Как создать приложение-чат за двадцать минут

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
image

Мой отец любит напоминать мне, что, будучи компьютерным инженером в 1970-х, «он был программистом до того, как программирование стало модным». Пару раз он даже показывал старые скрипты Fortran и COBOL. Прочитав этот код, я с уверенностью могу сказать, что программирование сегодня определенно круче.

Отличительная черта современных языков программирования и сред разработки — это то, насколько меньше кода приходится писать разработчику. Используя высокоуровневые языки вместе со множеством доступных API-интерфейсов, пакетов с открытым исходным кодом и платных сервисов, приложения — даже со сложными требованиями — можно создавать довольно быстро.

Сравнением, позволяющим продемонстрировать эволюцию разработки программного обеспечения, является строительство. Когда-то строительство любого дома начиналось с вырубки деревьев на вашем участке. Однако быстро появились материалы, инструменты и способы, чтобы строительство завершалось быстрее, объекты становились прочнее, а рабочие освобождались от некоторых элементарных задач.

Сколько было бы построено небоскребов, если бы строители сами добывали себе сталь?

Разработчики ПО, которые продолжают работать и по сей день, на заре карьеры сами “рубили себе деревья”. При этом беспрецедентные инновации последнего десятилетия привели к тому, что индустрия программного обеспечения стала развиваться примерно так же, как и строительство.

Проще говоря, у современных разработчиков теперь есть инструменты, техника и передовые методы, которые позволяют быстрее завершать проекты, получать стабильные приложения, а так же избавляют разработчиков от задач низкого уровня.

Как сделать приложение для чата


Давайте быстро создадим что-нибудь, что раньше занимало бы дни или недели. Мы сделаем Public Chat Room приложение, которое использует WebSockets для обмена сообщениями в реальном времени.

WebSockets нативно поддерживаются всеми современными браузерами. Однако наша цель — выяснить, какие инструменты мы можем использовать в работе, а не изобретать их. Учитывая это, мы будем использовать следующие технологии:

  • 8base —  управляемый GraphQL API
  • VueJS — JavaScript фреймворк

Стартовый проект и полный файл README можно найти в этом репозитории GitHub. Если вы хотите просмотреть только готовое приложение, загляните в ветку public-chat-room.

Кроме того, в видео ниже (на английском языке) более подробно объясняется каждый шаг.

Начнем.

Семь шагов для создания чат приложения:


1. Настройка проекта


Клонируйте стартовый проект и перейдите в директорию группового чата. Вы можете сами определить, использовать yarn или npm для установки зависимостей проекта. В любом случае, нам нужны все NPM пакеты, обозначенные в файле package.json.

# Клонируем проект
git clone https://github.com/8base/Chat-application-using-GraphQL-Subscriptions-and-Vue.git group-chat
# Переходим в директорию
cd group-chat
# Устанавливаем зависимости
yarn

Чтобы взаимодействовать с GraphQL API, мы должны настроить три переменные среды. Создайте файл .env.local в корневой директории с помощью следующей команды, и приложение Vue после инициализации автоматически установит переменные среды, которые мы добавили в этот файл.

echo 'VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID=<YOUR_8BASE_WORKSPACE_ID>
VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT=https://api.8base.com
VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT=wss://ws.8base.com' \
> .env.local


Оба значения VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT и VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT менять не нужно. Необходимо только установить значение VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID.

Если у вас есть воркспейс 8base, который вы хотите использовать для создания чат-приложения по нашему руководству, обновите файл .env.local, указав свой идентификатор воркспейса. Если нет — получите идентификатор воркспейса, выполнив шаги 1 и 2 из 8base Quickstart.

2. Импорт схемы


Теперь нам нужно подготовить серверную часть. В корне этого репозитория вы должны найти файл chat-schema.json. Чтобы импортировать его в рабочую область, нужно просто установить командную строку 8base и залогиниться, а затем импортировать файл схемы.

