Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет, Хабр! Я Юрий Ковальский, сооснователь сервиса ПроПрофи — отзовика для людей, прошедших онлайн-курсы. Среди моих профессиональных интересов — изучение критериев успешности онлайн-школ. Один из таких критериев тщательно скрывается всеми предпринимателями в edtech — это процент студентов, завершивших обучение. А ведь эта метрика, согласитесь, важнее, чем количество купивших курс. Она говорит об удовлетворенности обучением, что в долгосрочной перспективе влияет не только на бизнес-показатели конкретной школы, а на весь рынок в целом.
По исследованию “Барометра онлайн-образования” только 20% российских онлайн-школ могут похвастаться тем, что до конца их курса или программы доходят 71-100% учеников. В среднем до конца программы купленного курса доходят всего 59% студентов.
Почему ученики бросают купленные курсы
Моя экспертиза основана на изучении отзывов реальных клиентов онлайн-школ на нашей платформе, а также на общении с владельцами онлайн-школ.
Распространённые проблемы, с которыми сталкиваются студенты:
Слишком плотный график учёбы, ученики по разным причинам не укладываются в дедлайны с домашними заданиями.
Слишком сложный материал или недостаточно раскрыта тема. Не хватает поддержки куратора и экспертов в предоставлении обратной связи, от чего ученик себя чувствует брошенным.
Ожидания о профессии / курсе / темах обучения / методах преподавателей не совпали с реальностью.
А вот несколько рекомендаций от онлайн-школ, которые смогли удержать большое количество студентов:
Работайте с мотивацией на всех этапах обучения.
Как правило ученикам требуется поддержка в начале, чтобы эффект от первого и второго домашнего задания был: “Я молодец”! В середине, когда ученик уже устал от интенсивной учебы, которая требует постоянной самоорганизации. В конце, когда важно напомнить цели, которые студент ставил себе, и что они уже совсем близко. Также одним из вариантов оказания поддержки студентов является встреча с психологом на разных этапах обучения.
Нужно организовать процесс так, чтобы студенты очень быстро получали ответы на возникающие в ходе работы вопросы.
Оценивайте своих кураторов и экспертов по скорости и качеству ответов на следующие группы вопросов:
- связанные с образовательным процессом: сроками, датами, учебными планами;
- с недостатком времени или дисциплины;
- с затруднением в решении задач.
Студенты теряют мотивацию учиться, если не могут оперативно получить помощь и обратную связь.Собирайте обратную связь о том, как студенты на самом деле усвоили материал.
Среди учеников могут быть молчуны, которые не поняли материал, но надеются разобраться позже или стесняются переспросить эксперта. Ещё они могут по разному оценивать уроки: для одних тема кажется слишком лёгкой, для других слишком сложной.
Формат таких опросов может быть любой: google-формы, персональные вопросы от куратора, устные
Важно постоянно работать со студентами, поощрять отзывы и вопросы — их мнения помогут наладить работу.Принимать оперативные решения и корректировать процесс обучения по возможности.
Группы студентов бывают очень разные: кому-то хватает базовой поддержки и материалов, а есть группы, в которых требуется особый подход. Например, некоторым нужны частые устные консультации с куратором. Тут важно, с одной стороны, придерживаться рамок, чтобы это не перешло в индивидуальное обучение для каждого желающего: иначе эксперты начинают выгорать. С другой — закрыть все потребности студентов. Кому-то помогает чёткий график консультаций, кто-то нанимает дополнительно экспертов.
Резюмирую
Отвечая на вопрос в заголовке этой статьи, хочется сделать две оговорки.
Во-первых, культура онлайн-образования в России ещё только формируется. По данным исследования “Нетологии” и “Юкассы” всего 8 процентов российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет. У людей пока нет понимания, что такое онлайн-обучение, что оно всегда требует хороших навыков самоорганизации. Не случайно, в большинстве онлайн-школ такой упор на работу тьюторов и кураторов для студентов. Ученики, не готовые к серьёзным нагрузкам, будут отваливаться в процессе учёбы всегда.
Во-вторых, есть очень много студентов, которые считают, что им всё должны преподносить на блюдечке и кланяться в ноги, раз уж они заплатили деньги. Я думаю, эти люди находятся в “детской” позиции: им все должны по первому требованию помочь, объяснить, а лучше сделать всё за них. Зачастую они больше всех жалуются, что рядовые сотрудники не могут сию секунду решить их вопрос, наводят в общем чате панику, а потом пишут публичные отзывы в духе “обман”, “лохотрон”, “ужас”. С такими расставаться не жалко.
С остальными надо работать: улучшать продукт, налаживать обратную связь, помогать и мотивировать.