Как подготовиться к поведенческим интервью для продукт-менеджеров

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Поведенческие интервью (Behavioral Interview) очень популярны при трудоустройстве в США для продукт-менеджеров, продуктовых дизайнеров, аналитиков, тестеров, и даже инженеров.

Чаще всего разнообразные поведенческие вопросы задают уже после успешно пройденного скрининг звонка с рекрутером, на всех последующих этапах интервью. Их спрашивают как нанимающие менеджеры, так и члены команды на этапе интервью лупа.

В этой статье я затрону следующие важные вопросы:

  • Какая цель поведенческих вопросов?

  • Фреймворки для ответов на поведенческие вопросы

  • Как готовиться к поведенческим интервью?

  • Покажу примеры часто задаваемых поведенческих вопросов

  • Покажу примеры поведенческих интервью

  • Поделюсь секретом успеха

Поведенческие интервью — это структурированный подход к интервью, основанный на концепции, что ваше поведенние в прошлом может предсказать поведение в будущем. Интервьюеру нужно знать, приведут ли ваши действия на текущей (или прошлой) работе к хорошей работе на новой, если бы они вас наняли.


Какая цель поведенческих вопросов?

Задавая поведенческие вопросы, интервьюеры обычно пытаются узнать три вещи:

  • Во-первых, они хотят знать, как вы вели себя в реальных ситуациях, например, в условиях стресса или ограниченных ресурсов, а также какие у вас навыки, как вы ведете себя в профессиональном окружении.

  • Во-вторых, они хотят понять, какую измеримую ценность для бизнеса вы добавили в той или иной ситуации.

  • Наконец, они пытаются узнать, как вы определяете что-то вроде «давления на работе» — понятие, которое разные люди могут интерпретировать по-разному.

Они также показывают интервьюеру вас, как кандидата, с разных сторон. И конечно же, по мере ответов интервьюер будет оценивать впишетесь ли вы в команду и компанию.

Фреймворки для ответов на поведенческие вопросы

Отвечать на поведенческие вопросы без подготовки, структуры и конкретной истории — это практически всегда приведет к неудаче. Каким бы прекрасным не был кандидат.

Поэтому, появилось множество схожих фреймворков для структурированных ответов на поведенческие вопросы. Приведу несколько, для иллюстрации:

CAR — Context, Action, Result
CARE — Context, Action, Role, Effect
CARL — Context, Action, Result, Learnings
PAR — Problem, Action, Results
PARLA — Problem, Action, Result, Learned, Applied
SAR — Situation, Action, Result
STAR — Situation, Task, Action, Result
SARL — Situation, Action, Result, Learnings
SOAR — Situation, Obstacle, Action, Results
SAIL — Situation, Action, Impact, Learnings
DIGS — Dramatize the situation, Indicate the alternatives, Go through what you did, Summarize your impact

Нет никаких ограничений, вы можете выбрать то, что больше всего вам импонирует и пользоваться этим на этапах интервью.

Лично мне больше нравится фреймворк STARL:

  • Situation — вы описываете кратко ситуацию и рассказываете интервьюеру контекст — когда, где и при каких обстоятельствах произошло событие.

  • Task — вы описываете задачу, которую нужно было выполнить, чтобы разрулить ситуацию.

  • Action — какое действие вы предприняли. Не стоит утверждать, что только вы были ответственны за командную работу, но также не размывайте вашу личную ответственность из-за неправильного использования “мы” в отношении того, что конкретно вы сделали.

  • Result — какой результат получили. Когда озвучиваете результат важно обозначить детали, и использовать цифры и данные.

  • Learnings — очень важно показать чему вы научились и какие выводы сделали. Особенно, если результат оказался не таким, как вы ожидали. Тут важно продемонстрировать гибкое мышление и самоанализ в отношении своей работы, какие ошибки вы извлекли, что осознали, как поменяли свое отношение к чему-то. Это связано с тем, что опыт на ошибках ценится. Главное уметь делать выводы из таких ситуаций и, конечно же, не повторять их.