# Установка 8base CLI
yarn global add 8base-cli
# Аутентификация CLI
8base login
# Импортируем схему в нашу рабочую область
8base import -f chat-schema.json -w <YOUR_8BASE_WORKSPACE_ID>

3. Доступ к API


Последняя задача по бэкенду — разрешить публичный доступ к GraphQL API.

В консоли 8base перейдите в App Services > Roles > Guest. Обновите разрешения, установленные как для сообщений, так и для пользователей, чтобы они были или отмечены галочкой, или установлены как All Records (как показано на скриншоте ниже).

Роль Guest определяет, что разрешено делать пользователю, отправившему неаутентифицированный запрос к API.

image
Редактор ролей в консоли 8base.

4. Пишем GraphQL запросы


На этом этапе мы собираемся определить и выписать все запросы GraphQL, которые нам понадобятся для нашего компонента чата. Это поможет нам понять, какие данные мы будем читать, создавать и прослушивать (через WebSockets) с помощью API.

Следующий код следует поместить в файл src / utils / graphql.js. Прочтите комментарии над каждой экспортированной константой, чтобы понять, что выполняет каждый запрос.


/* gql преобразует строки запроса в документы graphQL */
import gql from "graphql-tag";
‍
/* 1. Получение всех пользователей онлайн-чата и последних 10 сообщений */
export const InitialChatData = gql`
{
  usersList {
    items {
      id
      email
    }
  }
  messagesList(last: 10) {
    items {
      content
      createdAt
      author {
        id
        email
      }
    }
  }
}
`;
‍
/* 2. Создание новых пользователей чата и назначение им роли гостя */
export const CreateUser = gql`
mutation($email: String!) {
  userCreate(data: { email: $email, roles: { connect: { name: "Guest" } } }) {
    id
  }
}
`;
‍
/* 3. Удаление пользователя чата*/
export const DeleteUser = gql`
mutation($id: ID!) {
  userDelete(data: { id: $id, force: true }) {
    success
  }
}
`;
‍
/* 4. Подписка на создание и удаление пользователей чата */
export const UsersSubscription = gql`
subscription {
  Users(filter: { mutation_in: [create, delete] }) {
    mutation
    node {
      id
      email
    }
  }
}
`;
‍
/* 5. Создание новых сообщений чата и связывание их с автором */
export const CreateMessage = gql`
mutation($id: ID!, $content: String!) {
  messageCreate(
    data: { content: $content, author: { connect: { id: $id } } }
  ) {
    id
  }
}
`;
‍
/* 6. Подписка на создание сообщений чата. */
export const MessagesSubscription = gql`
subscription {
  Messages(filter: { mutation_in: create }) {
    node {
      content
      createdAt
      author {
        id
        email
      }
    }
  }
}
`;


5. Создание Apollo и клиента подписки


Когда наши запросы GraphQL написаны, самое время настроить наши модули API.

Во-первых, давайте займемся клиентом API с помощью ApolloClient с его обязательными настройками по умолчанию. Для createHttpLink мы предоставляем наш полностью сформированный эндпоинт воркспейса. Этот код находится в src/utils/api.js.

import { ApolloClient } from "apollo-boost";
import { createHttpLink } from "apollo-link-http";
import { InMemoryCache } from "apollo-cache-inmemory";
‍
const { VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT, VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID } = process.env;

export default new ApolloClient({
link: createHttpLink({
  uri: `${VUE_APP_8BASE_API_ENDPOINT}/${VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID}`,
}),
cache: new InMemoryCache(),
});

// Note: Чтобы узнать больше о параметрах, доступных при настройке // ApolloClient, обратитесь к их документации.

Затем займемся клиентом подписки, используя subscriptions-transport-ws и isomorphic-ws. Этот код немного длиннее, чем предыдущий, поэтому стоит потратить время на чтение комментариев в коде.

