Не знаю, с какого фильма вы начали смотреть VHS кассеты дома. Но когда у нас появился первый видеомагнитофон (даже не купленный, а выменянный у соседа), отец побежал на барахолку, нашел и притащил несколько кассет. Как сейчас помню, это были «Бетховен», «Змея в тени орла» и «Терминатор 2: Судный день». Как думаете, что выберет юный неокрепший ум, глядя на картинки с огромной псиной (хотя фильм очень добрый и клевый), каким-то китайцем (прости, Джеки Чан — я люблю тебя) и крутым мужиком в кожанке и с пушкой?
На кассетах еще были заботливо кем-то наклеены бумажки не просто с названием, а с кратким содержанием фильма. Это было что-то очень смешное, что сейчас мог бы выдать условный ChatGPT. Но тогда рассказ про киборга, возвращающегося в прошлое и пытающегося спасти будущего спасителя человечества — простите, что? Папа, включай поскорее — уже хочу увидеть кошмарное качество и незабываемый перевод Андрея Гаврилова.
В общем, лично для меня Терминатор 2 стал первым фильмом, который я увидел на VHS. И после него мир уже не был для меня прежним. Потом еще были оба «Хищника» и первые две части «Чужих» — это вот мое детство. 90-е, было реально тяжело, но я пересматривал фильмы и буквально уносился в неведомые миры, где вместе с героями сражался с монстрами и киборгами.
Ну да ладно, от слов к делу. Давайте посмотрим, как его снимали и почему он стал реально культовым не только у меня во дворе.
Зачем снимать продолжение первой части?
Хороший вопрос, на который есть простой ответ — кассовые сборы. В 1984 году вышла первая часть «Терминатора». Никому особо тогда неизвестный Джеймс Кэмерон при бюджете в 6,4 млн долларов снял картину, собравшую в прокате 107 млн долларов — ничего себе успех. Вообще-то, надо ее повторить!
Успех первой части был закономерен: 80-е — время фантастических ужастиков и жанра киберпанк. Например, зритель уже видел «Бегущий по лезвию» (1982 год) и «Чужой» (1979 год). А тут перед ним предстает образ будущего, которое творится в твоем городе, может быть — на соседней улице, где какой-то чувак из металла охотится за простой женщиной. Страшно и интересно.
Краткий пересказ предыдущей серии для тех, кто пропустил или забыл. В будущем миром правит искусственный интеллект Скайнет, который начал войну с целью «убить всех человеков». ИИ отправляет в прошлое киборга-убийцу Терминатора Т-800, чтобы он ликвидировал Сару Коннор — будущую мать будущего лидера сопротивления Джона Коннора (сложновато, не правда ли?). Но «человеки» упорно не сдаются и тоже отправляют в прошлой своего бойца Кайла Риза с целью спасти Сару — та родит Джона — тот спасет человечество. В конце Терминатор и Риз погибают, а Сара беременеет от него.
После этого Джеймс Кэмерон закрепился в Голливуде и получил негласный титул Master Blockbuster. Его следующий фильм «Чужие» 1987 года стал не менее популярным и культовым. Но идея снять продолжение «Терминатора» не отпускала.
Однако Кэмерон хотел не просто снять масштабное развитие оригинального фильма, а создать нечто совсем новое. Показав наброски своему сценаристу Уильяму Вишеру, они решили сделать главным действующим лицом мальчика, а Терминатор становится не охотником на него, а компаньоном.
Круто же будет показать, как будущий спаситель человечества сталкивается с моральным выбором, взрослением и потерями? И именно эта встреча порождает в нем волю к борьбе и уничтожению Скайнет. Да и сам Терминатор — вроде бездушная машина, но начинает понимать ценность человеческой жизни благодаря одной команде ребенка «Не убивать». Напоминает библейские темы: первая заповедь «не убий», спаситель — не находите?
Короче, очень глубокая философская мысль. Ходят слухи, что идея вообще пришла в Риме, когда режиссер был под экстази и слушал песню Стинга Russians. Но как-то слабо верится.
Но никто не захочет смотреть фильм, если в нем не будет перестрелок, драк и мощного, харизматичного антагониста. Поэтому Кэмерон использовал свою старую задумку — заслать в прошлое более продвинутую модель из жидкого металла, которая сможет менять форму по желанию. И чтобы добавить драматизма, робот Т-1000 будет намного круче, чем дряхлеющий Т-800.
