продвижения в Интернете сильно отличаются от того, как всё устроено в России. И мы отказались от этой идеи.

6. Приняли решение запустить новое направление — работу с маркетплейсами. На нас вышел «Озон» и предложил стать их технологическим партнёром. Проанализировав свои ресурсы и ассортимент услуг, поняли, что добавить работу с маркетплейсами будет логичным и органичным действием для наших клиентов. На момент написания статьи мы находимся в стадии заключения партнёрского договора с «Озоном» и «Яндекс.Маркетом».

7. Договорились о снижении стоимости аренды офиса. Мы переехали в новый офис в центре города буквально за 2 недели до начала всех событий. Успели вложиться в ремонт и прикипеть к 2 этажам и 300 квадратным метрам нашего нового дома. Переходить полностью на дистанционку, как это было в течение трёх месяцев 2020 года, мы не хотели. Да, часть команды работает из дома. Но для части людей приятнее и эффективнее работать в офисе: здесь другая энергетика, живое общение. Да и клиенты по-прежнему любят встречаться очно, если мы находимся с ними в одном городе. 

8. Перевели всю компанию на новую систему мотивации. Теперь у каждого сотрудника, помимо оклада и личной переменной части, завязанной на выполнение KPI, есть третья часть — процент от оборота компании. По сути, сделали каждого члена команды миноритарным акционером. Давно шли к этому. Общая геополитическая ситуация просто стала катализатором для принятия данного управленческого решения. Теперь фраза «мы все в одной лодке» имеет ещё больше самого непосредственного значения.

9. Про лиды (куда же без них)... До марта одним из каналов лидогенерации для нас была реклама в Google. Когда её отключили, мы сначала вернулись в «Яндекс.Директ», а потом решили протестировать ВК. Подтвердили для себя, что таргетированная реклама для b2b является не самым эффективным каналом лидогенерации, поэтому эксперимент поставили на паузу и снова пошли в «Я.Директ». 

В какой-то момент решили проверить гипотезу и не отключать рекламу на выходные дни. Эксперимент показал, что качество лидов в субботу-воскресенье и их конверсия хуже. Вернулись к рекламе только в рабочие дни. 

Также в нашей теме по-прежнему стабильный лидген идёт от руководителя компании через экспертный контент, его круг общения в соцсетях и сообществах. Даже в турбулентное время мы сделали ряд продаж через этот канал. Среди сфер, которые зашли к нам на продвижение: производство мебели, торговля мебелью, консалтинг, торговля одеждой, общепит, услуги для досуга и спорта.

В качестве резюме хотим поделиться выводами:

  • В какой-то момент сознание переключилось с «нужно выжить» на «хотим усилиться, развиться». Казалось бы, ничего сверхестественного в этом нет. Но для нас потребовалось время, чтобы изменить точку зрения. Это важно для энергии, планирования, целеполагания.

  • Мы поняли, что немного «разжирели» в относительно стабильный 2021 год. Пришлось финансово «подсушиться» — за счёт этого получилось увеличить такую метрику, как выработка на сотрудника. А через это появилась возможность вместо сокращения зарплат увеличить их.

  • Вывели на новый уровень общение с клиентами (с теми, кто был к этому готов). Теперь мы чаще и более доверительно беседуем с нашими клиентами. Они свободнее и охотнее делятся происходящим в их бизнесе. Вместе ищем варианты развития. 

Эта статья не про успешный успех. У нас остаются трудности в работе. Не 100% людей в команде с радостью приняли новую мотивацию, кто-то ушёл. 

Мы просто хотели поделиться с вами конкретными шагами Alente и своей точкой зрения: нужно продолжать работать, действовать в рамках своей зоны влияния, быстрее адаптироваться к новым реалиям и сохранять оптимизм, ведь с ним созидать легче. Всем удачи!

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Изменился ли ваш бизнес за последние 1,5 месяца?
33.33% Да, адаптируемся к новым условиям 2
16.67% Да, все очень тревожно, пока не знаем, что делать 1
50% Нет, как работали, так и работаем 3
Проголосовали 6 пользователей. Воздержался 1 пользователь.
Источник: https://habr.com/ru/post/660417/


Интересные статьи

Интересные статьи

В этой статье мы рассмотрим, что такое классификатор, поговорим о мультиклассовой классификации с помощью нейронных сетей. Затем, ознакомившись с контекстом перейдем к основному топик...
После подачи более чем трех сотен заявок на работу на совершенно разные позиции в разные компании в разных странах, я начал замечать явную закономерность в том, как описание вакан...
При работе с UITableView хотелось избежать написания шаблонного кода, который еще больше усложняется, если нужно обновлять состояние таблицы анимировано. Apple представила свое реше...
Статья описывает как мы использовали инфраструктуру безопасности для перевода всей нашей команды менеджеров и разработчиков на удаленную работу в период карантинных мероприятий и самоизоляции. ...
Есть статьи о недостатках Битрикса, которые написаны программистами. Недостатки, описанные в них рядовому пользователю безразличны, ведь он не собирается ничего программировать.