Мы инициализируем SubscriptionClient, используя наш эндопоинт WebSockets и workspaceId в параметрах connectionParams. Затем мы используем этот subscriptionClient в двух методах, определенных в экспорте по умолчанию: subscribe() и close().

subscribe позволяет нам создавать новые подписки с обратными вызовами данных и ошибок. Метод close — это то, что мы можем использовать, чтобы закрыть соединение при выходе из чата.

import WebSocket from "isomorphic-ws";
import { SubscriptionClient } from "subscriptions-transport-ws";
‍
const { VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT, VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID } = process.env;

/**
* Создайте клиент подписки, используя соответствующие
*переменные среды и параметры по умолчанию.
*/

const subscriptionClient = new SubscriptionClient(
VUE_APP_8BASE_WS_ENDPOINT,
{
  reconnect: true,
  connectionParams: {
    /**
      * Workspace ID ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть установлен, иначе 
*конечная точка Websocket не сможет
*сопоставить запрос с соответствующим воркспейсом
      */
    workspaceId: VUE_APP_8BASE_WORKSPACE_ID,
  },
},
/**
  * Конструктор для реализации WebSocket, совместимой с W3C. *Используйте это, если ваше окружение не имеет встроенного собственного *WebSocket (например, с клиентом NodeJS)
  */
WebSocket
);
‍
export default {
/**
  * Принимает запрос подписки, любые переменные и обработчики колбэков *'data’ и 'error’
  */
subscribe: (query, options) => {
  const { variables, data, error } = options;
‍
  /**
    * Запускает новый запрос на подписку.
    */
  const result = subscriptionClient.request({
    query,
    variables,
  });
‍
  /**
    * Функцию отписки можно использовать для закрытия *определенной подписки, в отличие от ВСЕХ подписок, 
*поддерживаемых subscriptionClient
    */
  const { unsubscribe } = result.subscribe({
    /**
      * При получении события результат передается в 
*колбэк данных, указанный разработчиком.
      */
    next(result) {
      if (typeof data === "function") {
        data(result);
      }
    },
    /**
      * Каждый раз при получении ошибки она передается в колбэк ошибок, указанный разработчиком.
      */
    error(e) {
      if (typeof error === "function") {
        error(e);
      }
    },
  });
‍
  return unsubscribe;
},
‍
/**
  * Закрывает subscriptionClient соединение.
  */
close: () => {
  subscriptionClient.close();
},
};
// Примечание. Чтобы узнать больше о SubscriptionClient и его параметрах, 
// пожалуйста, обратитесь к их документации.

6. Написание компонента Vue


Теперь у нас есть все необходимое для создания публичного чата. Осталось только написать один компонент GroupChat.vue.

Загрузите компонент с помощью yarn serve, и продолжим.

Важное замечание: у каждого свое представление о красоте, поэтому я сделал только минимальные стили, необходимые для того, чтобы компонент был функциональным.

Скрипт компонента


Сначала нам нужно импортировать наши модули, простые стили и GraphQL запросы. Всё это находится в нашем каталоге src / utils.
Объявите следующие импорты в GroupChat.vue.

/* API модули */
import Api from "./utils/api";
import Wss from "./utils/wss";

/* graphQL операции */
import {
InitialChatData,
CreateUser,
DeleteUser,
UsersSubscription,
CreateMessage,
MessagesSubscription,
} from "./utils/graphql";
‍
/* Стили */
import "../assets/styles.css";

Компонентные данные


Мы можем определить, какие свойства данных мы хотим использовать в функции data нашего компонента. Все, что нам нужно, это способ хранить пользователей чата, сообщения, имя «текущего» пользователя и любое сообщение, которое еще не было отправлено. Эти свойства можно добавить следующим образом:

/* imports ... */

export default {
name: "GroupChat",
‍
data: () => ({
  messages: [],
  newMessage: "",
  me: { email: "" },
  users: [],
}),
};

Хуки жизненного цикла


Наши хуки жизненного цикла выполняются в разные моменты «жизни» компонента Vue. Например, когда он монтируется или обновляется. В данном случае нас интересует только создание и beforeDestroy компонента. В таких случаях мы хотим либо открыть подписки на чат, либо закрыть.

