Как мы участвовали в соревнованиях автономных дронов Aerobot 2020 от русской DARPA

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Немного соревнований автономных дронов, рассчитанных на взрослых разработчиков и организации, проводятся в России. В статье расскажу о нашем участии в Аэробот-2020. Мы и без соревнований работаем с актуальными технологиями локализации дрона в помещении, планирования движения и картографии (exploration), детекции объектов (perception) и оптимального управления движением. В условиях соревнования были задачи как раз из этой области.

Наша команда состояла из сотрудников Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис и студентов университета.

Под катом много увлекательных полетов и падений дронов.

С одной стороны, мы хотим забыть об этом как о страшном сне, а с другой, это интересный опыт.  Так что, чтобы оставить эти воспоминания в 2020 году, эта статья достается из черновиков.

Соревновательная робототехника

Если спортивное программирование и индустриальная разработка уже во многих случаях весьма далеки друг от друга, то в робототехнике зачастую крупные соревнования становятся драйверами развития целых направлений. Пожалуй, самый яркий пример —  DARPA Grand Challenge, которые предопределили бурное развитие автономных автомобилей. Основатель DJI начинал свою работу по БПЛА с соревнований  ABU Robocon в составе команды гонконгского университета HKUST. 

Среди современных крупных конкурсов в области воздушной робототехники я выделю:

  • The DARPA Subterranean (SubT) Challenge (хотя там и наземные роботы), где роботы должны строить карту, двигаясь автономно в шахте;

  • AlphaPilot — Lockheed Martin AI Drone Racing Innovation Challenge. Участники создают искусственный интеллект, способный опередить человека-пилота в гонках FPV дронов;

  • Mohamed Bin Zayed International Robotics Challenge (MBZIRC). Здесь тоже воздушные и наземные роботы и их взаимодействие; кстати, объявлено начало приема заявок на 2023-й год; 

  • Соревнования проводятся также в рамках конференций IROS, ICRA, NeurIPS (Game of Drones) и других.

А что в России?

В России робототехника вообще становится популярна, есть кружки, курсы и много STEM-education-движухи. Соревнования дронов в основном проводятся среди школьников и студентов. Мы их и сами проводим. Конкурсов, ориентированных на организации и более сложные задачи, немного (хотя порой и современные школьники делают удивительные вещи). Когда-то компания КРОК проводила интересный конкурс, с тех пор мало подобного было. Пример недавнего конкурса для производителей БПЛА — конкурс от ПАО «Газпром нефть» и AeroNet по перевозке груза, имитирующего пробы нефти. Однако, там задачи больше по аппаратной составляющей БПЛА, чем по планированию движения и обработке сенсорных данных. Можно упомянуть еще Copter Hack, но это конкурс проектов, а не соревнования в которых команды соревнуются в выполнении одних и тех же заданий.

Аэробот-2020

Соревнования Aerobot проводятся в России второй год и как раз ориентированы на развитие решений «в области разработки, создания и эксплуатации перспективных робототехнических комплексов (систем) гражданского, военного, специального и двойного назначения воздушного базирования» (sic!). Как видите, даже название пропитано духом двойного назначения, что не случайно: соревнования проходят при поддержке ФПИ, призванного быть российским аналогом DARPA. При этом задания вполне интересные, даже если вы пацифист или опасаетесь военной бюрократии, как я.

Заданий в этом году было 3:

  1. Инспекция помещения и поиск объектов в нем с указанием их координат (жизненный аналог —  поисковые операции в разрушенном здании, например);

  2. Движение по QR-код (получается этакий дрон для складской инвентаризации, вот похожий проект от коллег из Сколково);

  3. Гонки дронов —  максимально быстро пролететь между воротами и обойти препятствия между ними.

Эти соревнования проводились во второй раз. В этот раз организатором выступила наша с @GigaFlopsis (и еще нескольких теперешних иннополисян) alma mater —  НИИ робототехники и процессов управления Южного федерального университета (НИИ РиПУ), г. Таганрог.

Команды-участники

Соревнования проводились в два этапа. Для первого, отборочного, был сделан симулятор на базе Gazebo с клёвыми обоями (я просил добавить ковры на стены, но это, видимо, оставили для следующих версий). Второй этап проходил на специальном полигоне.