Поэтому начало было положено. 10 мая 1990 года Джеймс Кэмерон официально передал написанный сценарий второй части продюсеру Марио Кассару — его компания Carolco Pictures официально выкупила права на идею «Терминатора» год ранее. Изучив сценарий, Кассар дал добро на производство самого дорогого фильма в истории на тот момент.
Какие были сложности?
О, их была масса. Иначе как можно снять настоящий шедевр?
Нюансы сюжета
Изначально Кэмерон задумывал показать в начале фильма предысторию и привлечь актера Майкла Бина — исполнителя роли Кайла Риза. Если кратко: идет битва между машинами и людьми, в ходе которой Джон Коннор с товарищами проникает на секретную базу Скайнета, находят Т-800, перепрограммируют и отправляют в прошлое. Сцена была очень масштабной и дорогой в производстве, поэтому продюсеры ее благополучно забрили.
Режиссер расстроился, но делать нечего — не отказываться же совсем от фильма из-за одной сцены?
Кастинг актеров
Как можно снять историю без уже знакомых и любимых актеров? С Арнольдом особых проблем не возникло — он согласился сразу. Правда, его смутил сюжет, но режиссер его успокоил. Вот как это описывает Джеймс Кэмерон:
«После "Терминатора" мы порой вместе ездили на мотоциклах. И однажды Арни сказал мне: "Джим, у меня большая проблема со сценарием. Я никого не убиваю". И я ответил: "Да! И никто об этом не догадается". И он сказал: "Я знаю, в этом и сюрприз. Но я никого не убиваю, и при этом я Терминатор"».
А вот исполнительница роли матери Линда Хэмилтон сначала ссылалась на занятость в других проектах. С 1987 по 1990 год она снималась в сериале «Красавица и чудовище». Однако к 3-му сезону сериала интерес зрителей резко поутих, и Линда решила вернуться к оригинальной роли.
Линда поставила условие: показать безумие главной героини. Достаточно логично, ведь Сара Коннор прошла через ужасы в виде погони киборга и осознания, что человечеству может прийти конец, поэтому легко могла слететь с катушек. Кэмерон учел пожелания актрисы и заботливо поместил Сару Коннор в сумасшедший дом.
Но главная сложность была с Т-1000. Сначала хотели пригласить на роль Майкла Бина (напомню — Кайл Риз из первой части), внешность которого скопировал Скайнет, чтобы легче было втереться в доверие к Саре Коннор. Но все-таки Марио Кассар посчитал, что это всех запутает. Поэтому на роль решили позвать популярного певца Билли Айдола, чтобы собрать дополнительную кассу. Такой прием часто использовали в то время: например, роль племянника Харконнена из фильма «Дюна» 1984 года исполнил не кто иной, как Стинг.
Но случилось непредвиденное: Билли Айдол попал в серьезную аварию и так травмировал ногу, что речь про съемки уже не шла. Поэтому Кэмерон пригласил Роберта Патрика, известного тогда только по эпизодической роли в фильме «Крепкий орешек 2». Режиссер впечатлился его физической формой (актер бегал много километров каждый день) и дополнительно пригласил инструктора из Израиля для обучения владению оружием.
Спецэффекты
Проблема с Т-1000 была связана не только с кастингом. Как воплотить человека из жидкого металла на экране? Для этого Кэмерон отправился в самую передовую на тот момент студию — ILM Джорджа Лукаса. С ней он уже ранее сотрудничал по фильму «Бездна»: студия создала знаменитый спецэффект с водяным щупальцем.
Производство сцены обошлось в сумму больше миллиона долларов и потребовало 10 месяцев работы над 75 секундами графики:
Кэмерон сомневался, что полная анимация персонажа на экране возможна. Однако специалисты студии убедили режиссера, что все будет нормально. Для этого показали тестовый кадр, как терминатор выходит из пламени после взрыва.
