Как развивать бизнес в условиях кризиса 2022 года

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
  • Оцифровка бизнеса

  • Оптимизация расходов

  • Кадровая политика

  • Ассортиментная стратегия

Результаты мониторинга «Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций», проведенного 15 марта 2022 года по инициативе уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, показывают, что развитие бизнеса в условиях кризиса упирается в несколько ключевых проблем:

  • усиливающийся рост закупочных цен (отметили 86,6% предпринимателей);

  • снижение спроса и выручки (62,1%);

  • падение курса рубля (60,9%);

  • разрыв цепи поставок (39,6%).

Развиваем бизнес в условиях кризиса 2022, смотрим в сторону Маркетплейсов
Развиваем бизнес в условиях кризиса 2022, смотрим в сторону Маркетплейсов

Эту статистику стоит учитывать не только для того, чтобы еще раз убедиться в сложности ситуации, а чтобы понимать, какие задачи предстоит решить в первую очередь. Опираясь на отклики предпринимателей, рассмотрим конкретные мероприятия, которые помогут развивать бизнес в условиях санкций.

Оцифровка бизнеса

Под этим следует понимать 2 направления:

  • сокращение издержек с помощью переноса бизнес-процессов в онлайн; 

  • рост аудитории и продаж за счет внедрения e-com каналов.

Цифровизация бизнес-процессов поможет навести порядок в финансах, продажах, товарах, ускорить расчеты, сократить управленческие издержки. Для этого можно использовать электронные таблицы или автоматизированные системы учета и аналитики. С их помощью гораздо проще осуществлять контроль и планирование ежедневно – а именно этого требует текущая нестабильная ситуация.

Что касается цифровых каналов продаж, то сейчас самое время использовать наиболее эффективные из них – маркетплейсы (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет»). Это своего рода онлайн-гипермаркеты, которые в последние годы показывают активный рост и находятся на пике популярности.

Для многих людей маркетплейсы – самый удобный формат покупок в Интернете за счет огромного выбора товаров и продавцов. Бизнесам, в свою очередь, достаточно просто запустить продажи на таких площадках – не нужно создавать и продвигать отдельный интернет-магазин, а стоимость привлечения клиентов достаточно низкая.

Конечно, чтобы бизнес на маркетплейсах работал эффективно уже со старта, стоит сначала разобраться в специфике этих площадок. Иначе есть риск потерять время и деньги на первые неудачные попытки – а это в условиях санкций нежелательно, особенно для малых бизнесов. Самый надежный вариант, как этого не допустить, – пройти курс по бизнесу на маркетплейсах. Например, в школе Лео Шевченко можно узнать:

  • как оформить статус продавца на площадке;

  • какие документы потребуются и как их заполнять; 

  • какие ниши будут востребованы в России в обозримом будущем;

  • как продвигать товары, чтобы их увидели как можно больше покупателей;

  • как увеличивать прибыль, несмотря на экономический кризис.

С таким багажом знаний можно смело заходить на маркетплейсы даже в такое сложное время, тем более, что всегда на связи экспертные кураторы, которые помогут дельным советом и поделятся собственным опытом. Кстати, грамотные инвестиции в прокачивание предпринимательских навыков в 2022-м будут не менее актуальны, чем в «безоблачные» периоды.

Оптимизация расходов

Покупательская способность падает, закупочные цены растут – что можно сделать для сохранения прибыли или, по крайней мере, минимизации ее потери? Конечно, сократить издержки, насколько это возможно.

На чем можно сэкономить бизнесу:

  • отложить до лучших времен расширение штата, отказаться от крупных инвестиций (кроме проектов, близких к завершению);

  • «заморозить» нерентабельные виды деятельности и активы;

  • сократить личные расходы и вкладывать максимум прибыли в компанию.

