В Татарстане работа со стартапами активно ведется с момента открытия в Казани первого ИТ-парка в 2009 году. А с запуском нового ИТ-парка им. Башира Рамеева полгода назад продолжилось тестирование новых для нас форматов. В статье рассказываем о своем опыте – только о тех форматах, которые тестировал ИТ-парк, в чем различия рабочих процессов по ним, как мы с ними взаимодействуем.
Бизнес-инкубатор
Это наш первый крупный формат работы, запущенный в 2011 году в стенах первого ИТ-парка в Казани на площади более 2,5 тыс. кв.м (кстати, в ИТ-парке в Набережных Челнах Бизнес-инкубатор открылся сразу). Это универсальная Стартапам предоставляется комплекс услуг и ресурсов (от рабочих мест до бухгалтерского обслуживания), позволяющих начать работу над проектом с меньшими затратами. </p>" data-abbr="площадка ">площадка для поддержки предпринимателей в сфере ИТ.
Это было время, когда блогеры становились популярными благодаря дневничкам в ЖЖ, а Twitter* только набирал популярность, айфоны и другие смартфоны с сенсорными экранами тоже лишь начинали захватывать мир. Главной “новостью” в цифровизации государственного управления на тот момент стало то, что депутатам Госдумы раздали айпады, а главным кринжем то, что на заседаниях они рубились в Angry Birds (игр тогда действительно было меньше, а эта игра была реально популярной).
Мы раскачивали стартап тусовку не только Татарстана, но и России в целом как могли. Все технопарки, Бизнес-инкубаторы и стартап-площадки страны, по большому счету, знали друг друга, потому что их было немного, а государственных инвестиций в эту сферу почти не было.
Главным направлением, по которому мы работали в 2012-2013 гг., было формирование сообщества через митапы и привоз классных лекторов-экспертов, на которых шла аудитория. Сейчас мы смотрим старые фото и удивляемся тому, что митапы проходили почти каждую неделю и собирали по несколько сотен человек на каждый. Бизнес-инкубатор тогда был большой семьей: каждый стартапер знал, чем занимается другой и какую музыку он любит слушать. А еще тогда почти каждый мечтал выйти на международный рынок, переехать в США, заполучить там иностранного инвестора, и кататься в Кремниевую долины быдо чуть ли не главным развлечением нашей стартап-тусовки. Сегодня подобное нереализуемо – поменялась страна, рынки и все остальное.
При запуске Бизнес-инкубатора каждый проект получал 6 рабочих мест на один календарный год, и люди действительно садились большими командами, хотя шесть уже тогда, наверное, было многовато.
Мы старались постоянно образовывать наши стартапы, привозили экспертов, бизнес-тренеров, "хайповых" ребят, чтобы стартап-тусовка становилась популярнее и росла. Тогда каждый из нас верил, что создать “единорога” на рынке B2C – реальность, и надо просто немного попасть в нужную идею. Одним из первых резидентов БИ был “сервис по борьбе со спамом”, хотя по факту это был очередной сайт с купонами, где пользователь мог выбрать интересующие его категории.
За 11 лет изменился не только рынок, но и аудитория, и люди, которые приходят к нам на инкубирование. Сейчас на спикера-эксперта придет несколько сотен человек только в том случае, если у него сильный личный бренд, большая аудитория в социальных медиа и он сложен для доступа. Есть ютуб, и часто люди предпочитают послушать информацию там, вместо того, чтобы куда-то ходить ногами.
Или, например, при запуске Бизнес-инкубатора мы создали большую библиотеку деловой литературы с бумажными книгами. Сегодня книга – это классный сувенир, но получать новую информацию резиденты, кажется, предпочитают из подкастов и видеосервисов.
За 11 лет мы:
провели 101 отборов в Казани и в Набережных Челнах.
рассмотрели более 10 тысяч заявок из России и стран ближнего зарубежья.
После открытия Бизнес-инкубатора мы еженедельно проводили стартап-посиделки – на них можно было представить свой проект на самой ранней стадии на обсуждение, даже без прототипа и без оформленной идеи, и получить обратную связь от других стартаперов и экспертов.
Интерес к этому формату рос постоянно: на первый отбор было подано 11 заявок, на 100-й – 70 заявок.
За время работы Бизнес-инкубатора проектами было привлечено более 2,5 млрд рублей, из которых 400 млн привлечено в 2022 году.