Сжатые сроки
Бюджет фильма запланировали около 90 млн долларов — астрономическая сумма по тем временам, которая в итоге превратилась вообще в 102 млн долларов. Продюсеры нашли нужную сумму, но «был один нюанс»: дата премьеры уже зафиксирована — 3 июля 1991 года. У Кэмерона на съемки оставалось чуть больше года.
Как снимали культовый фильм?
Съемки стартовали в октябре 1990 год и продлились 170 дней. Нужно было параллелить процессы, иначе успеть к премьере было бы нереально. Всего в фильме присутствует порядка 150 визуальных эффектов. Одна студия ILM наверняка не успела бы, поэтому решили распределить нагрузку между четырьмя студиями:
ILM под руководством супервайзера спецэффектов Денниса Мурена займется эффектами компьютерной графики (CGI);
Stan Winston Studio — протезированием и аниматроникой;
Fantasy II Film Effects — оптическими эффектами;
4-Ward Productions — создаст ядерный взрыв Лос-Анджелеса.
Начнем как раз с последнего. Чтобы взрыв выглядел реалистично, специалисты студии 4-Ward Productions Роберт и Деннис Скотак посмотрели много часов записей взрывов атомных бомб. Дальше собрали макет реального города и сымитировали ядерный взрыв при помощи огнемета. Для создания эффекта ядерного гриба построили двухметровую колонну из плексигласа, в которой перемещалась мощная подсветка. Дополнительно использовали реальные съемки Лос-Анджелеса и компьютерные эффекты в программе Electric Image. Результат был потрясающим.
Как сейчас помню, что при просмотре этой сцены вжался в диван от ужаса:
Кстати, эта же студия снимала кадры с расплавленными каплями Т-1000, которые собирались вместе после взрыва. Никакой компьютерной графики — только ртуть и несколько фенов.
В ядерном взрыве была еще одна проблема: как показать горящую Сару Коннор? Не поджигать же живого человека. Для этого изготовили специальных кукол. На них налепили папье-маше и обдували тепловой пушкой: отлетавшие куски выглядели очень страшно и реалистично.
Вообще съемки «Терминатора-2» стали крутейшим синтезом натурных съемок и компьютерной графики. Иногда вообще невозможно понять, где куклы, а где постарались программы.
Например, сцена, где Сара Коннор достает чип из головы Т-800. На экране мы видим, как Арни сидит к нам спиной, а в отражении Линда Хэмилтон проводит операцию на открытом черепе. Думаете, спецэффекты? Совсем нет. Просто напротив нет отражения:
на переднем плане Линда реально вскрывает голову. Но не Арнольда, а манекена;
на заднем плане сидит реальный Арни с гримом на голове.
Но как же быть с тем, что Сара Коннор и там, и тут, как в мультфильме про «Простоквашино»?
Все просто: у Линды Хэмилтон есть сестра-близнец, которую зовут Лесли Хэмилтон. Она снималась в нескольких сценах фильма.
Теперь понятно, как снимали сцену на заводе, когда Т-1000 превратился в Сару Коннор и Джон пытался понять: где настоящая, а где — подделка.
Кстати, это были не единственные близнецы в фильме. В сцене с охранником в больнице тоже задействовали двух братьев Дона и Дэна Стэнтонов.
У Роберта Патрика работы тоже хватало: как только его не били и не калечили в фильме. Однако и здесь не всегда задействовали компьютерную графику. Например, классическая сцена, когда Арни стреляет Т-1000 в голову. Здесь использовалась силиконовая кукла с сервоприводами, обеспечивающими реалистичное движение.
Чтобы сделать анимацию Т-1000 в жидкой форме, Кэмерон принципиально не хотел использовать синий экран, предпочитая натурные съемки. Поэтому Роберт Патрик вынужден был расхаживать голышом по улицам Лос-Анджелеса. На его тело нанесли сетку для видеозахвата и последующего моделирования на компьютере.
В сцене, где Арни разряжает дробовик в противника, использовали хитрость. Актер носил жилет, внутри которого были пружины с дистанционным управлением. При выстреле специальный человек нажимал кнопочку, и пружины прорывались наружу, а вместе с ними — вспененная резина, имитирующая раны от пуль.
