Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Почему родилась эта статья
Он нажал пробел и новые потоки экранной боли хлынули через глазки прямо к мозгу. Я думал: «Ну как можно быть таким именитым тренером и показывать такую дрянь на проекторе!?» На меня смотрели миллионы маленьких разноцветных циферок сведенных в какую-то табличку, сбоку был приляпан милый стоковый песик. Тренер тыкал в каждую циферку лазерной указкой и что-то там объяснял. Я думал об одном: «Зачем на слайде этот песик?»
Если серьезно ー из 100 слайдов которые приходиться видеть, только один можно назвать эффективным. Я не знаю почему так: «Почти все люди делают слабые слайды, которые лучше бы не делать совсем. Часто эти люди являются уважаемыми мной профессионалами в своих областях, но большинство из них не делает слайд даже на твердую тройку».
Встречался еще случай «слайдов на моем обучении нет, так как это неэффективный способ передачи информации и обучения» Хотелось ответить: «Ну да! Неэффективный слайд доносит мысль неэффективно»
Эффективность и эффектность слайда
ー Какой слайд эффективный?
ー Тот который доносит вашу мысль без ваших слов.
Слова на презентации дополняют мысль слайда. Соответственно, цель любого слада ー сообщить что-то конкретное, донести мысль до того, кто сидит в зале.
Вот эффективный, но Неэффектный слайд:
В чем проблема таких слайдов, если все они будут неэффектными, то после третьего ваша аудитория будет ковыряться в мобильниках. Эффектный слайд притягивает и запоминается, позволяет вам бороться за внимание аудитории. Совместно с правильной подачей и историей он выигрывает у округлостей порно-звезды :)
Подача и история?
Стоит упомянуть одну обязательную к прочтению книгу ー Каптерев. Мастерство презентации.
Презентация состоит как минимум из трех составляющих:
ー Слайды
ー История
ー Подача
Вы сейчас читаете 1-ую, но не последнюю статью про слайды. Про подачу и историю рекомендую прочесть книгу.
Как сделать правильный слайд
Если вы читаете дальше, то наверное согласились, что наши слайды должны быть эффективными и эффектными. Такие слайды я буду называть правильными, Как сделать правильный слайд?
Сперва хотелось декларировать несколько тезисов:
ー Чтобы сделать правильный слайд НЕ нужно быть дизайнером или уметь рисовать.
ー Для создания правильных слайдов подходит почти любой инструмент для презентаций. Инструмент вторичен, но я рекомендую Google Презентации.
Эффективность слайда во многом достигается за счет фокуса. Важная составляющая эффектности: правильно подобранная аналогия (ассоциация), единство элементов, элементы, вызывающие эмоции.
Фокус
В правильном слайде должен быть фокус ー то место которое притянет взгляд и сообщит ключевую мысль. Если нет фокуса, то велика вероятность, что цель слайда не будет достигнута, люди не поймут основную мысль.
Вот пример слайда, он достаточно эффектный, но фокус размыт из-за этого не так просто понять без слов ключевую мысль ー мы хотим приземлить трафик из яндекса на Фарпост.
Это он же, но с более четким фокусом. Вероятность того, что люди поймут основную мысль выше.
Есть несколько простых способов сделать фокус в любом слайде:
ー Делаем все черно-белое, а элементы в фокусе цветными.
ー Делаем все полупрозрачным, а элементы в фокусе не прозрачными.
ー Делаем все элементы в одной цветовой гамме, а элементы в фокусе в другой.
ー У элементов в фокусе есть тень, у остальных нет.
ー Снабжаем элементы в фокусе ассоциативными иконками, изображениями.
ー Больше шрифт, подчеркнутый шрифт, текст заглавными буквами и другие текстовые выделения.
ー Комбинация методов выше.
Методы желательно чередовать иначе получится то же, что с примером выше ー глаз замылится от одинаковых эффектов, вероятность потери внимания возрастет.
Как практически реализовать данные методы планирую описать в отдельных статьях. Пока несколько примеров. Если без слов поняли основную мысль, то у слайдов есть фокус.
