Как сделать правильный слайд. Часть 1-ая

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Почему родилась эта статья

Он нажал пробел и новые потоки экранной боли хлынули через глазки прямо к мозгу. Я думал: «Ну как можно быть таким именитым тренером и показывать такую дрянь на проекторе!?»  На меня смотрели миллионы маленьких разноцветных циферок сведенных в какую-то табличку, сбоку был приляпан милый стоковый песик. Тренер тыкал в каждую циферку лазерной указкой и что-то там объяснял. Я думал об одном: «Зачем на слайде этот песик?»

Если серьезно ー из 100 слайдов которые приходиться видеть, только один можно назвать эффективным. Я не знаю почему так:  «Почти все люди делают слабые слайды, которые лучше бы не делать совсем. Часто эти люди являются уважаемыми мной профессионалами в своих областях, но большинство из них не делает слайд даже на твердую тройку».

Встречался еще случай «слайдов на моем обучении нет, так как это неэффективный способ передачи информации и обучения» Хотелось ответить: «Ну да! Неэффективный слайд доносит мысль неэффективно»

Эффективность и эффектность слайда

ー Какой слайд эффективный?

ー Тот который доносит вашу мысль без ваших слов.

Слова на презентации дополняют мысль слайда. Соответственно, цель любого слада ー сообщить что-то конкретное, донести мысль до того, кто сидит в зале. 

Вот эффективный, но Неэффектный слайд:

Эффективный, но неэффектный слайд
Эффективный, но неэффектный слайд

В чем проблема таких слайдов, если все они будут неэффектными, то после третьего ваша аудитория будет ковыряться в мобильниках. Эффектный слайд притягивает и запоминается, позволяет вам бороться за внимание аудитории. Совместно с правильной подачей и историей он выигрывает у округлостей порно-звезды :) 

Подача и история?

Стоит упомянуть одну обязательную к прочтению книгу ー Каптерев. Мастерство презентации. 

Презентация состоит как минимум из трех составляющих:

ー Слайды

ー История

ー Подача

Вы сейчас читаете 1-ую, но не последнюю статью про слайды. Про подачу и историю рекомендую прочесть книгу.

Как сделать правильный слайд

Если вы читаете дальше, то наверное согласились, что наши слайды должны быть эффективными и эффектными. Такие слайды я буду называть правильными, Как сделать правильный слайд?

Сперва хотелось декларировать несколько тезисов:

ー Чтобы сделать правильный слайд НЕ нужно быть дизайнером или уметь рисовать. 

ー Для создания правильных слайдов подходит почти любой инструмент для презентаций. Инструмент вторичен, но я рекомендую Google Презентации.

Эффективность слайда во многом достигается за счет фокуса. Важная составляющая эффектности: правильно подобранная аналогия (ассоциация), единство элементов, элементы, вызывающие эмоции.

Фокус

В правильном слайде должен быть фокус ー то место которое притянет взгляд и сообщит ключевую мысль. Если нет фокуса, то велика вероятность, что цель слайда не будет достигнута, люди не поймут основную мысль. 

Вот пример слайда, он достаточно эффектный, но фокус размыт из-за этого не так просто понять без слов ключевую мысль ー мы хотим приземлить трафик из яндекса на Фарпост.

Слайд с размытым фокусом
Слайд с размытым фокусом

Это он же, но с более четким фокусом. Вероятность того, что люди поймут основную мысль выше. 

Слайд с фокусом
Слайд с фокусом

Есть несколько простых способов сделать фокус в любом слайде:

ー Делаем все черно-белое, а элементы в фокусе цветными.

ー Делаем все полупрозрачным, а элементы в фокусе не прозрачными.

ー Делаем все элементы в одной цветовой гамме, а элементы в фокусе в другой.

ー У элементов в фокусе есть тень, у остальных нет.

ー Снабжаем элементы в фокусе ассоциативными иконками, изображениями.

ー Больше шрифт, подчеркнутый шрифт, текст заглавными буквами и другие текстовые выделения.

ー Комбинация методов выше.

Методы желательно чередовать иначе получится то же, что с примером выше ー глаз замылится от одинаковых эффектов, вероятность потери внимания возрастет.

Как практически реализовать данные методы планирую описать в отдельных статьях. Пока несколько примеров. Если без слов поняли основную мысль, то у слайдов есть фокус.

Есть еще один очень важный принцип:

ОДИН СЛАЙД - ОДНА КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ (ЦЕЛЬ) 

Запихнуть несколько донесений зрителю в один слайд ー фатальная ошибка!

Этот принцип нарушают по разным причинам. Одна из них: презентация ограничена по времени и люди думают, что количество слайдов приводит к увеличению времени выступления. На самом деле это не так. К увеличению времени презентации приводит большое количество слов и то как подаете материал. 

