Как провести демо: о подготовке, презентации и способах работы с обратной связью заказчика

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Поговорим о том, как провести демо клиенту в процессе разработки. Это очень важный момент: для клиента  — это возможность впервые пощупать (пусть пока и нашими руками) продукт, а для нас — получить фидбэк из первых рук и понять, как работать дальше.

Зачем вообще проводить демо? Есть же дизайны, детально расписанные юзер стори или ТЗ, критерии приемки. В конце концов, есть люди с зарплатой, которые проверяют, соответствует ли разработанное нами требованиям заказчика. Профит демо как процесса выражается в ценностях для заказчика и исполнителя. 

Ценность для заказчика. Демо дает возможность потрогать продукт еще на этапе разработки и скорректировать ее курс — может, понадобится пересмотреть юзер стори, пофиксить что-то, добавить или наоборот убрать. 

Ценность для разработчика. Для нас основная ценность демо прежде всего в  получении фидбэка «из первых рук», и, чего уж таить, в обретении уверенности (иногда ложной) в том, что мы на правильном пути. 

Есть множество практик проведения демо. Некоторые очень распространены. Другие используются редко. Демо — вообще весьма индивидуальный процесс для каждой команды (особенно при отсутствии зафиксированных регламентов проведения демо). 

Я расскажу о нашем опыте. Что-то в нем универсально и подойдет многим командам. Что-то — очень специфично. Просто берите на вооружение то, что кажется вам полезным, а остальное смело пропускайте. 

Итак, мы условно разделяем клиентское демо на два основных этапа — подготовка и «экшон».

Подготовка к демо 

Есть простой постулат о тяжести в учении и легкости в работе. Можно его переформулировать в тяжесть подготовки и легкость проведения демо. Серьезно, если потратить на подготовку достаточно времени, можно серьезно облегчить себе задачу на демонстрации. Вот, как к демо готовимся мы: 

Пишем сценарий или демо-документ

Прежде всего стоит задуматься о том, что именно показать клиенту на демо. Тут хорошим помощником будет заранее сформированный роадмап с дедлайнами. Опираясь на него, можно просто показать те компоненты, чье время для появления по эту сторону реальности уже наступило. 

Если роадмапа нет, можно ориентироваться на спринты или просто взять набор компонентов, который вы разработали с момента начала проекта или после предыдущего демо. 

Чтобы заранее определить ход демо, мы готовим специальный документ. Сценарий, если угодно. Его лаконичность полностью в нашей власти: можно расписать все подробнейшим образом и сделать заметки для каждого из участников процесса, или ограничиться ссылками с названием компонентов/страниц. 

Тот же документ можно расшарить с клиентом и предложить ему прописать в секциях фидбэк.

Пример демо-документа: здесь зафиксировано, кто и что будет показывать клиенту, приведены ссылки + добавлен блок для фидбека клиента
Пример демо-документа: здесь зафиксировано, кто и что будет показывать клиенту, приведены ссылки + добавлен блок для фидбека клиента

Это все нередко добавляет баллов команде-исполнителю, показывает, что ей и правда интересно мнение клиента о продемонстрированных фичах. 

Готовим среду

Следующий шаг — подготовить подходящую для демонстрации среду. Важно убедиться, что: 

  • стейджинг, на котором вы собираетесь демонстрировать материал, поднят;

  • на этот стейджинг могут зайти все участники демо;

  • весь материал, который вы собираетесь демонстрировать, задеплоен;

  • содержимое этого материала не вызывает у вас удивления.

Совет: будет классно, если фенкциональность на стейджинге проверит человек из команды, который не принимал участия в подготовке среды. Он свежим взглядом может заметить гораздо больше ;)

Что касается демонстрации на локальной среде — компьютере одного из разработчиков. На ней, безусловно, можно показывать отдельные фичи. Но помните, что при таком раскладе клиент не сможет самостоятельно покрутить демонстрируемую функциональность. Для него это превратится в ситуацию «продаете — показываем — красивое».

Котики-клиенты, которые не могут пощупать фиче-рыбов на локальной среде
Котики-клиенты, которые не могут пощупать фиче-рыбов на локальной среде

Но тем не менее, если у нас в локали лежит добротная фича, которой по каким-то причинам нет на стейджинге (неполная реализация/работа только при участии духовых инструментов/не успели залить), а откровенно нового в демо мало — мы ее покажем! В конце концов, почему бы приятно не удивить клиента? ;) 

Распределяем обязанности и роли

Кажется, нет единого «золотого» стандарта, по которому надо определять участников процесса. Есть команды, в которых демо всегда проводит один и тот же человек, и клиент пляшет от восторга. В некоторых случаях выступает вся команда, и тоже получается отличный материал. 

Мы обычно подключаем к демо всю команду проекта. По крайне мере тех, кто готов свободно и понятно рассказывать о проделанной работе и отвечать на вопросы. 

