Как мы трёхколёсный велосипед изобретали

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Не то что бы я пытался конкурировать с DIY-стратостатом, конечно. Если где-то в конкурсе есть космос или хотя бы стратосфера — они уже победили, причём заслуженно. Но, будучи прожжённым стервятником индустриальной экосистемы, последним теплокровным перед одноклеточными добытчиками ценных и не очень металлов, не поучаствовать в оргии был бы страшный грех.
Началось всё в дветыщимохнатом году, когда мы с другом, насмотревшись видео про адски дикие и упоротые велоконструкции, перевозбудили случайно свою конструкторскую фантазию. Мысль выкристаллизовалась быстро и была на первый взгляд блестящей — за всё хорошее и против всего плохого, то есть дать конструкции те степени свободы, которые ей нужны, отобрать те, которые ей вредны и распределить вес между тремя колёсами равномерно. То есть так:

Химера кинематической схемы, чертежа и рисунка
Химера кинематической схемы, чертежа и рисунка

Как нетрудно видеть, задняя половина рамы может поворачиваться относительно передней по курсу (чтобы всё это могло повернуть) и по тангажу (чтобы оно могло двигаться не только по отполированному плоскому листу), но не по крену (чтобы оно всё не грохнулось набок немедленно после сотворения). Седло делит заднюю половину в пропорции 2:1, то есть треть веса приходится на заднее колесо, а две трети — на шарнир, где их поровну делит между своими колёсами передняя половина рамы.
В качестве дополнительного преимущества предполагалось лёгкое задирание переднего колеса перед крупным препятствием и перекатывание через него с лёгкостью каноничного советского Лунохода.
Наивные, наивные умы.
Я собрал все убитые советские (и ранне-постсоветские) вилки, которые показались мне наиболее удобным материалом, прочесал поселковые помойки (определённо, надо добиться от какой-нибудь нейросетки рисунка на футболку — киборг-гриф, летящий над индустриальным пейзажем со сломанным холодильником в своих клёпано-латунных лапах), добавил заради второй степени свободы истерзанный трупик передней втулки...
После первой сварки конструкцию начало жёстко крутить. Когда её попердолило не меньше, чем морду того бедного польского пса, я добавил (в качестве карикатуры на раскосы) четыре здоровенных шурупа под шестигранник, найденные в печной золе. Вилки, скреплённые приваренными к ним некрошурупами, сразу обрели жёсткость, после чего адская "нечеловеческая многоножка" начала нормально выдерживать мой вес.
Девайс вызывал хтонический ужас как конструктивно, так и качеством исполнения — но свою задачу, как подобает любому нормальному DIY, был готов геройски решать даже ценой своей недолгой жизни. Но поскольку прихватить с собой ещё и мою жизнь я ему позволить никак не мог — нужно было сделать тормоз.
Первый вариант тормоза был достоин занесения в книгу "Творчество душевнобольных...", ибо с ним летать можно было словно тень, а глаза светятся как день. В качестве среднего колеса было установлено обычное заднее от "Камы" (в качестве двух других — естественно, передние от неё же), в первой попавшейся фанерке была прорезана дырка (это всегда получается при первой попытке сделать отверстие или выемку), она была надета этой выемкой на втулку и прикручена к звезде десятком саморезов, пропущенных "промежь зубей". К другому концу фанерки была прикручена дверная ручка, которая путём нажатия ногой проворачивала фанерку вместе со звездой и побуждала видавший на своём веку некоторое дерьмо советский барабанный тормоз к срабатыванию.
Испытания показали, что девать ноги на этой конструкции в тот момент, когда тормоз не нужен — решительно некуда. Педальный узел мы прикинули в теории (всё довольно очевидно — педали должны быть на среднем колесе а-ля юницикл, только с повышающей передачей), но на практике надо было быстро понять, что у нас получилось в плане луноходности и везделазности, поэтому времени и сил на него не было — некогда думать, прыгать надо. Ручку с фанеркой открутили, два убитых водопроводных сгона приварили к дополнительным уголкам, на уголки водрузили советский же клещевой тормоз (недоношенный ви-брейк, иногда почти работает, но в целом по уровню развития техники относится максимум к стимпанку). Получились пеги и ручной тормоз (если этим гордым словом можно назвать клещевого "дедушку" настоящих тормозов). Поехали!