Важно, чтобы экономия была не в ущерб необходимым статьям расходов. Например, можно перейти с дорогой рекламы на бюджетную, но полностью отказываться от продвижения – значит продолжать терять клиентов. Не стоит также сокращать издержки в ущерб качеству продукции, если она остается в прежнем ценовом сегменте.

Кадровая политика

Предпринимательство в условиях кризиса невозможно без сложных решений, и сокращение издержек на оплату труда – один из таких примеров. С одной стороны это кажется жесткой мерой, а с другой – это лучше, чем «пойти ко дну» всей командой.

Какие решения здесь будут уместны:

  • попрощаться с неэффективными и нелояльными сотрудниками – на рынке труда сейчас появится много ценных кадров, так что пополнить штат мотивированными специалистами не будет проблемой;

  • переход на дистанционку, сокращенный рабочий день с упрощением процессов и временным уменьшением зарплаты;

  • частичная или полная замена оклада комиссионными; 

  • дополнительная мотивация за выполнение KPI.

При сокращении расходов на персонал важно не переусердствовать и не потерять основу команды, которая приносит доход. В кризис люди готовы закрыть глаза на многие перемены, чтобы не потерять стабильный заработок, но их терпение и лояльность не безграничны.

Ассортиментная стратегия

Практически на всех рынках изменится картина спроса и предложения. Ведь, с одной стороны, кризис заставит людей пересмотреть свои покупательские привычки, а с другой – из-за санкций многие ниши окажутся опустошенными. Так что сейчас, несмотря на общее падение платежеспособности и спроса, на некоторых рынках предложение будет настолько низким, что многие бизнесы могут работать вполне успешно.

Как попасть в это «окно возможностей»:

  • найти рынки с дефицитом предложения и не очень значительным снижением спроса (например, продукты питания, бытовая химия, косметика, одежда и обувь);

  • временно отказаться от люксовых и премиальных товаров, сфокусироваться на среднем и эконом-сегментах;

  • предложить продукцию для максимально широкой аудитории;

  • провести ABC- и XYZ-анализы: оставить в продаже только категории AX, AY, BX;

  • как можно скорее избавиться от неликвида, пусть даже по себестоимости, – деньги, которые можно пустить в оборот, не должны лежать «мертвым грузом»;

  • сфокусироваться на поставщиках из Китая, Турции, стран СНГ;

рассмотреть возможность перепрофилировать или открыть новый бизнес на период кризиса – например, производственный, которому государство обещает поддержку в рамках программы импортозамещения.

И, пожалуй, один из главных факторов развития бизнеса в России в условиях санкций – это деловая хватка самих предпринимателей. Нужно признать и смириться, что будет нелегко. Но если опустить руки, часть рынка, которая могла бы быть вашей, отойдет конкурентам, и отбить ее будет намного сложнее, чем занять «пустое место». Так что рекомендуем не терять времени, действовать и не бояться использовать новые возможности!

Источник: https://habr.com/ru/post/659963/


Интересные статьи

Интересные статьи

Представляем вашему вниманию ежегодный обзор от Брэда Тэмплтона (пионера в области автономных авто), в котором собраны 10 1/2 лучших историй года о автомобилях, роботакси и многом другом. 10.5 Эле...
Большинству людей знаком этот гипнотический ритм, подобный биению сердца или пульсации светофора в полночь. От Microsoft Word до Google Docs, мигающий курсор — это спутник, за...
Всем привет! Продолжаем дайджесты новостей и других материалов о свободном и открытом ПО и немного о железе. Всё самое главное про пингвинов и не только, в России и мире. Поскольку мы уходили в от...
Не так давно Сбер, а затем и Яндекс объявили о создании сверхбольших русских языковых моделей, похожих на GPT-3. Они не только генерируют правдоподобный текст (статьи, пе...
Компания SpaceX под руководством Илона Маска продолжает развивать спутниковый интернет Starlink. Похоже, цель компании — покрыть связью всю планету — близка к достижению. Во всяком случ...