Алексей Таранов
руководитель департамента развития технологического предпринимательства ИТ-парка:
В БИ попадают стартапы, которые хотят попасть на инкубирование. Это бесплатные рабочие места, команда, комьюнити. В 2017 году было много формализма, но на сегодня сложилась более бизнесовая команда. Из новшеств: мы запустили трекинг стартапов, начали искать экспертов, менторов, привлекать инвестиции. Удалось привлечь большое количество людей со стороны, которые думали, что ИТ-парк – это госуха. На самом деле это не так, и у нас огромная свобода действий.
Для стартапов по-прежнему приобретаются курсы, образовательные программы. В середине марта мы вместе с венчурной экосистемой Daily Challenge (Андрей Табуринский и Илья Степанов) запустили курс «Свой стартап». Это уникальная образовательная программа, основанная на материалах из Y Combinator и Stanford MBA, и разработанная для молодых – особенно студенческих – стартапов.
Мы пытаемся помочь резидентам советами, менторами, экспертизой. У нас очень хорошая экспертиза по мерам государственной поддержки. Мы также работаем по республиканской программе упрощенного налогообложения для ИТ-компаний «кITык».
Для резидентов БИ открыты и все мероприятия Стартап-хаба (об этом далее). Мы проводим очень много активностей – с начала года до конца марта мы провели около 50 мероприятий. Это правда очень много, постоянно движ, пусть они часто и более камерные и узконаправленные.
Стартап-хаб
Это площадка в новом ИТ-парке им. Башира Рамеева, запущенном в конце августа 2022 года. Теперь это не просто Бизнес-инкубатор, а следующий этап. В хаб попадают стартапы еще на этапе идеи или MVP*.
Если БИ работает по госпрограмме и затраты на инкубирование проектов субсидирует правительство, а компании платят символические 3 тысячи рублей в месяц за административные расходы (кстати, теперь стартапы садятся по-прежнему на год, но на три рабочих места), то Стартап-хаб рассчитан уже на компании с опытом, рабочим бизнесом, когда есть костяк команды. Это еще не настолько большие стартапы, чтобы обзаводиться собственным офисом, и на данном этапе им крайне важно, чтобы было ИТ-комьюнити, обмен идеями, опытом и экспертизой.
Алексей Таранов
руководитель департамента развития технологического предпринимательства ИТ-парка:
Если в Бизнес-инкубаторе под резидентов мы ищем компании, которые будут им помогать, то в Стартап-хабе все наоборот. Ищем корпорации, и под их запросы/проблемы ищем на рынке стартапы.
В Стартап-хабе (СХ) работа со стартапами идет по нескольким направлениям
Корпоративный. СХ выходит на корпорации, крупные компании, и рассказывает, что может предложить – провести скаутинг, отбор стартапов, дью-дилидженс (комплексную оценку объекта инвестирования специалистами), акселерационную программу. Получается, что СХ продает свои компетенции и обеспечивает частично рабочими местами.
Кластерный подход. На сегодня запущены и работают SportTech кластер, proptech и medtech.
SportTech кластер работает по 3 направлениям. Это высокие технологии, нефтехимия и композиты, и металлообработка. Сейчас резиденты спорттех кластера работают над системой электронного хронометража для забегов и лыжных гонок со встроенной аналитикой данных (LIMETIME.IO) и решением для хранения и демонстрации спортивных достижений атлетов и формированием спортивного портфолио в блокчейн (Моинаграды.РФ).
PropTech кластер – это сообщество стартап-проектов, разрабатывающих решения в области строительных технологий и технологий в сфере недвижимости. Перспективный кластер, который должен объединить информационно-технологические проекты, строительные корпорации и профильные ведомства.
Резиденты кластера активно работают над проектами, например, системой автоматизированного управления арендной недвижимостью Sharing, рециркулятором с умным функционалом, предназначенным для обеспечения инфекционной безопасности в коммерческих и государственных объектах Vair, проектом по внедрению базовых компонентов системы умного дома на этапе строительства многоквартирных жилых домов “Вайс сити”, IT-платформой для управления эксплуатацией жилых комплексов “Румер”, программно-аппаратным комплексом включающим функции домофона “Спутник” и др.
Medtech кластер – это сообщество стартапов, бизнеса и органов власти, которое нацелено на развитие медицинских технологий в Татарстане и России. Кластер охватывает направления: анализ рынка и трендов медицинских технологий, экспертная оценка проектов, поиск и акселерация стартапов и корпоративных акселерационных программ, направленных на поиск и внедрение технологий, повышение уровня сотрудничества между информационно-технологическими проектами, предпринимателями и профильными ведомствами, и др.
