Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Как подготовить митап для команды или любой внешней аудитории?
Со своими студентами, занимающимися на курсе TeamLead, я часто обсуждаю митапы как инструмент сплочения, мотивации и прокачки навыков команды. Ведь члены команды, направленные на рост, всегда заинтересованы в получении новых знаний, а посмотреть на то, как работает новая технология, очень ценно. По результатам каждого из своих выступлений, будь то вебинар или конференция, я делал и делаю для себя выводы. Настала пора ими поделиться, и поэтому я решил написать гайд, который поможет в построении и запуске технических митапов в компании.
Идея технических митапов довольно проста. Вы создаёте встречи, где каждый сотрудник (или участник митапа) может научиться чему-то от спикера. Если речь идёт о внутреннем митапе, то он может помочь в построении связей между внутренними командами. Если же это митап с внешним спикером, то он принесёт новые знания и идеи.
Участники IT-сообщества любят ходить на конференции и слушать доклады о разных технологиях. Однако очень часто эти доклады оказываются довольно далеки от той реальности, в которой каждый день работают сами специалисты. Поэтому им остаётся только обсуждать услышанные идеи за чашкой кофе. Митапы внутри команды могут быть максимально приближены к тому продукту, над которым Вы сейчас работаете, не отменяя рассмотрения применения в нём крутых новых идей!
Но простое назначение встречи в календаре не решит проблему — многие могут предпочесть заняться своим делом или вовсе проигнорировать приглашение. Итак, начнём готовить наш вкусный митап. В свете удалённой работы эти советы совсем не поменяются, поэтому применять их можно прямо здесь и сейчас.
Определитесь с целью
Почему у людей не возникает вопросов с выбором конференции или конкретного доклада на ней? Потому что каждый доклад имеет отличное описание. Посмотрите на то, как описывают доклады на конференциях Онтико или DevConf. Секрет успеха здесь не только в подробном описании тезисов и рассматриваемых вопросов, но и в том, что темы докладов и их содержание рассматривает программный комитет. Как с Code Review это позволяет получить разностороннюю оценку тематики и актуальности доклада. Разумеется, не у всех есть возможность собрать большой программный комитет, но у всех есть друзья в их сфере деятельности. Поэтому попробуйте дать им на рассмотрение набор тем, разрешите задавать вопросы, просите активной критики. Лично я называю этот процесс «Подумать об друга».
В результате вы получите:
уточняющие вопросы («А про что здесь?», «А зачем это надо?») — они помогут вам чётче сформировать результат, который получат слушатели.
корректировки («Вот это сложно», «Тут бы ещё вот это добавить») — они помогут нарастить ценность доклада.
внешнее видения («А я считаю, что это вот так») — они помогут вам посмотреть на доклад со стороны.
Вашими главными артефактами, которые вы получите на этом шаге, будут:
Темы докладов
Их подробное тезисное содержание
Понимание их актуальности в целом и для команды в частности
Эта внешняя часть будет нести большую ответственность за привлечение людей на митап.
Подготовка к докладу
Будьте готовы к тому, что подготовка к выступлению займёт значительный объём времени. Но в этом пути есть довольно стандартные шаги.
1. Storytelling. Ваше выступление — это не набор фактов, а цельный рассказ, похожий на произведение вашего любимого автора. Соответственно, у каждой истории есть:
— вступление (о чём пойдёт речь) — знакомите слушателей с собой, обстоятельствами и окружением.
— перипетия (возникновение проблемы) — обозначаете грабли, на которые наступили.
— экспозиция (определение проблематики) — когда грабли понятны, стоит проанализировать их составляющие, причины и последствия наступления на них.
— завязка (как начали изучать проблему) — здесь уже непосредственно про ваш опыт.
— кульминация (как проблему решили и какие средства использовали) — а здесь про то, как вы решили проблему и какие ноу-хау выработали.
— эпилог (выводы) — короткий список фактов, которые можно вынести из вашего выступления (TL;DR)
Поэтому подумайте, о чём вы готовы рассказать в таком формате. Если это какой-то инцидент, то пообщайтесь с его участниками, чтобы максимально точно восстановить картину событий.
История должна быть увлекательной, интересной, а главное — в ней должны находить отражение своих проблем слушатели. Поэтому если Вы будете делиться личным опытом, фактами, цифрами, аналогами из смежных областей, история будет ярче, а соответственно — запоминающейся.
2. Идея. Что вы хотите донести слушателю? Какой основной посыл вы хотите создать? «Docker — это круто некруто контейнеры», «Кэш — это не всегда хорошо» и прочее. Старайтесь не тыкать этой идеей в пользователя постоянно, но пару раз можно к ней вернуться: как правило, в процессе рассказа и в выводах.