Из-за коронавируса в этом году команд было меньше, чем в прошлом, но уровень был выше: у всех дроны летали и все делали попытки выполнения заданий. Еще порадовало, что команды были гибридные — представители академических институтов и индустрии. Список и краткая инфа о командах:

  • RaccoonLab, Университет Иннополис — это мы;

  • ФИЦ ИУ РАН (Москва), в составе разработчики из Fast Sense Studio. Они делают бортовые компьютеры для мобильных роботов и дроны для складской инспекции;

  • ИПУ РАН (Москва) использовали дрон стартапа Airspector по промышленной инспекции при помощи БПЛА;

  • С305, ДВФУ (Владивосток), Центр проектной деятельности студентов;

  • QuadroZ, НИИ РиПУ (Таганрог), команда организатора соревнований;

  • Альтаир, студенты ЮФУ (Таганрог);

  • Команда ВИТ Эра (Анапа).

Состав нашей команды

  • Дмитрий Девитт — главный заводила, знает вкус победы предыдущих соревнований Аэробот-2019. Видели Noize MC, обвешанного гитарой и укулеле с сэмплером и клавишами? Вот примерно так работает Дима при тестах: в одной руке ноутбук, в другой пульт ручного управления для подстраховки;

  • Дмитрий Пономарев — программист, реализовал фьюзинг нескольких реалсенсов для локализации, генерировал миры в Gazebo; 

  • Илья Севостьянов — студент Университета Иннополис, работал над детекцией полосы и посадочной площадки;

  • Юрий Сухоруков — студент, много занимался сборкой кошерного дрона, 3D-печатью, сделал ворота и параллельно порадовал сайд-проектом по детекции масок с дрона;

  • Роман Федоренко — я, каким-то волшебным образом собрал эту мега-команду и наблюдаю за успехом (спокойствие все же только видимое).

Следующие сотрудники большой команды нашей лаборатории не были в официальном составе соревнований (по регламенту не больше 5 человек с российским гражданством), однако их наработки были очень полезны:

  • Виктор Массагуе — алгоритм инспекции;

  • Гисара Пратхап — сегментация на облаке точек, создание миров в Gazebo;

  • Никита Ермоленко — алгоритмы CV для детекции ворот.

Отборочный этап

Хотя, как я уже говорил, отборочный этап проходил в режиме симуляции, он был очный. Организаторы предоставили каждой команде мощный компьютер, на котором мы запускали как симулятор, так и код выполнения заданий. Зачетные попытки демонстрировались на большом экране. Перед зачетными попытками организаторы загружали новые сцены, слегка отличающиеся от предоставленных для тренировки. 

Все три задания от третьего к первому на симуляторе (этап 1) в таймлапсе:

На отборочном этапе наша команда заняла первое место с заметным отрывом, но расслабляться было рано.

Разбор решений

Approach

Общий подход у нас и у других команд состоял в классической структуре системы управления с разделением на функциональные блоки локализации и картографии, управления, планирования движения, восприятия окружающей среды, планирования миссии. End-2-end и подобное никто не делал, хотя элементы такого подхода в третьем задании напрашиваются.

Железо

Все летали на опенсорс автопилоте PX4 (слава ему).

По бортовым компьютерам: Nvidia Jetson (Nano/NX/Xavier) или Raspberry Pi или свой компьютер у FastSense.

Из сенсоров для восприятия мира, как правило, есть камеры глубины Realsense D435, многие летают также с использованием RPLIDAR плюс обычные камеры (вебки) для детекции объектов.

Локализация

Здесь две доминирующие идеи: 2D SLAM на Google Cartographer (мы использовали только на этапе симуляциий) c RPLIDAR и tracking камеры Realsense T265.

Последние при хорошей удаче закрывают вопрос локализации полностью причем на аппаратном уровне. Однако, как и вся визуальная одометрия, могут «плыть» (особенно в условиях вибраций на дроне). Мы пробовали делать комплексирование двух камер одновременно — одна вниз, другая вперед или вверх, например, но это тоже не всегда работает, так как сами камеры могут давать неверную ковариацию.

Комплексирование данных локализации
Комплексирование данных локализации

Картография

Первые две задачи соревнований включают в себя по сути задачу инспекции, то есть автоматическое обследование дроном заданной территории для быстрого поиска объекта. В первом задании нужно находить кубы с логотипом и возвращать их координаты, во втором — QR-коды и выбирать дальнейшие действия по данным в них. 

Мы использовали свою наработку в этой области, основанную на модифицированном алгоритме NBV (next-best-view), а также библиотеке voxblox для представления карты. 

