Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Как провести незабываемую ретроспективу с нуля? Нескучные ретроспективы. Ретроспектива, которую мы заслужили.
Часть 1 Packman. Пиксельное ретро.
Всем привет, меня зовут Иван. Сегодня я расскажу как подготовить тематическую ретроспективу на одном подробном примере. Из названия можно понять, что это первая часть и каждой следующей части будет уделяться разбор одной целой ретро-встрече, также вы по итогу сможете внести свои корректировки и даже я предложу несколько вариантов проведения одной тематической ретроспективы. Это статья подойдет для тех, кто только начинает свой путь как scrum-мастер, а также для тех, кто хочет повысить насмотренность и взять что-то интересное для проведения своих фасилитационных встреч.
Предлагаю занять чуть времени на определения и структуры ретро.
Фасилитация — это процесс управления обсуждением и координации действий участников встречи, который помогает достичь конструктивных решений.
Цель не должна быть одна, необходимо использовать несколько и граммотно их комбинировать, сплетать в зависимости от того чего вы хотите добиться в результате этой встречи.
Этапы вашей ретроспективы могут модифицироваться и объединяться, но выше я представил золотую середину, которой нужно придерживаться для отработки вашего навыка. Итак, давайте поподробнее:
Разминка
На этапе разминки важно ввести каждого участника во взаимодействие с командой, необходимо больше пообщаться на темы, которые не связаны с работой. Понять человека, как он мыслит вне рабочего пространства. Разминка это самый первый этап начала проведения ретро и он самый главный. Как говориться: «Как разминку проведешь, так ретро и пройдет».
Не стоит проводить сухую разминку, в надежде, что все разговорятся на этапе «Сбора и анализа информации». В таком случае это будет восприниматься как работа и далеко вы не уедете на этом топливе. Нельзя требовать от членов команды честности, но в то же время провести разминку не от всего сердца. Чувствуете параллель не так ли?
Что же нужно для хорошей разминки?
Атмосфера, цель, личное пространство в вашей разминке и самое главное — переключить голову с рабочих моментов на неформальное общение. Время на разминку 10-15 мин. Больше не стоит и меньше нельзя. 10-15 мин это в среднем, но конечно может быть опыт когда вы раз в квартал решили использовать большую разминку на 20-25 мин. Тут важно понимать что если брать много времени на разминку в каждом ретро, то ваши коллеги начнут считать время уже на первом этапе, а нам нужно избавить их от этого.
Разминка в виде «Вспомни, расскажи, поделись» в целом я могу это назвать «Придумай нам сам разминку» лучше не проводить без визуального подкрепления в команде, где люди очень далеки от фантазий и привыкли работать с конкретными данными и они вам ничего не придумают по итогу. Если ваша разминка «Вспомни вашу сказку из детства», то нужны обложки детских сказок, постеры, все то, что погрузит их в тот самый момент. Использовать только голые стикеры разного цвета, в которых нужно написать сказку — это настоящее преступление! Три картинки «Белоснежки», «Русалочки» и «Красной шапочки» тоже не спасут вашу ситуацию. Потрудитесь достать 10-15 постеров или персонажей из разных сказок. Тогда ваша разминка заиграет другими красками.
По итогу из абзаца:
10-15 постеров и персонажей — это погружение в атмосферу;
Вспомни сказку из своего детства — это личное пространство в разминке;
Далее мы должны обсудить каждую сказку, да да нужно дать каждому участнику минуту его славы для представления его результатов всей команде, именно в этот момент вы поймете, что с кем-то из вашей команды совершенно противоположные взгляды на одно и тоже. Например: А теперь расскажите подробно об одном персонаже из этой сказки, с кем вы себя ассоциируете или ассоциировали в детстве, чем вам она так понравилась?
Нужно чтобы все подхватили и прокомментировали этот подвиг искренности и поделились своим позитивным мнением по поводу сходства этой сказки/персонажа с вашим коллегой. Конечно, если вы читали и знаете что происходит, пытаться оценить со стороны тоже можно, но осторожно.
По итогу из абзаца:
Рассказ про сходства и отклик в сердце — калибровка и осознание мировоззрения вашего коллеги на определенные вещи. Теперь вы можете понять почему вы в рабочие моменты не могли найти общий язык (возможно).
Не стоит просить коллегу погрузиться в детство/ вспомнить что-то/ придумать что-то без возможности преподнести это команде и проговорить это. Советую правильно завершать разминки.
В нашем сегодня конкретном примере разминка тесно вплетена с тематикой ретро.
Описание: тематика ретроспективы — это ретро игры, пиксели, игровые автоматы, packman и тд.
Задание: Перед вами изображен большой постер, в котором необходимо выбрать один предмет, который мы сможем найти по твоему описанию.
Каждый участник выбирает предмет, который загадает всей команде и остальные будут его искать. После того как каждый загадал по одному предмету вы задаетет все общие вопросы: сколько кусочков торта на постере, сколько пакменов на этой картинке и тд. Кто найдет 5,10,15 предметов одного вида и вы будете взаимодействовать друг с другом. Здесь участники сплотятся в поисках и будут спрашивать друг друга «А где ты 5 кусок торта нашел? А где еще одного котенка нашли?» и тд. См картинку выше.
Конечно не стоит опережать всех и искать предметы, так как у вас было преимущество и вы видели этот постер минимум за 15 минут до начала ретро хи-хи-хи. Дайте разгуляться вашим уставшим коллегам.
Если есть желание, то можно разнообразить разминку совершенно другим форматом, но с тем же постером (Расскажи про любимую ретро-игру, покажи ее на постере, где у тебя был большой рекорд, как долго ты играл в эту игру и тд.)
Второй вариант
Или же взять картинки ретро-игр или сгенерировать примеры несуществующих и цель разминки будет — «Выбери картинку и придумай сюжет этой игры и расскажи нам в чем суть» Или «На какую иру похожа эта картинка». См картинку ниже.
Идея заключается в том, чтобы использовать постеры разных размеров, чтобы вызвать ощущение эврики, то есть необходимо исследовать (увеличивать/уменьшать масштаб).
Этот этап идет после этапа разминки и тут важно сделать незаметный переход. Не нужно акцентировать на том, что разминка закончилась и теперь мы приступаем к работе.