Как готовиться к поведенческим интервью?

Если не готовиться к поведенческим интервью и просто понадеяться на авось, вполне велика вероятность того, что заданный вопрос поставит в тупик, и тогда придётся на ходу что-то придумывать. И лихорадочно вспоминать про какую-то конкретную ситуацию, или в чем конкретно была проблема, где и как вы включились или какой результат получили.

А это будет сразу заметно тому, кто вас интервьюирует. Просто помните, что выбирать будут из тех, кто умеет чётко и по делу рассказать о своём опыте, и это выглядит естественно.

Чтобы значительно увеличить шансы и максимально чётко продемонстировать истории нужно готовиться в поведенческим интервью. Как это сделать?

  • Начните с того, чтобы внимательно изучить описание понравившейся вакансии. Сделайте список из ключевых навыков и квалификаций которые там обозначены. Обратите внимание на список обязанностей.

  • Вспомните истории из вашего опыта, которые релевантны этим обязанностям, особенно если вы использовали те или иные навыки. Вспомните про ваши достижения в этих историях. Почитайте о том, как ваши достижения могут повлиять на работу и рост по карьерной лестнице. Посмотрите на последний job performance review и фидбек который вы получили.

  • Поищите какие вопросы задают в этой компании. Например, поискав на https://www.glassdoor.com/ можно посмотреть, какие вопросы задают определенные компании. Ниже я также привел список часто задаваемых вопросов.

  • Выберите любой фреймворк, который вам резонирует, например, STAR, и по каждому потенциальному вопросу подготовьте историю. Запишите по каждой истории какая была ситуация, задача, действие и результат. Хорошо бы иметь истории по всем часто задаваемым вопросам в записанном и структурированном виде, хотя бы в Google Docs.

  • На поведенческом интервью кандидату важно привести конкретные примеры того, как он поступал или какие конкретные навыки использовал в том или ином случае. Важно отметить, на интервью никто не должен знать внутреннюю работу ваших предыдущих работодателей во всех деталях.

  • Проговорите вслух подготовленные истории несколько раз, либо самому себе либо с другом или коллегой. В этом случае важно получить обратную связь, если что-то смущает, или что-то не понятно, или много воды. И по итогу важно откорректировать историю и отпрепетировать каждый ответ на вопрос.

  • Когда вы просматриваете истории на бумаге или общаетесь с коллегой помните, что истории должны иметь структуру и повествование, быть предельно конкретные и содержать цифры. Время на рассказ каждой истории не должен превышать 1.5–2 минуты.

  • Если вы чувствуете смущение или неуверенность — это совершенно нормально! Нужно просто практиковаться больше, до тех пор пока не станет проще. Прохождение интервью, в том числе и поведенческого, это навык, который можно прокачать.

  • И важно еще отметить, что не нужно пытаться обьять необьятное и долго готовить ответы на бесконечный список поведенческих вопросов. Всё что нужно — это подготовить ответы на самые часто встречающиеся вопросы, чтобы на них можно было ответить уверенно.

Примеры часто задаваемых поведенческих вопросов

  • Tell me about a time you faced a conflict when working on a team. How did you handle it? — Расскажите о том, когда у вас был конфликт в команде и как вы это разруливали?

  • Tell me about a time you had to work with someone who wasn’t willing to share information with you. What did you do? — Расскажите о том, когда вы работали с кем-то кто не был готов делиться с вами информацией. Что вы сделали в этом случае?

  • Tell me about a time a team member wasn’t doing their work. What did you do? — Расскажите о том, когда кто-то из ваших коллег не делал свою работу как полагается. Как вы это разруливали?

  • Tell me about a time you had to convince a team to do something that was not part of the plan. — Расскажите о том, когда вам пришлось убеждать команду сделать что-то, что не входило в изначальный план.

  • Tell me about a time when you made a significant mistake at work and how it impacted you. — Расскажите о том, когда вы допустили серьезную ошибку в работе и как это сказалось на вас.