Смотреть всю сцену целиком. Но будьте осторожны: может возникнуть непреодолимое желание пересмотреть весь фильм
Все эти ухищрения сейчас кажутся странными, но в те времена даже 10 секунд компьютерной анимации стоили очень дорого. Хоть фильм и имел колоссальный бюджет, на 3,5 минуты анимации одного только Т-1000 ушло порядка 10 млн долларов. Приходилось экономить.
Но в некоторых сценах экономить было невозможно:
1. Сцена, когда Т-1000 проходит сквозь прутья. Для этого сняли коридор сначала с решетками, а потом и без них. Дальше наложили лицо Патрика и смоделировали эффект обтекания прутьев.
2. Сцена, когда Т-1000 запрыгивает в кабину вертолета и вежливо просит пилота свалить куда подальше. Это занимает две-три секунды, но для этого потребовалась колоссальная работа: трехмерный сканер фиксировал движение лицевых мышц актера, после чего разработчики тщательно склеивали все это на компьютере.
Ну и так далее: сцен в фильме очень много, и рассказывать про съемки каждой придется бесконечно. Если хотите узнать больше, советую посмотреть документальный фильм The Making of 'Terminator 2 Judgment Day' Behind The Scenes.
Как прошла премьера?
Вы помните, что у фильма был жесткий дедлайн — 3 июля 1991 года. Как настоящий творец, Кэмерон и его команда ничего не успевали, безжалостно удаляя лишние сцены. Особенно большая накладка случилась с концовкой.
Дело в том, что Кэмерон не предполагал, что у фильма будет продолжение: он изначально задумывался как дилогия. Поэтому изначальная концовка была типичным хэппи-эндом: Т-1000 повержен, а Джон Коннор вырастает, побеждает Скайнет и становится сенатором в 2029 году. Над головой людей мирное небо, а счастливая бабушка Сара Коннор играет с внуком.
Продюсерам это не понравилось: они хотели продолжения и рубить больше денег. Поэтому экстренно концовку переделали и сделали ее более открытой, допускающей продолжение. В итоге в фильм вообще попала лишь малая часть материала — со слов режиссера, не более 5% концовки.
Премьера состоялась 3 июля 1991 года, как и было задумано. Результат: премии «Оскар» за лучший звук, монтаж, визуальные эффекты и грим, а также сборы — 520 881 154 долларов. На тот момент это с отрывом лучший результат в истории.
10 фактов, которые вы могли не знать
Вот еще некоторые забавные факты, которые вы могли не знать:
Арнольд Шварценеггер получил $15 миллионов за свою роль в фильме, в котором он произнес всего 700 слов. Это означает, что он получал $21,429 за каждое слово. Слова «Hasta la vista, baby» стоили $85,716.
Для съемок сцены, в которой Терминатор вырывает свой глаз, была использована реалистичная кукла Шварценеггера, которая стоила $50 тысяч. Кукла была так похожа на актера, что он сам испугался, когда увидел ее.
The Corral Bar — байкерский бар, в котором Шварценеггер сказал: «Мне нужна твоя одежда, твои ботинки и твой мотоцикл», теперь является библиотекой под названием Lake View Terrace Library.
Для съемок сцены, в которой T-1000 замерзает и раскалывается, были использованы разные методы: для эффекта льда был использован аммиак и пудра для выпечки, а для трещин — тонкие проволочки.
Шварценеггер утверждает, что он сидел по пять часов в день в течение 43 дней, чтобы визажисты накладывали различные элементы лицевого протеза.
Для съемок сцены, в которой Терминатор стреляет в колесо грузовика T-1000, Шварценеггер использовал настоящий дробовик. Однако он не мог его перезарядить одной рукой, как это было в сценарии. Поэтому он придумал способ переворачивать ружье вокруг своей руки и использовать инерцию для перезарядки.
Эдвард Ферлонг, сыгравший Джона Коннора, в интервью подкаста 2020 года признался, что он в детстве реально сбежал из дома. Поэтому во многом идеально подходил на роль взбалмошного подростка.
Для съемок сцены, в которой Терминатор улыбается по просьбе Джона Коннора, Шварценеггер потратил много времени на тренировку. Суровому австрийцу пришлось просмотреть много комедийных фильмов и шоу, изучая типы улыбок. Но его улыбка была настолько ужасной, что Кэмерон оставил это в фильме «на поржать».