Алгоритм строит 3d карту (цветной mesh) в реальном времени на борту дрона, зная только предполагаемые размеры области инспекции. При планировании также выполняется обход препятствий, пролет в окно для инспекции следующего помещения также планирует этот алгоритм.

Как это выглядит в реальных тестах:

Почитать подробнее можно, например, здесь.

Траекторное управление и обход препятствий 

Пожалуй это одна из самых интересных и важных частей проекта. Нам нужно было обеспечивать максимально безопасную, но в тоже время быструю траекторию движения дрона, избегая заранее неизвестные препятствия. К тому же необходимость планирования в трехмерном пространстве добавляет вычислительную сложность.

Изначально планировщик знает положение дрона, целевую точку (или несколько), а также карту в виде облака точек. Помимо этого мы настраиваем максимальные скорости и ускорения дрона.

На основе облака точек формируется новая карта с дополнительными границами вокруг препятствий (т.н. inflation). По этой карте находится оптимальный маршрут, используя несколько алгоритмов (для быстрого поиска — сильно модифицированный elastic band planner, в сложных случаях дополнительно используется A*).

На выходе мы получаем набор координат, через которые нужно построить траекторию дрона. Для генерации физичной траектории используются сплайны. Существует много хороших открытых решений от крутых лабораторий, например mav_trajectory_generation от Autonomous Systems Lab (ETH, Цюрих), B-traj от HKUST Aerial Robotics Group (Гонконг) и множество реализаций minimum snap и jerk генераторов траекторий (btw, jerk и snap это названия соответственно третьей и четвертой производных перемещения по времени, по-русски толчок и рывок). Мы интегрировали решение от HKUST Aerial Robotics Group. Результатом работы данного модуля является гладкое движение дрона с отклонением от препятствий. 

Один из примеров полёта у нас в подвале:

Еще один пример работы планировщика уже в симуляторе Gazebo:

Восприятие 

В задачи восприятия, которых мы касаемся здесь, входят детекция (и локализация)

  • кубиков с логотипом (задача 1);

  • посадочной площадки (все задания);

  • QR-кодов (задание 2);

  • препятствий и ворот (задание 3).

Для детекцией кубиков хватило базовых методов OpenCV: SIFT + Homography + PnP. Т.к. мы знали паттерн на сторонах куба, достаточно было определить точное положение этого паттерна относительно камеры, а дальше можно получить позицию относительно любой системы координат. Для этого был написан простой пакет под ROS на python. 

Для QR кодов помимо координат необходимо было произвести расшифровку кода. На python с этим отлично справляется библиотека zbar. 

Посадка по маркеру
Посадка по маркеру
QR-коды
QR-коды

Забавно было с детекцией ворот и препятствий. На этапе симулятора мы заюзали кластеризацию облаков точек на базе https://github.com/PRBonn/depth_clustering. Ворота сегментировались как один кластер и мы задавали траекторию полета через его центр. Если вместо ворот были препятствия, их облетал алгоритм траекторного управления с обходом препятствий (см. выше).

На этапе полигона мы, конечно, от этого ушли :)

Ad hoc vs унифицированные подходы

Общефилософское отступление в целом о соревнованиях. С одной стороны, соревнования направлены на стимулирование развитие технологий для практического применения. С другой, искусственность соревнований обуславливает то, что более простые решения, работающие для конкретных условий, выигрывают в сравнении с более общими подходами, которые к тому же требуют более длительной разработки. Вообще, это называется «костыли», но, говорят, есть более научный термин: Ad hoc.

В нашем случае, у нас были в заготовке еще до соревнований некоторые универсальные средства: планировщики, сегментация облаков, конструкция дрона, программная инфраструктура. С другой стороны, воля к победе требует в процессе отладке во время соревнований применять и некоторые «оптимизации» и упрощения.

Хорошим примером здесь будет наш планировщик для первого задания. Можно делать универсальный алгоритм с NBV, оптимизацией движения с целью максимального захвата камерой неисследованного объема, а можно, зная размеры комнат и что они имеют простую форму, задать несколько рандомных точек в каждой. Также можно задавать направление движения, зная что карта устроена для движения по или против часовой стрелки. Еще забавный момент — если предположить, что организаторы расставили объекты поиска в точки с целыми координатами (или с координатами кратными 0.5), что свойственно человеку, можно довести точность их определения дроном до абсолютной простым округлением :)

Отступление 2

Читайте регламент заранее и рассчитывайте на худший сценарий. Если заметили неточность, предлагайте уточнение.   