/* ипорты... */

export default {
/* остальные параметры ... */

/**
  * Хук жизненного цикла, выполняющийся при создании компонента.
  */
created() {
  /**
    * Подписка на событие, которое срабатывает при создании или удалении пользователя
    */
  Wss.subscribe(UsersSubscription, {
    data: this.handleUser,
  });
  /**
    * Подписка на событие, которое срабатывает при создании сообщения
    */
  Wss.subscribe(MessagesSubscription, {
    data: this.addMessage,
  });
  /**
    * Получение начальные данные чата (пользователи и последние 10 сообщений)
    */
  Api.query({
    query: InitialChatData,
  }).then(({ data }) => {
    this.users = data.usersList.items;
    this.messages = data.messagesList.items;
  });
  /**
    * Колбэк вызывается при обновлении страницы, чтобы закрыть чат
    */
  window.onbeforeunload = this.closeChat;
},
‍
/**
  * Хук жизненного цикла, выполняющийся при уничтожении компонента.
  */
beforeDestroy() {
  this.closeChat();
},
};

Методы компонента


Мы должны добавить определенные методы, предназначенные для обработки каждого вызова / ответа API (createMessage, addMessage, closeChat, и т.д.). Все они будут сохранены в объекте методов нашего компонента.

Следует отметить одну вещь: большинство мутаций не ждут и не обрабатывают ответы. Это происходит потому, что у нас работают подписки, которые отслеживают эти мутации. После успешного запуска данные о событиях обрабатываются именно подпиской.

Большинство этих методов говорят сами за себя. В любом случае, прочтите комментарии в следующем коде.

/* импорты ... */

export default {
/* остальные параметры ... */
‍
methods: {
  /**
    * Создание нового пользователя, используя указанный адрес электронной почты.
    */
  createUser() {
    Api.mutate({
      mutation: CreateUser,
      variables: {
        email: this.me.email,
      },
    });
  },
  /**
    * Удалиние пользователя по его ID.
    */
  deleteUser() {
    Api.mutate({
      mutation: DeleteUser,
      variables: { id: this.me.id },
    });
  },
  /**
    * Наши пользователи подписываются на события создания и  *обновления, и поэтому нам нужно выбрать соответствующий метод для *обработки ответа в зависимости от типа мутации.
*
*Здесь у нас есть объект, который ищет тип мутации по имени, *возвращает его и выполняет функцию, передавая узел события.

    */
  handleUser({
    data: {
      Users: { mutation, node },
    },
  }) {
    ({
      create: this.addUser,
      delete: this.removeUser,
    }[mutation](node));
  },
  /**
    * Добавляет нового пользователя в массив users, сначала проверяя, *является ли добавляемый пользователь текущим пользователем.
    */
  addUser(user) {
    if (this.me.email === user.email) {
      this.me = user;
    }
    this.users.push(user);
  },
  /**
    * Удаляет пользователя из массива users по ID.
    */
  removeUser(user) {
    this.users = this.users.filter(
      (p) => p.id != user.id
    );
  },
  /* Создать новое сообщение */
  createMessage() {
    Api.mutate({
      mutation: CreateMessage,
      variables: {
        id: this.me.id,
        content: this.newMessage,
      },
    }).then(() => (this.newMessage = ""));
  },
  /**
    * Наша подписка на сообщения проверяет только событие создания.  *Поэтому все, что нам нужно сделать, это поместить его в наш массив *сообщений.
    */
  addMessage({
    data: {
      Messages: { node },
    },
  }) {
    this.messages.push(node);
  },
  /**
    * Мы хотим закрыть наши подписки и удалить пользователя. Этот метод можно вызвать в нашем хуке жизненного цикла beforeDestroy и любом другом соответствующем колбэке.
    */
  closeChat () {
    /* Закрытие подписки перед выходом */
    Wss.close()
    /* Удаление участника */
    this.deleteUser();
    /* Установка значения по умолчанию */
    this.me = { me: { email: '' } }
  }
},
‍
/* Хуки ... */
}

Шаблон компонента


И последнее, но не менее важное: у нас есть компонент \.

Есть тысячи отличных руководств о том, как создавать красивые пользовательские интерфейсы. Это — не одно из них.