Роберт Патрик рассказал в подкасте журналу Empire, что по просьбе режиссера он не моргал и дышал носом, а не ртом, во время бега. Так он выглядел особенно угрожающе.
В сцене в мужском баре (да, та самая легендарная) на площадку реально зашла женщина, чтобы выпить. Она просто не заметила софитов и камеры. Когда она наконец отвернулась от барной стойки, то увидела голого Шварценеггера. На ее вопрос, что тут происходит, Арни невозмутимо ответил: «Ночь мужского стриптиза».
Почему фильм стал культовым?
Но возникает вопрос: почему же «Терминатор 2: Судный день» обрел культовый статус? Ведь, если разобраться, тема апокалипсиса стара как мир. Но не все так просто. Вот что мне пришло в голову, когда я размышлял об этом явлении:
Т-800 в фильме живой и человечный. Мы уже видели его в первой части и знаем, насколько он смертоносен и способен убивать. Но здесь он предстает не просто машиной, ограниченной программой и протоколами — нет. Он становится отцом мальчика. И выглядит это супер мило. Наверное, поэтому сцена с опускающимся в металл большим пальцем так пробивает на слезу.
Сара Коннор не доверяет терминатору и считает его бездушным убийцей. Однако Т-800 за весь фильм не причиняет людям вреда, послушно следуя приказу. А Сара приходит в дом Майлза Дайсона и пытается убить его на глазах жены и ребенка. Вообще центральная сцена, по мнению режиссера. Так кто же из них более человечен? И что вообще есть человечность?
Тема с ребенком, который сталкивается с жестокостью всего мира, осознает свою роль в мире и взрослеет на твоих глазах — это всегда круто. Сэлинджер со своей «Над пропастью во ржи» не даст соврать, хотя книга не всем заходит.
Но главное: само время выхода фильма идеально наложилось на страхи людей. На стыке 80-х и 90-х годов наступила массовая компьютеризация. Вот у тебя в доме появился удобный инструмент: подскажет рецепты, проиграет музыку, поможет с уроками. Но что, если эта штука когда-нибудь получит разум, взбесится и наваляет всем по первое число?
Человечество развивалось такими темпами, что появление ИИ казалось все ближе и ближе. И тут в каком-то боевике ты видишь совершенно реалистичный сценарий, что 29 августа 1997 года (совсем уже скоро, остается каких-то 6 лет) компьютер, который должен служить на благо человечества, перехватывает управление ядерными боеголовками США и устраивает судный день. Да, это страшно.
Что же «Терминатор 2» для вас?
Я помню, как я трясущимися руками вставляю кассету с «Терминатором 2» в видак и который раз смотрю его. Мне все нравится, но чувство страха — оно было. Словно бы реально где-то там, в США, закрытые корпорации или министерство обороны разрабатывает проект. Да, он может называться не Скайнет, но сути это не меняет. Помню, как шел по двору в магазин и вдруг подумал: «Нам что, реально конец?».
Через время я стал смотреть другие фильмы и как-то не возвращался к «Терминатору 2». Да и вообще, можно сказать, повзрослел и понял, что человечеству до ИИ еще очень далеко. Просто очередной любимый фильм в коллекции, вместе с «Чужими», «Хищником», «Молчанием ягнят», «Матрицей» и много чем еще.
Но вот прошло уже много лет, и мне... Скажем так, слегка за 30. И последние полгода я читаю новости про все эти нейросети и думаю. Да, это всего лишь языковая модель, которая предсказывает следующее слово с определенной вероятностью. Да, она не умеет думать. И те, кто считает, что она может кому-то там угрожать, несут чушь и бред. Да, это супер классный инструмент, призванный помочь человечеству, а не заменить его (да-да, привет, дизайнерам и копирайтерам). Так оно и есть. Но...
Когда я увидел новость про но Chaos GPT, то посмеялся, какой оригинальный заход придумал пользователь. А потом пошел, пересмотрел «Терминатора» и вдруг стало как-то не смешно. Словно я вернулся в детство и снова испытываю иррациональную тревогу о Скайнете. Хотя, уверен, все это мои фантазии...
P.S. Делитесь в комментариях, что для вас фильм «Терминатор 2: Судный день» и считаете ли вы достойными внимания поздние части?
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.