Есть еще один очень важный принцип:
ОДИН СЛАЙД - ОДНА КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ (ЦЕЛЬ)
Запихнуть несколько донесений зрителю в один слайд ー фатальная ошибка!
Этот принцип нарушают по разным причинам. Одна из них: презентация ограничена по времени и люди думают, что количество слайдов приводит к увеличению времени выступления. На самом деле это не так. К увеличению времени презентации приводит большое количество слов и то как подаете материал.
Иногда меня просят сделать слайды за деньги. Временные затраты на работу зависят от количества слайдов, а принцип выше заставляет разбивать материал на большее количество слайдов, чем предполагал заказчик. Ну дальше вы понимаете!
С эффективностью все, во всяком случае, на верхнем уровне.
Помните про фокус и принцип: «Одна мысль ー один слайд»
Эффектность достигается при помощи: Правильной ассоциации, Эмоциональных элементов, Единства в оформлении элементов.
Правильная ассоциация
Самое важное для эффектности ー ассоциация. Помните историю в начале статьи. Бизнес-тренер вставил песика рядом с табличными данными. Непонятно зачем он это сделал, но песик точно НЕ ассоциировался с табличными данными на слайде. Ассоциация заставляет зависнуть на слайде, побуждает разобраться, что на нем происходит, внедряет мысль слайда в мозг смотрящего.
Поиск ассоциативного элемента происходит примерно так:
Проговорите ключевую мысль, которую хотите донести.
Придумайте ассоциативный этой мысли элемент или несколько элементов.
Если не получается, то просто вбейте ключевые слова мысли в гугл, он ассоциации подбирает быстро.
Итеративно пробуйте вставлять разные ассоциативные элементы на слайд, пока не найдете более гармоничный ко всем остальным элементам слайда.
Примеры:
Ключевая мысль: в результате эксперимента нет статистической разницы. Ассоциация: два близнеца.
Ключевая мысль: Показатели растут во время экономического кризиса. Ассоциация: маленький росток, затем кустик, затем небольшое деревце и все это на фоне клеток коронавируса.
Ключевая мысль: Проект ー это временное и уникальное предприятие. Ассоциация: Отпечаток пальца + старт и финиш = проект
Ключевая мысль: Сейчас непонятно какие услуги и в каком объеме предоставляет IT-отдел. Нужно с этим разобраться. Ассоциация: Запутанный клубок разных ниток, который распутывается.
Ключевая мысль: ИТ отдел для его внутренних клиентов должен стать сильным, добрым и эффективным. Ассоциация: Гендальф из Властелина колец.
Все по плану ー Егор Летов и его цитата «Все идет по плану». Работать будет не для все аудитории, а вот Сталина с фразой «Кадры решают все» уже большее количество людей ассоциирует с мыслью «Подобрать правильные кадры очень важно для бизнеса».
Ключевая мысль: Показать, как вычисляется метрика для сортировки. Ассоциация: Показываем формулу и подсвечиваем ключевой элемент.
На деле же большинство либо не заворачивается поиском ассоциативных элементов или фигачит на слайд что-то «левое». Второй случай гораздо хуже.
Эмоциональные элементы
Они нужны не везде и больше подходят для слайдов с результатами или для проблемных слайдов (про виды слайдов планирую рассказать в следующих статьях). В таких слайдах нужно пробить человека на эмоцию. Эмоции могут вызывать фото живых людей, еда, животные, известные всем персонажи фильмов, погода и многое другое.
Тут тоже не обходится без ассоциации. Нужно найти элемент, который будет вызывать эмоцию и ассоциироваться с ней.
Вот слайд, который доносит мысль «Шины сложно выбирать ー это сильная боль». Ассоциативные элементы: Различные шины в куче и рисованный человечек, который сморщился.
Вместе они дают эмоцию боли от выбора
Единство оформления
Эту компетенцию гораздо сложнее осознать и разложить на понятные действия. В статье расскажу про пару важных принципов:
ー Не меняйте шрифт от слайда к слайду и внутри одного слайда (возможны исключения)
ー Не используйте слишком широкую поллитру цветов на одном слайде
Это все о чем хотелось бы рассказать. Надеюсь статья была полезной.
Автор: Владимир Питин