Как мы запускали подкаст и что из этого вышло

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр! Мы — команда Advanced Analytics компании GlowByte — подводим итоги года и хотим рассказать об одном значимом для нас событии — запуске подкаста «Дайте данных»! 

Мы запускали его практически своими силами. Набили немного шишек. Узнали больше о тайм-менеджменте, редактуре и продвижении. И поняли, что «просто побеседовать» не совсем и просто. Особенно, когда включен микрофон. И если ты, дорогой читатель, подумываешь о запуске своего подкаста или тебе любопытно взглянуть на изнанку подкастерских будней, то наш опыт будет полезен. Итак…

Что нужно для запуска подкаста

Прежде чем рассказывать о деталях продакшена и подводных камнях творческого процесса, поговорим о том, зачем вообще ввязываться в эту авантюру и что нужно для запуска подкаста.

Деньги

Если рассматривать подкаст как еще один канал маркетинга, то стоит тысячу раз подумать, нужен ли он тебе. Если хочешь максимально эффективно инвестировать деньги в рекламу своего продукта или услуги, то это вряд ли самое простое и эффективное решение с точки зрения отдачи на вложенный рубль. Если учитывать не только прямые (студия, редактор, звукорежиссер), но и дополнительные затраты (стоимость часа работы сотрудников Advanced Analytics, принимавших участие в запуске), то становится очевидно, что подкаст — довольно дорогое мероприятие. Мы, запуская этот проект, не ставили себе финансовых целей.

Идея и экспертиза

Для подкаста нужна идея. В нашем случае это желание поделиться своим подходом к работе с данными, будь то аналитика данных, построение моделей или внедрение решений (ModelOps, MLOps, Feature Store). В качестве гостей мы приглашаем как своих сотрудников, так и тех, кем искренне восхищаемся. К тому же подкаст — не первый и не единственный наш канал коммуникации. Наряду с нашим блогом на Хабре, который ты сейчас читаешь, мы делаем телеграм-канал NoML Community, а недавно начали проводить семинары онлайн и очно. (Кстати, приглашаем, заходи!)

GlowByte помогает другим компаниям придумывать и реализовывать решения по хранению, обработке данных, имплементации моделей и аналитике. Практика Advanced Analytics GlowByte специализируется на машинном обучении, применении продвинутых математических методов анализа данных и вообще last mile в цепочке обработки данных для решения бизнес задач.

А опыт в издательском деле нужен? 

Нужен ли опыт в подкастерском или издательском деле для успешного запуска подкаста? Однозначного ответа на этот вопрос у нас нет. Но здесь важно понимать, что запустить подкаст компании сложнее, чем создать частный pet project. Есть свои нюансы и подводные камни, и нужно знать, как их обойти. Так что опыт в создании информационного продукта не помешает. Если экспертизы внутри компании в этой сфере недостаточно, есть опасность, что вы утонете в эмоциональном обсуждении на уровне «мне не нравится» против «мне нравится». Лучше делегировать задачу подкастерской студии с опытными редакторами, которые съели на этом собаку.

Как это было у нас

После этого недолгого философствования перейдем к реальности. Если ты, читатель, сталкивался с продуктом, то, скорее всего, знаком с истиной, что, запуская продукт — даже небольшой подкаст, — нужно пройти следующие этапы:  

  • сделать анализ конкурентов;

  • составить бизнес-план (желательно по SMART);

  • придумать формат и название; 

  • разработать дизайн обложки (может быть, даже бренд!);

  • подобрать музыку;

  • подготовить контент-план.

Справедливости ради скажем, что мы всего этого не делали. Просто в узком кругу обсудили идею подкаста, выбрали ведущего, составили список потенциальных гостей, изучив свои телефонные книжки, и начали записывать.

Почему у нас такой подход сработал? Тому есть несколько причин. Они и помогли нам довольно успешно завершить первый сезон.

Во-первых, мы понимали, для кого делаем продукт — преимущественно это люди, которые уже работают в индустрии. Это помогло определиться с выбором гостей и тем. Дало нам возможность не беспокоиться о том, будут ли понятны термины и другие технические подробности нашей аудитории.

Откуда у нас было понимание запроса? Как уже сказали выше, мы — консалтинг, а значит, у нас обширный опыт общения и работы над проектами в банках, ритейле, телекоме и компаниях других секторов, у которых есть данные. Мы много обсуждаем методы, будь то для аналитики или моделирования, придумываем и тестируем новые или ранее мало использовавшиеся подходы. Мы видим, что потребность обсуждения и рефлексии вокруг данных в профессиональном сообществе растет. Коллегам уже недостаточно просто читать публикации на профильных ресурсах вроде Хабра, Medium или Arxive, им нужна дискуссия. 