Вкратце передам содержание видео: переднее колесо перед препятствием задирается не просто легко, а слишком легко. После препятствия среднее колесо радостно впиливается в заднее. В принципе, если переднюю полураму увеличить до размеров полноценной рамы, а на шарнир прицепить пропорционально увеличенную заднюю полураму — получится недурной тандем, от классической самоделки-"полторашки" отличающийся тем, что стокер давит пилоту более-менее на центр рамы, а не на одно только заднее (при этом на поворотах возникает дико злобное выбрасывающее усилие, Mamix не даст соврать — достаточно длинный велосипед даже тронуться не смог из-за этого усилия, оно просто складывает конструкцию). Но сколько раз пилот получит по голеням вылезающей в сторону на каждом повороте рамой стокера — я даже думать не хочу...
Дальше мы озаботились передвижением по более-менее адекватной дороге (ну, не всё же через брёвна прыгать). Тут всё оказалось намного лучше: оно ехало. Но только если полностью сидеть в седле (я на кочках рефлекторно привставал на пеги, а вот именно этого как раз делать-то и не надо было). По крайней мере, у опытных норкомэнов-коноводов и кроссеров-эндуристов с этим проблем не возникало (хотя, казалось бы, у кого рефлексы вбиты получше моего... но мозги позволяют держать их в узде).
Детали для педального узла я успел купить в ближайшем велоремонте (как нетрудно догадаться, тоже убитые). Предполагалось надеть втулку на вал каретки через пару промов, а вал каретки закрепить другой парой промов на многострадальных средних дропаутах через какие-нибудь чашки. Это позволило бы парой цепей через паразитный вал сделать нормальную повышающую передачу, а то и переклюк впилить. Но... чтобы крутить педали, на них надо давить (в контактах я на этом не поеду ни за какие огрызки, мне потом "Илизаров" в три раза дороже обойдётся). Соответственно, вес опять приходится на среднее, как в случае с рефлексами и пегами.
На этом наш испытательный стенд завершил свой жизненный цикл — всё, что мы могли быстро и ненапряжно из него выдоить, мы выжали. Педальный узел типа "педали соосно с задним колесом" так и остался в виде кучи некровтулок и некровалов. Если смелый человек, имеющий три 20" электроколеса, решит на этом покататься — с радостью отдам ему раму просто в обмен на честное хабровское слово написать об этом статью (но предупреждаю, после испытаний она снова нуждается в кувалдометрии). Может, имело бы смысл управлять ими при помощи трёх курков, чтобы где-то как-то попробовать поиграть вектором тяги и проехать по более достойной луноходов местности, ну или хотя бы реализовать в глубокой грязи формулу "все три — ведущие", но в текущем варианте вместо лунохода получился луносдох.

Засим прощаюсь, на очереди — подвеска, возвращающая энергию прожатой пружины обратно на вращение колеса (увы, к конкурсу уже не успеваю) и мышка, в качестве колёсика скролла имеющая аж целый велотренажёр (крути педали, или проиграешь).

Источник: https://habr.com/ru/articles/751202/


Интересные статьи

Интересные статьи

Писать игровой AI очень интересно и увлекательно - не раз убеждался в этом на личном опыте. Недавно, случайно наткнувшись на код своего старого проекта шахматной программ...
Нет, велосипед у меня конечно же был, да и сейчас никуда не делся, тот самый, что ни на есть ретро — отечественный ровесник корпорации Apple и одноименного ПК. Неубиваемая классика котора...
Разработка интеллектуального продукта — это знания коллектива, умноженные на время. Про тайм-менеджмент сказано уже довольно много. Но управление знаниями не менее важно,...
Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко… А вы замечали, что грязная машина хуже едет, а компьютер хуже работает? Если вы думаете, что вам кажется и это просто ваше эмоциональное восприят...
Довольно часто приходится встречать рекомендацию "не изобретать велоcипед". Иногда с ярко выраженным пренебрежением и самоутверждением, иногда, якобы, как дельный совет. Однако, пусть и призванна...