Алексей Таранов
руководитель департамента развития технологического предпринимательства ИТ-парка:
Мы берем внешнего эксперта, внутреннего эксперта, и развиваем выбранную индустрию.
Внешний эксперт – это человек, который давно в индустрии/знает ее. Как правило, внешний эксперт имеет хорошую репутацию, может открывать внешние двери и двигать индустрию. Для нас это экспертиза и помощь в развитии, для стартапа – точка сопряжения. Стартап понимает, что ему помогут двигаться туда, куда нужно. Для него это возможность получить инвестиции, потому что мы зовем инвесторов, это GR-подход, мероприятия и наши площадки. Плюс мы выделяем рабочие места. Так как количество мест у нас ограничено, кластерный подход помогает обеспечить воронку стартапов из других регионов – они становятся дистанционным резидентом. Мы включаем стартап в наше комьюнити, помогаем тем, что есть.
Сейчас идут обсуждения о создании кластеров по направлению агропромышленного комплекса и кибербезопасности.
«StartUp Прожарка»
Новый формат митапов, который мы начали тестировать в начале этого года. Формат можно назвать эдаким мини-акселератором. Принцип простой: стартап 5 минут питчит свой проект и получает обратную связь от коллег по цеху и гостей мероприятия – без обиняков можно узнать, что рынка нет, у тебя слабая команда и ты живешь в иллюзиях. Стартапы, которые желают презентовать свой проект, до последнего не знают, кто и в каком порядке будет выступать. Участники питча выбираются в моменте.
Это хорошая возможность получить ценную обратную связь, увидеть слабые и сильные стороны проекта, проработать бизнес-модель, узнать, как на проект смотрят со стороны.
В следующий раз планируем устроить “прожарку” совместно с акселератором Daily Challenge.
Стартап-завтраки
Формат работает более полугода – каждый четверг в открытом для всех пространстве нового ИТ-парка проходят встречи на разные темы с разными спикерами. Стартаперы и все желающие, например, могли узнать, как самостоятельно провести стратегическую сессию с командой, в чем секрет хорошего питча, о том, что такое регулярный менеджмент, о выстраивании PR-стратегии и т.д. Формат еженедельно собирает немало слушателей.
Открытый микрофон “Вечер проваленных стартапов”
Демократичный, неформальный формат. Атмосфера здесь расслабленная – плохое уже произошло, выводы сделаны, стадия принятия пройдена, и можно поделиться опытом без страха осуждения или критики.
Впервые провели в ноябре. В тот вечер выпускники Бизнес-инкубатора за все время его существования в формате стендапа рассказали о своих провалившихся проектах и объяснили, как не надо делать стартапы. Обязательно продолжим такие встречи.
Как мы оцениваем, успешен ли стартап
Основная метрика, по которой определяется, жив ли стартап – это продажи. Если их нет, проект мертв. Исключение: проект делает какую-то научную разработку, и чтобы получить лицензию, например, в медицине, уйдет несколько лет. Есть инвестиции на содержание команды, но нет продаж из-за отсутствия лицензии.
А если говорим про обычные стартапы, то если он пришел в январе, и через три месяца продажи не выросли, надо разбираться в причинах. Часто это потому, что проект мертв.
Алексей Таранов
руководитель департамента развития технологического предпринимательства ИТ-парка:
Вообще, 93-95% стартапов умирают в течение первых трех лет. Таков рынок. Выживает сильнейший. Однако, бывает, что стартап умер, закрыл юрлицо, но затем открыл новую компанию с той же командой, и стал успешным. Увы, отследить такие проекты практически невозможно.
Успешные кейсы
Самые известные выпускники Бизнес-инкубатора и Стартап-хаба: разработчик интеллектуальных систем «Автодория», производитель медицинских тренажеров, промышленных роботов и беспилотных летательных аппаратов «Эйдос», производитель умных домофонов «Спутник», производство технологий интерактивного видео MOVIKA, “Вайс сити”, разрабатывающий систему “умного дома” для застройщиков и управляющих компаний и др.
Что дальше?
Мы продолжим работать со всеми перечисленными в статье форматами. Рынок, люди и даже поколение уже сменились, а мы по-прежнему верим, что у нас получится вырастить “единорога”, пусть и в узкой нише.
* 4 марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал «Твиттер» на территории Российской Федерации.