Вместе с идеей будут рождаться смежные факты, которые будут подкреплять идею и развивать её. Постарайтесь ёмко сформулировать их, чтобы чётко передать их вместе с идеей.
3. Отражение. Я уже обозначил это выше, но аудитория должна разделять с вами то, о чём вы говорите. Если это что-то совершенно новое, то постарайтесь максимально подробно описать те проблемы, которые решаются, чтобы аудитория смогла спроецировать проблемы на себя и прочувствовать их. Если это решение общеизвестной проблемы, то постарайтесь работать от аудитории, отправляя их к моментам, когда они сами испытывали трудности подобного рода.
4. С ног на голову. Шаги выступления формируются от выводов, которые вы даёте в конце. Поэтому пляшите от идеи, развивая её пусть даже задом наперёд.
Подумайте о том, какие темы и технологии вы могли бы объяснять сами себе или обсудить с коллегами.
Презентация — это графика
Не надо читать с экрана. Это ужасно.
Ваша презентация — это отражение вашей речи, иллюстрации к ней, опорные точки, но не «прочитайте сами, а я тут постою». Поэтому слайды должны делать ставку на визуальную составляющую, а не на контекст. Не стоит выкладывать огромные листинги кода в презентацию — достаточно отразить ключевое и понятное всем выражение. А ещё лучше — схему работы (хотя бы в виде блок-схемы). То же самое про огромные диаграммы — вычитать их со слайда нереально. Поэтому отражайте все «крупными мазками».
Немаловажной частью являются заголовки. Они являются ступеньками, по которым вы шагаете вверх на пути к результатам своего выступления. Чем они лучше, тем проще на них наступать. Если слайды будут разбиты слишком мелко — вы будете идти очень долго. Если же слишком крупно — вы устанете тянуться от одного шага к другому.
Если вы боитесь забыть что-то, о чём хотели бы сказать в презентации, то пишите речь к каждому слайду после того, как закончите создавать презентацию. Скорее всего, речь побудит вас к дополнительной доработке материала. Забавно то, что во время выступления к речи вы и не обратитесь — вам некогда будет выискивать момент, на котором остановились.
Показывайте в презентации работу, можно даже в виде видео. Это будет неплохим отражением работы вашего продукта.
Сцена вашего спектакля
Вы должны тщательно подобрать место и время для выступления.
Важно место, которое сможет вместить всех слушателей, будь то вебинар или помещение. Если прогадаете с местом, то не все смогут услышать вас. Или же платформа вебинаров упадёт. В общем, впечатление будет испорчено.
Не менее важно время. В будние дни все работают, а после работы хотят отдохнуть. Поэтому дневные выступления могут потерять аудиторию из-за её невозможности быть на месте, а позднее выступление не привлечёт тех, кто уже отключился от рабочего ритма. Обычно 19-20 часов по местному времени — вполне подходящее время.
Разошлите напоминания участникам за неделю до дня мероприятия. Обязательно опишите, почему ваш доклад будет интересным или актуальным. У некоторых компаний есть место для проведения встреч, таких как конференц-залы, учебные комнаты или кафе. Проведение собрания в вашей компании значительно сократит многие расходы, обычно связанные с проведением публичного собрания. Если же такой возможности нет, то попробуйте найти место по соседству. Например, многие библиотеки с радостью предоставляют свои помещения для лекций. Также можно посмотреть в сторону коворкингов.
Особенно хороша регулярность. Встречи в одно и то же время и каждый месяц облегчают людям посещение. Если что-то должно измениться, сообщите об этом заранее, когда эта информация изменится.
Для внутренних митапов старайтесь избегать периодов, когда команды выпускают программное обеспечение, конца недели, а также начала и конца месяца, поскольку люди будут меньше посещать их. Стоит также учитывать различные праздники.
Организуйте комфортные условия слушателям. Обозначьте явно, что если у них есть предложения, они хотели бы внести свой вклад или хотят выступить на будущих встречах, то у вас есть процесс для представления докладов. Это заставит их охотнее взаимодействовать с докладчиками и организатором.
Главная роль
Несомненно, большим преимуществом будет возможность участников взаимодействовать не только друг с другом, но и с гостями, которые могут принести экспертизу извне. Поэтому не всегда рассказывать должен кто-то из вашей команды. Не стесняйтесь приглашать людей — многие эксперты с радостью поделятся своим опытом. В конце концов, для них это тоже работа на личный бренд.