Иногда меня просят сделать слайды за деньги. Временные затраты на работу зависят от количества слайдов, а принцип выше заставляет разбивать материал на большее количество слайдов, чем предполагал заказчик. Ну дальше вы понимаете! 

С эффективностью все, во всяком случае, на верхнем уровне.

Помните про фокус и принцип: «Одна мысль ー один слайд»

Эффектность достигается при помощи: Правильной ассоциации, Эмоциональных элементов, Единства в оформлении  элементов.

Правильная ассоциация 

Самое важное для эффектности ー ассоциация. Помните историю в начале статьи. Бизнес-тренер вставил песика рядом с табличными данными. Непонятно зачем он это сделал, но песик точно НЕ ассоциировался с табличными данными на слайде. Ассоциация заставляет зависнуть на слайде, побуждает разобраться, что на нем происходит, внедряет мысль слайда в мозг смотрящего.

Поиск ассоциативного элемента происходит примерно так:

  1. Проговорите ключевую мысль, которую хотите донести.

  2. Придумайте ассоциативный этой мысли элемент или несколько элементов.

  3. Если не получается, то просто вбейте ключевые слова мысли в гугл, он ассоциации подбирает быстро.

  4. Итеративно пробуйте вставлять разные ассоциативные элементы на слайд, пока не найдете более гармоничный ко всем остальным элементам слайда.

Примеры:

Ключевая мысль: в результате эксперимента нет статистической разницы. Ассоциация: два близнеца.

Ключевая мысль: Показатели растут во время экономического кризиса. Ассоциация: маленький росток, затем кустик, затем небольшое деревце и все это на фоне клеток коронавируса.

Ключевая мысль: Проект ー это временное и уникальное предприятие. Ассоциация: Отпечаток пальца + старт и финиш = проект

Ключевая мысль: Сейчас непонятно какие услуги и в каком объеме предоставляет IT-отдел. Нужно с этим разобраться. Ассоциация: Запутанный клубок разных ниток, который распутывается.

Ключевая мысль: ИТ отдел для его внутренних клиентов должен стать сильным, добрым и эффективным. Ассоциация: Гендальф из Властелина колец.

Все по плану ー Егор Летов и его цитата «Все идет по плану».   Работать будет не для все аудитории, а вот Сталина с фразой «Кадры решают все» уже большее количество людей ассоциирует с мыслью «Подобрать правильные кадры очень важно для бизнеса».

Ключевая мысль: Показать, как вычисляется метрика для сортировки. Ассоциация: Показываем формулу и подсвечиваем ключевой элемент.

На деле же большинство либо не заворачивается поиском ассоциативных элементов или фигачит на слайд что-то «левое». Второй случай гораздо хуже.

Эмоциональные элементы

Они нужны не везде и больше подходят для слайдов с результатами или для проблемных слайдов (про виды слайдов планирую рассказать в следующих статьях). В таких слайдах нужно пробить человека на эмоцию. Эмоции могут вызывать фото живых людей, еда, животные, известные всем персонажи фильмов, погода и многое другое.

Тут тоже не обходится без ассоциации. Нужно найти элемент, который будет вызывать эмоцию и ассоциироваться с ней. 

Вот слайд, который доносит мысль «Шины сложно выбирать ー это сильная боль». Ассоциативные элементы: Различные шины в куче и рисованный человечек, который сморщился.

Вместе они дают эмоцию боли от выбора

Единство оформления

Эту компетенцию гораздо сложнее осознать и разложить на понятные действия. В статье расскажу про пару важных принципов:

ー Не меняйте шрифт от слайда к слайду и внутри одного слайда (возможны исключения)

ー Не используйте слишком широкую поллитру цветов на одном слайде

Это все о чем хотелось бы рассказать. Надеюсь статья была полезной.

Автор: Владимир Питин

Источник: https://habr.com/ru/post/581710/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, я Дарья Двоеглазова, менеджер продукта в Quadcode. 3,5 года назад я пришла работать в IT и сразу окунулась в мир управления проектами. В статье я расскажу о том, как прошла путь от стикеров на...
Данной статьёй мы хотим пролить свет на технический стек Wrike: каким он был раньше и каким мы видим его в будущем. Мы расскажем о том, почему пять лет назад мы выбрали я...
Технологические гиганты при помощи денег инвестиционных фондов контролируют всё большую часть новых разработчиков и продуктов, перекрывая тем самым путь для новых програм...
Данная статья — пятая в серии. Ссылки на предыдущие статьи: первая, вторая, третья, четвертая 5.1 Информационная энтропия (Средний объем информации) При создании дерева решений из дан...
В предыдущей статье были рассмотрены варианты, на что можно заменить существующие системы в рамках выполнения приказа об импортозамещении. Далее в статьях речь пойдет о выборе конкретных продукто...