Отступление 3

Все кто делают дронов, рассчитывайте на тройное резервирование, бюджеты умножьте на 3 и не соглашайтесь на меньшее :) Дроны падают.

Обещанное видео падений:

И еще. Делайте бэкапы. У нас, например, накрылась флешка со всей системой на бортовом компьютере и это стоило нам дня соревнований и ночи восстановления. 

Как вам такое перед зачётной попыткой?
Как вам такое перед зачётной попыткой?

Полигон и летающая звезда Давида

Технополис Эра

Облако тегов
Облако тегов

Эра — это военный Технополис. Круто, что он у моря. «Расположение Технополиса на морском побережье создает комфортные условия для работы и жизни.» — сказано на сайте Технополиса :)

И да, у них свой пирс с вертолётной площадкой.

Источник: era-tehnopolis.ru
Источник: era-tehnopolis.ru

Особенностью работы в военном Технополисе является отсутствие Интернета, в том числе мобильного из-за экранирования. Поступали так:

А это мобильная базовая станция

Полигон

Полигон в его вариантах для разных заданий выглядел так:

Неофициальный партнер соревнований — Леруа Мерлен :)
Неофициальный партнер соревнований — Леруа Мерлен :)

Железо

Дроны других участников

Дрон команды QuadroZ (НИИ РиПУ, Таганрог)
Дрон команды QuadroZ (НИИ РиПУ, Таганрог)
Дрон ИПУ РАН (Москва) от Airspector
Дрон ИПУ РАН (Москва) от Airspector
БПЛА ВИТ Эра (Геоскан Пионер)
БПЛА ВИТ Эра (Геоскан Пионер)
Дрон и команда ИЦ ИУ РАН и Fast Sense Studio (Москва) с нашим шпионом
Дрон и команда ИЦ ИУ РАН и Fast Sense Studio (Москва) с нашим шпионом

Технология тряпочки

Надеюсь, ребята из Fast Sense Studio не поругают меня за разглашение ноу-хао с тряпочкой, т.к. это яркий пример того, с чем приходится сталкиваться при работе с реальным железом, особенно если сравнивать с симулятором.

Итак, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: для чего нужна тряпочка на взлетно-посадочной площадке?

Загадка
Загадка
Ответ в спойлере

Всё просто — на тряпочке много «фич» по сравнению с гладким полом, и визуальной одометрии есть за что «зацепиться» в момент взлёта, когда камера только поверхность под дроном и видит.

Наш дрон

Про звезду Давида мы не специально (кажется). Просто такая форма получилась достаточно жесткой.

Вообще, конструкция сделана модульная, с расчетом на ремонтопригодность, изготовление на базе стандартных карбоновых трубой и 3D-печатных деталей.

Готовим запчасти (3D-печать)
Готовим запчасти (3D-печать)

Последних мы взяли с собой мешочек про запас. Питстоп по замене сломанного крепления двигателя — не более 60 секунд:

Пит-стоп
Пит-стоп

Полёты

Репортаж о соревнованиях и дронах, у которых есть имена (источник):

Победила дружба

По результатам соревнований судейской коллегией было принято решение не выявлять победителей, т.к. ни одной командой не были пройдены задания второго тура целиком. По итогу: 1) потрачено много запчастей и нервов, 2) было весело, собрались интересные ребята, 3) победила дружба. Следующие соревнование организаторы планируют проводить с теми же заданиями. А мы занимаемся прикладной разработкой и поглядываем на MBZIRC. Привет участникам и организаторам!

Источник: https://habr.com/ru/post/534730/


Интересные статьи

Интересные статьи

RESTinio — это относительно небольшая C++14 библиотека для внедрения HTTP/WebSocket сервера в C++ приложения. Мы старались сделать RESTinio простой в использовании, с высокой степенью к...
Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него. Читать дальше →
Подборка новых статей по фреймворку Laravel. Посмотрим лекции с первого всемирного Laravel-митапа. Постримим твиты. Разберем полезные плагины для PHPStorm. И продолжим вникать в Пайпл...
Приветствую! Время очередного выпуска новостей Yii. Как у Yii 2, так и у Yii 3 всё хорошо :) На самом деле, в этом году перед этим выпуском было ещё четыре, как следует из порядково...
Существует традиция, долго и дорого разрабатывать интернет-магазин. :-) Лакировать все детали, придумывать, внедрять и полировать «фишечки» и делать это все до открытия магазина.