Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Привет!
Меня зовут Александр, я руковожу backend-разработкой в КТS. Мы разрабатываем сложные высоконагруженные сервисы для крупных корпораций и рекламные спецпроекты.
У нас есть Телеграм-канал «Программисты делают бизнес». Мы ведем его недавно — первый пост вышел в декабре 2020 года.
В статье расскажу:
Зачем нам канал в Телеграме
Как подготовили первые посты и почему писать — больно
Как начали постить
Как наладили процесс
Как измеряем качество постов
Как продвигаем
Как планируем развиваться
Зачем нам канал в Телеграме
Мы завели канал и начали писать по двум причинам:
Во-первых, чтобы рассказать о себе, показаться людям. Телеграм стал первым шагом на нашем пути к публичности. Раньше о нашей компании знали только друзья, знакомые, ученики нашей школы «Метакласс» и студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, где мы вели лекции.
Во-вторых, чтобы клиенты и потенциальные сотрудники знали о нас чуть больше того, что написано на сайте. Никому не хочется работать с неизвестными людьми. Поэтому вместо дайджестов и инфографики мы решили писать о том, что происходит с нами в процессе жизни компании.
Как подготовили первые посты и почему писать — больно
Сначала мы решили собирать темы для постов с сотрудников. Мы сделали общую встречу и объявили, что хотим начать вести канал в Телеграме и на Хабре. И попросили: «Если у вас есть идеи, мы будем очень рады помочь написать о них пост или статью».
Но из этого ничего не вышло: активные ребята как предлагали идеи, так и продолжили, но остальные в процесс не включились. Стало понятно: пока не начнем писать сами, толку не будет.
Мы долго не могли определиться, о чем писать. У нас, как у многих программистов, развит синдром самозванца. Каждый про себя думал: «О чем писать? Я же ничего такого особенного не делаю. А если и делаю, об этом все равно уже тыщу раз написано».
В итоге мы в очередной раз ничего не придумали и решили: будем писать обо всем, что придет в голову. Создали специальный чат и начали писать посты с тегом #content.
Каждый из 5 основателей должен был каждый день писать по одному посту о чем угодно. Кто-то рассказывал, что произошло за день, кто-то писал про недавно опробованные лайфхаки из книг, кто-то — про организацию процессов в офисе.
Писать для программиста — боль. Поначалу всем было тяжело от непривычного дела. Заставить себя «просто писать» было достаточно трудно, но у нас получилось: через неделю мы набрали 30 совершенно разных постов.
Выбирать какую-то одну рубрику мы не стали, а решили писать и вести канал в таком же стиле, как писали на тестовой неделе: описывать будни работы основателей компании. Так появилось первое название канала — «Будни KTS».
Как начали постить
После тестовой недели мы запустили канал и начали постить наши «будни». Это было 22 декабря 2020 года.
Со контентом канала мы определились, поэтому выбрать первый пост было довольно легко: описали, чем занимается компания, и рассказали, что в этом канале основатели и сотрудники будут делиться опытом реализации проектов и писать заметки.
Дальше было чуть сложнее, потому что теперь нужно было выбирать посты регулярно.
Поначалу для организации канала пользовались только Asana. Мы отправляли в нее посты через сервис автоматизации Integromat. Сделали Телеграм-бот, который добавили в группу, где пишем посты с хештегом #content. Как только мы выкладываем такой пост в чате, бот создает такой же в Асане:
Посты решили выпускать 3 раза в неделю. До Нового Года мы успели собраться дважды и выбрать по три публикации. На общих встречах искали случайные посты и выбирали те, которые нравились всем. После встречи участники собраний их перечитывали и писали в чат правки и пожелания. Потом пост редактировали последний раз и ставили в очередь выхода в канале.
Но в таком подходе сразу возникли сложности, потому что мы:
выбирали посты случайно
теряли правки в Телеграме среди остальных обсуждений
никак не учитывали статус постов: неразобранный, запланированный или опубликованный
с трудом находили время, чтобы собраться все вместе: у каждого из 5 человек были свои дела
На старте с этими проблемами можно было жить: постов мало, и вся информация умещается в голове. Но после Нового Года мы начали оптимизировать работу канала.