  • Tell me about a time you disagreed with your manager about a project or deadlines. — Расскажите о ситуации, когда вы были не согласны со своим руководителем о проекте или дэдлайне.

  • Tell me about a time you did not meet a client’s expectations. What did you do to remedy the situation? — Расскажите о том, когда вы не оправдали ожиданий клиента и как вы это исправили?

  • Tell me about a time you had to interact with a difficult client. How did you handle it? — Расскажите о ситуации, когда вам пришлось взаимодействовать с трудным клиентом и как вы это разрулили.

  • Tell me about a time a customer asked for a project or a feature that was not good for your product. What did you do? — Расскажите о ситуации, когда клиент попросил о фиче, которая не подходила в ваш продукт и как вы это разрулили.

  • Tell me about a time you went above and beyond for a customer. — Расскажите о ситуации, когда вы cделали всё возможное и невозможное для клиента.

  • Tell me about a time you influenced someone. — Расскажите о ситуации, когда вам пришлось оказывать влияние на кого-то.

  • Tell me about a time you had to explain something very complex to a client who didn’t understand the technical portion of the project. — Расскажите о ситуации, когда вам пришлось объяснять нечто сложное клиенту, который не понимал технических особенностей проекта.

  • Tell me about a time you negotiated successfully. — Расскажите о ситуации, когда вам удалось успешно договориться о чём-то.

  • Tell me about a time you failed. — Расскажите о ситуации, когда вы потерпели неудачу.

  • What do you think was the biggest contribution you made in your career so far? — Расскажите о вашем самом значимом вкладе, который вы привнесли в построении своей карьеры.

  • What is your most outstanding achievement? — Расскажите о вашем самом значимом достижении.

Если вы нацелены на трудоустройство в Amazon, там все поведенческие вопросы завязаны на 14 лидерских принципов компании Амазон. Об этом я подробнее расскажу в другой статье.

Примеры поведенческих интервью

Про важность тренировочных интервью для продукт-менеджеров и инженеров я уже писал, почитайте. А здесь я покажу несколько примеров, чтобы наглядно показать каково это.

Tell me about a time you fixed a problem outside of your team's scope.

Tell me about a time you solved a pain point for customers.

Tell me about a time you faced technical and people challenges at the same time.

Секрет успеха

Успех в поведенческом интервью зависит от подготовки, сколько времени вы этому уделите, насколько серьёзно и качественно вы подойдете к этому. Это может быть долго, это может быть трудно, но если не бросать — вы будете удивлены результатом на интервью.

Поведенческие интервью проводятся, чтобы понять, насколько вы впишетесь в культуру команды, насколько вы именно тот человек, которого они ищут. Поэтому, не пренебрегайте подготовкой — это даст возможность найти работу в компании куда вы мечтаете попасть.


Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Мой телеграм-канал — Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров, разработчиков, и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

Источник: https://habr.com/ru/post/692316/


Интересные статьи

Интересные статьи

Google хочет помочь вам добиться успеха на собеседованиях. Но его новый инструмент заставляет задуматься о том, как в наши дни проводятся интервью и в правильном ли направлении мы все идём.
«Я как-то видел, когда в команду разработки закинули задачу распилить монолит. И всё. Люди должны были работать в два раза больше – это ужасно». Когда поступает похожий запрос, важно не н...
Многие компании в определенный момент приходят к тому, что ряд процессов в бизнесе нужно автоматизировать, чтобы не потерять свое место под солнцем и своих заказчиков. Поэтому все...
Поговорим о eSIM (полное название embeddedSIM — то есть, встроенная SIM) — впаянных в гаджет (в отличие от привычных съёмных «симок») SIM-картах. Разберём, чем они лучше обычных SIM-карт и поче...
Как часто вы покупаете что-то спонтанно, поддавшись крутой рекламе, а потом эта изначально желанная вещь пылится в шкафу, кладовке или гараже до очередной генеральной уборки или переезда? Как...