Многие компании создают свои телеграм-чаты, чтобы рассказывать о своей работе и общаться с коллегами. Подкаст — часть этого тренда. Аудио-контент интересен тем, что он чуть более эмоционален, чуть более персонализирован, чем письменный текст, и позволяет увидеть отдельного специалиста или команду, которые стоят за порой комплексными и сложными решениями. Но при этом он чуть проще в продакшене, чем видео. (Все эти тренды каждый из нас видит day-to-day в работе, и о них мы не спорили.) 

Во-вторых, тот факт, что мы консалтинг, значительно облегчил нам задачу составления контент-плана: у нас есть экспертиза практически во всем, что связано с обработкой данных. Хотя тот факт, что наш ведущий Александр Бородин руководит направлениями аналитики и моделирования в финансах и рисках, не может не отражаться на выборе тем. К финансам мы неравнодушны!

В-третьих, в команде, которая занимается подкастом, есть человек, знакомый с издательской деятельностью. Именно она следит за процессами, активно повторяя «Сроки-сроки!» и «Горит-горит!».

И немного о сложностях, с которыми мы столкнулись

Оказалось, что продвижение подкаста крупной компании — дело более сложное, чем мы предполагали. Например, нам нужно согласовывать бюджет сразу с несколькими людьми. Или продвигать свой продукт в довольно маленьких сообществах. 

Другая сложность — отсутствие журналистских навыков. Даже к казалось бы простому разговору нужно готовиться: продумывать вопросы, структуру и ход беседы, согласовывать тему с гостем. К тому же каждый выпуск мы предварительно обсуждаем внутри, делаем небольшой ресерч по теме и готовим возможные вопросы. Во время записи подкаста отдельный человек следит за ходом беседы: точно ли мы затронули все вопросы, которые обсуждали ранее, нет ли логических провалов в ходе беседы. 

(Да, мы не можем сказать, что у нас все идеально, но за первый сезон мы точно прокачали свои навыки в нелегком деле ведения беседы под запись.)  

Еще одна сложность — тайминг! Подкаст требует значительно больше усилий и времени, чем кажется при первом подходе к снаряду. Мы начали записывать поздней весной, а первый выпуск выложили в начале сентября. И несмотря на то, что у нас были записанные выпуски, мы пару раз выкладывали их с задержкой в один-два дня. 

Отчасти это связано с тем, что формат нашего подкаста — беседа с коллегами. Мы — эксперты в конкретной области — приглашаем своих коллег поговорить о насущном. И нам нередко приходится согласовывать выпуск не только с самим гостем, но и с PR-службой компании, где он работает. А это съедает уйму времени, что также нужно учитывать, планируя работу. И не следует также забывать, что у всех, кто делает подкаст, это не основная работа.

Еще одна сложность: как бы много мы ни делали своими силами, нам все же приходится привлекать внешних специалистов. Мы не редактируем и не обрабатываем звук. В ходе записи первого сезона мы меняли редактора и экспериментировали с тем, где записываем. Сейчас это студия «Норм». 

 

Но все усилия были не напрасны. Мы получаем отклики от коллег и знакомых. А на техническом собеседовании на вопрос «Откуда вы узнали о нашей компании?» появился новый ответ: «Из подкаста “Дайте данных”». 

Слушайте «Дайте данных» в ApplePodcasts, Spotify, Яндекс. И возвращайтесь с фидбеком в NoML Community. Stay tuned!

Источник: https://habr.com/ru/company/glowbyte/blog/598601/


Интересные статьи

Интересные статьи

Закон о рекламе запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента или адресата на получение оной (п.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О ...
Первый выпуск мы начинаем с рассказа о том, что в целом представляет собой работа в игровой индустрии, что представляет собой рынок игр – сколько людей играет в игры и ск...
Решили вспомнить об одной из первых русскоязычных передач по теме и подготовили дайджест избранных выпусков. Понравится всем, кто любит музыку, кино и хотел бы познакомиться с миром H...
Среди советов по улучшению юзабилити интернет-магазина, которые можно встретить в инете, один из явных лидеров — совет «сообщайте посетителю стоимость доставки как можно раньше».
Сегодня мы поговорим о перспективах становления Битрикс-разработчика и об этапах этого пути. Статья не претендует на абсолютную истину, но даёт жизненные ориентиры.