Привет, меня зовут Влад, я фронтенд-разработчик в ManyChat. В этой статье я расскажу, как мы писали сервис для проведения обучающих кампаний в продукте, и почему важна хорошая проработка задачи на раннем этапе.
ManyChat — это платформа для автоматизации маркетинга в Instagram, WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger, которая помогает бизнесам строить осмысленную и эффективную коммуникацию с клиентами. С помощью ManyChat бизнесы масштабируют лидогенерацию, повышают вовлеченность, запускают маркетинговые кампании и обеспечивают непрерывную поддержку пользователей.
Основной функционал ManyChat – это конструктор чат-ботов, который позволяет пользователю создавать различные сценарии взаимодействия с помощью визуального программирования. Вот как это выглядит:
Не так давно мы добавили возможность автоматизации в Instagram и ожидали большого наплыва пользователей. Мы знали, что у нас не самый простой продукт, а тут еще добавляется новый канал коммуникации. Чтобы помочь пользователю не только познакомиться с продуктом, но и ощутить его ценность, мы сделали следующее:
Упростили интерфейс, чтобы новые пользователи не пугались функционала, который им не нужен на старте.
Подготовили обучающие кампании, которые проведут их за руку и познакомят с платформой.
Обучающая кампания — сценарий, который воспроизводится в несколько шагов, на каждом шаге доступна полезная информация и призыв к действию. Такими действиями могут быть клик или ввод текста. Информация доносится через тултипы или модальные окна. Фокус пользователя удерживается с помощью изолированной и подсвеченной области.
Мы сформировали следующие требования к сервису:
Ведет пользователя по сценарию. Следит, чтобы последовательность шагов не нарушалась;
Умеет подсвечивать и изолировать определенные области интерфейса:
Работает с DOM;
Работает с Canvas. Наш основной инструмент использует его.
Обрабатывает ввод текста, клики по области, двойные клики, ввод в определенной последовательности. Позволяет легко добавлять новые механики;
Приводит приложение в определенное состояние перед тем, как пользователь совершит действие. Например, создает необходимые сущности, открывает модальные окна или скрывает отвлекающую информацию;
Его легко поддерживать и расширять.
После того как мы поняли требования, сразу возник вопрос: нет ли готовых решений? Мы не нашли решение, которое бы удовлетворяло всем нашим условиям.
Вот пример ограничений у большинства решений:
Ограничения по механикам:
Не расширяемые. То есть нельзя добавить необходимые действия - двойной клик, ввод с ограничением на количество символов, свободный ввод и все что мы придумаем в будущем;
Не поддерживают сложные механики, когда один шаг влияет на другой. Например, ввод в первом инпуте определяет, ввод во втором инпуте.
Ограничение по жизненному циклу шагов:
Нельзя добавить кастомные события, например, если пользователь не взаимодействует с шагом или запутался в механике.
Ограничение для изолированной области:
Нельзя «подружить» с нашим инструментом, который использует Canvas. Нельзя изменить механизм поиска элемента и определения координат, необходимых для изолирующей области.
Элементы донесения информации:
Нельзя добавить собственные компоненты или темизировать существующие.
Мы не хотели, чтобы решение накладывало ограничения на наши кампании и быстро поняли, что будем дольше адаптировать, чем писать свою реализацию.
Первое с чего мы начали — нарисовали схему взаимодействия сущностей:
После того, как взаимодействие сущностей было продумано, мы написали код сервиса. Давайте посмотрим, как это работает на практике. Например, команде нужно обучить пользователя настраивать триггер для автоматизации. В таком случае кампания будет состоять из двух шагов:
Шаг 1. Клик по элементу (Add Trigger)
Шаг 2. Клик по самому триггеру (Instagram Keyword)
Результат: у пользователя есть триггер (ключевое слово), который запускает автоматизацию.
Теперь перейдем к тому, что нужно добавить в код, чтобы запустить эту обучающую кампанию.
1. Создаем Onboarding config:
const OUR_FIRST_ONBOARDING = {
id: "НАШ_ПЕРВЫЙ_ОНБОРДИНГ",
steps: [
{
id: "ID_ПЕРВОГО_ШАГА",
type: StepTypes.CLICK,
views: {
pointer: {
type: PointerType.CANVAS,
// Элемент на который хотим получить клик
elementId: 'ADD_TRIGGER_ELEMENT_ID',
},
progress: {
current: 1,
total: 2,
},
},
},
{
id: "ID_ВТОРОГО_ШАГА",
type: StepTypes.CLICK,
views: {
pointer: {
type: PointerType.DOM,
// Элемент на который хотим получить клик
elementId: 'INSTAGRAM_KEYWORD_ELEMENT_ID',
},
progress: {
current: 2,
total: 2,
},
},
}
]
}
2. Регистрируем его:
onboardingService.create(OUR_FIRST_ONBOARDING)
3. Запускаем Onboarding:
onboardingService.run("НАШ_ПЕРВЫЙ_ОНБОРДИНГ")
4. Отправляем событие:
onboardingService.emitEvent({
type: EventTypes.CLICK,
eventId: "ID_ПЕРВОГО_ШАГА"
})
5.