Более того, если у вас много команд в компании, то наряду с созданием новых отношений в сообществе, вы также можете узнать и о разработчиках внутри компании, с которыми вам не доводилось много общаться. Встреча с этими людьми откроет новые возможности.
Тем не менее, рассказывать должен человек, готовый это делать. Если вещать будет убеждённый интроверт, ничего хорошего не получится. Впрочем, об этом в пункте ниже.
Одна из самых популярных фобий для выступлений — синдром самозванца. Ощущение, что вас сейчас закидают помидорами с криками «что он несёт?!». Поверьте, если вы обкатали идею на своём «программном комитете», этого не случится. Более того, ваша проблема наверняка не уникальна, поэтому многие разделят вашу боль и поддержат! Абсолютное большинство программистов не придумывают по революционному алгоритму в день, а занимаются вполне приземлёнными вещами.
Чтобы вовлечь новичков, превратите митапы в нечто вроде вечера с открытым микрофоном, где разработчикам, которые хотели выступить, просто нужно было подготовить презентацию и сделайте это максимально простым.
В процессе рассказа
Ещё одной немаловажной вещью при докладе является манера его донесения. И тут есть две крайности
стендап — когда техническая информация на 90% разбавлена мемчиками и шутками
дедушка-лектор — когда спикер настолько нудный, что хочется уснуть или уйти
Когда потерял нить рассказа, но делаешь вид, что слушаешь
При работе с аудиторией важно не быть «говорящей головой» — то есть выступать, просто наговаривая текст в воздух. В процессе рассказа нужно поддерживать обратную связь со слушателями, видеть, как они реагируют. Если вы поймёте, что группа теряет интерес к рассказу, значит что-то идёт не так. Что здесь можно сделать:
вопросы «в зал» в процессе рассказа — когда заканчиваете смысловой блок, задавайте вопросы. Чем дальше вы от аудитории (например, вебинар), тем чаще это стоит делать. Разумеется, при выступлении на конференции вопросы стоит оставлять на конец, иначе не останется времени на рассказ.
визуальный контакт — если вы выступаете вживую, то стоит выбрать несколько человек в разных частях аудитории, которые будут активно следить за вами. Установите с ними зрительный контакт. Так вы будете собирать понимание того, насколько «заходит» то, что вы говорите, а также создадите иллюзию общения со всем залом сразу (ведь не все в зале знают, что вы смотрите на кого-то конкретно).
голосования — попросите поднять руки, написать в чат о том, кто встречался с проблемой или решал нечто подобное, либо как кто-то оценивает свой уровень знаний относительно вопроса.
не пропускайте вопросы, если есть возможность — сопричастность действию для аудитории будет одним из лучших факторов вовлечения
Следите за тем, в какой позе вы находитесь, если выступаете в живую. Не принимайте закрытых поз (скрещеные руки и т.п.), активно жестикулируйте, используйте язык рук. Если ведёте вебинар, то следите за своими интонациями и акцентами, которые расставляете на словах. Тренируйтесь в речи, чтобы избавляться от паразитов типа «эээ», «ммм», «ну», «как бы». В этом поможет один простой факт: все эти паразиты заполняют речь тогда, когда вам нужно время (обычно пара секунд), чтобы сформулировать следующую фразу. Нет ничего страшного в паузах, не бойтесь их делать. Речь от этого не только не пострадает, но и станет более цельной и вдумчивой.
После выступления
Начните с простых шагов:
Отвечайте на вопросы. В случае с внешней аудиторией их, скорее всего, будет много. Не стесняйтесь выбирать и ограничивать. Но чем больше ответов, тем выше ваш рейтинг.
Если вы работаете не со своей командой, то обязательно оставьте свои контакты, чтобы люди могли вступить с вами в контакт.
Будет здорово, если будет видеозапись выступления, чтобы вы могли не только поделиться ею, но и сделать выводы о своей работе. В любом случае, собирайте отзывы и обратную связь и прокручивайте в памяти своё выступление, чтобы осознать, какие практики надо доработать.
Просите обратную связь и идеи о будущих докладах. Если слушатели хотят что-то поменять, не бойтесь это дорабатывать. Полученные отзывы помогут вам каждый раз улучшать содержание и расширять контекст.
Итого
Не бойтесь выступать и строить митапы. Делайте из этого шоу, стройте красивые выступления. Вместе с таким развлечением ваши слушатели получат полезные для себя знания. А как их привлечь, надеюсь, вы уже поняли!
Статья подготовлена Александром Пряхиным в рамках старта нового набора на курс "Team Lead".