Есть несколько причин, по которым стоит привлечь к проведению демо всю команду: 

  • это снимает нагрузку с тимлида: все-таки одному человеку тяжело своими силами провести часовое демо; 

  • необходимость презентовать культивирует более ответственное отношение к результатам своего труда;

  • это повышает качество демо: лучше всего разработанный функциональность может представить именно тот, кто ее разрабатывал; 

  • это дает возможность всей команде похвастаться «детищем», который они произвели на свет.

К тому же, проведение демо — это публичное выступление. Конечно, не каждый рожден Крисом Роком, но навык публичных выступлений важен для хорошего разработчика. Регулярное участие в демо — отличный способ его прокачать. Клиент – это весьма лояльная аудитория — он понимает, что не в театре драмы. 

Проводим внутреннее демо

Это опциональный шаг, который особенно ценен обычно на ранних этапах или в новых командах, которые еще не до конца сработаны, но не будем обделять его вниманием. 

Часто даже у такого незначительно события, как свадьба, есть репетиция.  И нам тоже было бы неплохо ее провести. К тому же,  в отличие от свадьбы, репетиция демо принесет нам существенно больше профита. Ведь именно на этом этапе часто можно заметить/отловить огрехи, которые были допущены в процессе подготовки.

Пара советов для повышения продуктивности внутреннего демо:

  • Позовите на демо в качестве таргетируемой аудитории менеджеров проекта, продакт-оунеров и других людей, причастных к процессам и проверкам разрабатываемой вами функциональности. Они обязательно накидают полезного фидбека.

  • Проводите внутреннее демо за пару-тройку дней до основного, чтобы материал и ход презентации были достаточно свежими в голове, и при этом осталось время внести какие-то критичные правки на основе полученного фидбэка; 

На этом с подготовкой мы закончили. Осталось пробежаться по чек-листу, убедиться, что мы ничего не забыли, и ждать назначенного дня и часа нашего основного «экшона»!

Чек-лист готовности к демо 

  • написан сценарий проведения демо;

  • подготовлена и проверена на работоспособность среда для проведения демо;

  • каждый член команды знает, о чем он будет рассказывать и что показывать;

  • внутреннее демо проведено;

  • ошибки, выявленные на внутреннем демо, устранены.

Проведение демо

Итак, мы всё подготовили, сверились с приведенным выше чек-листом и назначили встречу с клиентом. Открыт демо-документ и вкладки с нужными страницами, команда в сборе и знает, что делать. Чтобы все прошло гладко, вот еще несколько моментов, о которых стоит помнить уже непосредственно на самом демо. 

Управление ожиданиями

Здорово, когда команда понимает, чего ждет клиент от каждого конкретного демо. Великолепно если команда еще и может все эти ожидания оправдать. А если нет? В этом случае лучше сразу дать клиенту понять, что столь вожделенный конструктор видео-каруселей к демонстрации пока не готов — то есть, фактически, снизить ожидания еще на старте. 

Хорошая практика — перед началом демо обозначить повестку и кратко обрисовать, что и в каком порядке вы будете демонстрировать. Это поможет клиенту скорректировать ожидания о предстоящем демо и понять, какие именно компоненты и функциональность он сможет увидеть и «пощупать» прямо сейчас. 

Сторителлинг вместо сухих перечислений

Вы же помните, что  демо — это публичное выступление и работа с аудиторией? Про некоторые компоненты, особенно визуально насыщенные, рассказывать легко — все яркое, анимированное. Можно вообще просто радостно посвистывать в процессе демонстрации того, как у вас одна анимация на другую наезжает.

А что делать, если нам надо продемонстрировать «скучные» репорты или табличную статистику? Зачастую для клиента такая функциональность куда важнее всех этих украшательств и анимаций, ведь на данных этих репортов он будет строить свой бизнес. 

Мы в таких случаях стараемся придерживаться трех правил демонстрации: 

  1. Рассказываем о сложных и «скучных» компонентах через сценарии их использования. 

  2. Показываем пользу разработанной нами функциональности для конкретных пользователей. 

  3. Приводим много примеров и выделяем время для ответов на вопросы клиента.

Нет❌ Источник: https://habr.com/ru/companies/fuse8/articles/810495/


Интересные статьи

Интересные статьи

30 января Департамент транспорта Москвы, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и крупнейшие игроки рынка доставки обсудили на встрече стандарты работы курьерских сервисов и их дальнейш...
Данная статья вторая из цикла про создание Карт процессов. Как и в предыдущей статье я буду касаться применения гибких методологий в проектах Waterfall, то в данном материале я покажу как создать с за...
Часто на нашей практике у пользователей возникают жалобы, что “программа тормозит”. За долгое время поддержки, у нас сформировался большой опыт по диагностике и решению таких проблем. Речь пойдет о пр...
Мы уже писали о том, как разрабатывали приложение «Я – школьник». После запуска сервиса прошло более двух лет, и сегодня мы предлагаем посмотреть, как школьникам из Татарстана стало учиться еще интере...
Привет, Хабр! Сейчас многие сталкиваются с проблемой замены BI-платформы из-за выхода с рынка зарубежных вендоров — особенно популярного и многими любимого PowerBI. И поэтому наши коллеги снова подход...