Как наладили процесс
Сначала мы хотели выпускать посты по понедельниками, средам и пятницам. Но иногда времени запланировать посты не хватало. Тогда выпускали их со смещением в 1 день: вторник, четверг и суббота. Тут эмпирическим путем выяснилось: если пост выходит в выходной день, люди выключают уведомления. Когда мы это поняли, при сдвиге графика просто оставляли 2 поста в неделю вместо 3.
Теперь встали новые вопросы: как измерять успех и прогресс канала, сформировать рубрики и контент-план?
Мы добавили еще один шаг в сценарий Integromat: соединили Асану и Телеграм-бота с Excel-таблицей. У нас она называется Content Framework. Теперь созданный кем-то из нас пост попадал одновременно в список задач Асаны и в таблицу.
Мы добавили в Excel все посты и вручную заполнили категории. Сначала в таблице были такие поля: Заголовок, Тема, Стадия, Целевая аудитория, Дата выхода и Ссылка на Асану.
Мы сразу решили записывать, что и в какую дату публиковали. Эту информацию записывали во вкладке «Выпуск по датам».
После этого сделали страницу со сводной аналитикой. Это помогло понять, сколько постов и на какие темы осталось для будущих публикаций.
Как измеряем качество постов?
Наконец мы дошли до такого сложного вопроса, как: «Что вообще нравится аудитории?» Мы добавили в нашу сводную таблицу новые параметры для аналитики: Просмотры, Лайки, Дизлайки, Количество проголосовавших в опросах и Шеринг. По собранным данным мы стали считать общий показатель-коэффициент Engagement Rate (вовлеченность) и добавили в таблицу еще одну вкладку.
Первая формула ER была проста: частное от общего числа просмотров к сумме всех реакций на пост. Сейчас мы уже поняли, что лайк, шеринг и комментарий требуют разной вовлеченности. Написать комментарий человеку сложнее, чем просто лайкнуть. Поэтому разделили коэффициент вовлеченности по 3 показателям: лайкам, голосам и комментариям с шерингами.
Как продвигаем
Для продвижения раз в месяц покупаем рекламу на других каналах.
Наш канал ориентирован на разную целевую аудиторию: тут и программисты, и бизнесмены, и менеджеры рекламных агентств. Поэтому сначала решаем, на кого будет нацелена реклама. Потом отбираем список каналов, которые читает выбранная аудитория.
После отбора каналы надо проанализировать.
Первый этап анализа: заходим в «Телеметр» и смотрим показатели: количество подписчиков, их рост, ER, где рекламируется. Это общая информация, по которой нужно понять основное: на канале сидят живые подписчики или боты? Стоит на нем вообще давать рекламу?
Второй этап анализа: считаем, сколько просмотров получает один пост. Для этого делим количество подписчиков на ER, который выдает «Телеметр». После этого проверяем, так ли это: просто заходим на канал и сами считаем количество просмотров у последних постов.
Третий этап анализа: смотрим цену за рекламный пост на канале и считаем, сколько стоит один просмотр. Сейчас средняя цена по рынку составляет 2₽. Если стоимость выше, нужно понять, почему: цена аудитории зависит от ее платежеспособности. Дать рекламу на канале разработчиков дороже, чем на развлекательном типа «Фэйлы дня».
По мере анализа и покупки рекламы добавляем очередные данные в таблицу. У нас получается диаграмма Ганта, сформированная по месяцам: кто и когда нас постит. Тут мы отмечаем, когда написали в канал, согласовали дату и оплатили пост.
После выхода рекламного поста смотрим, сколько он набрал просмотров, и сколько новых подписчиков мы получили. Теперь можно посчитать цену за одного подписчика. Сейчас для нас в пределах нормы заплатить до 50₽ за человека.
В итоге получается еще одна таблица:
Как планируем развиваться
Сейчас у нас 1200 подписчиков и несколько пунктов, которые хотим сделать.
Во-первых, раскроем лица авторов канала. Мы заметили, что посты от живых людей, про которых что-то знаешь, читать интереснее, чем записки анонимных писателей.
Во-вторых, начнем считать корреляцию между ростом подписчиков и ростом количества реакций.
В-третьих, мы хотим сформировать единый стиль для наших SMM: у нас уже есть два канала и Инстаграм. Хочется привести их к одному tone of voice.
А как вы ведете каналы? Расскажите, заметили ли вы какие-то пробелы и упущения в нашей схеме?
Почитать наши каналы можно по ссылкам:
Основной канал «Программисты делают бизнес»
Канал школы «Метакласс»