Следующий шаблон соответствует минимальным требованиям для чат-приложения. Делать его красивым или нет — это уже ваше дело. Тем не менее, давайте быстро пройдемся по ключевой разметке, которую мы здесь реализовали.

Как всегда, читайте встроенные комментарии к коду.

<template>
<div id="app">
  <!--
    Представление чата должно отображаться только в том случае, если текущий пользователь имеет идентификатор. В противном случае отображается форма регистрации..
    -->
  <div v-if="me.id" class="chat">
    <div class="header">
      <!--
        Поскольку мы используем подписки, которые работают в режиме реального времени, количество пользователей, которые сейчас находятся в сети, будет динамически корректироваться.
        -->
      {{ users.length }} Online Users
      <!--
       Пользователь может выйти из чата, вызвав функцию closeChat..
        -->
      <button @click="closeChat">Leave Chat</button>
    </div>
    <!--
    Каждое сообщение, которое мы храним в массиве сообщений, мы будем отображать в этом div. Кроме того, если идентификатор участника сообщения совпадает с идентификатором текущего пользователя, мы присвоим ему класс me.
      -->
    <div
      :key="index"
      v-for="(msg, index) in messages"
      :class="['msg', { me: msg.participant.id === me.id }]"
    >
      <p>{{ msg.content }}</p>
      <small
        ><strong>{{ msg.participant.email }}</strong> {{ msg.createdAt
        }}</small
      >
    </div>
    <!--
Инпут сообщения привязан к свойству данных newMessage.
      -->
    <div class="input">
      <input
        type="text"
        placeholder="Say something..."
        v-model="newMessage"
      />
      <!--
       Когда пользователь нажимает кнопку отправки, мы запускаем функцию createMessage.
        -->
      <button @click="createMessage">Send</button>
    </div>
  </div>
  <!--
   Процесс регистрации просит пользователя ввести адрес электронной почты. Как только инпут теряет фокус, вызывается метод createUser.
    -->
  <div v-else class="signup">
    <label for="email">Sign up to chat!</label>
    <br />
    <input
      type="text"
      v-model="me.email"
      placeholder="What's your email?"
      @blur="createUser"
      required
    />
  </div>
</div>
</template>

И вот публичный чат построен. Если вы откроете его в своей локальной сети, вы сможете начать отправлять и получать сообщения. Однако, чтобы доказать, что это настоящий групповой чат, откройте несколько окон и наблюдайте за ходом разговора.

7. Заключение и тестирование


В этом руководстве мы изучили, как использование современных инструментов разработки позволяет нам создавать реальные приложения за считанные минуты.

Надеюсь, вы также узнали, как инициализировать ApolloClient и SubscriptionClient для эффективного выполнения запросов GraphQL, мутаций и подписок в воркспейсе 8base, а также немного о VueJS.

Независимо от того, работаете ли вы над мобильной игрой, мессенджерами, приложениями-уведомлениями, или над другими проектами, требующими данных в реальном времени, подписки — отличный инструмент. И сейчас мы только начали их рассматривать.

Создайте чат-приложение с 8base


8base — это готовый к работе бессерверный бэкенд-как-сервис, созданный разработчиками для разработчиков. Платформа 8base позволяет разработчикам создавать потрясающие облачные приложения с использованием JavaScript и GraphQL. Узнайте больше о платформе 8base здесь.
Источник: https://habr.com/ru/post/527074/


Интересные статьи

Интересные статьи

Как нам всем известно, иммунная система человека работает по принципу адаптации, порождая определенные антитела к определенным «вредителям» в крови. Анализ наличия/отсутствия тех ...
Приветствую вас, Хабровчане! В 2020-м году все мы знаем что такое Интернет Вещей и для чего он нужен. Но как много из нас знакомы с облачными платформами, которые представляют оди...
Содержание статьи Введение 1. Архитектурные решения 2. Общая классификация рисков 2.1. Инфраструктурные риски 2.1.1. Варианты решения 2.1.2. Правила подбора торговых серверов 2.2. Пр...
Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда сайт или портал Битрикс24 недоступен, потому что на диске неожиданно закончилось место? Да, последний бэкап съел все место на диске в самый неподходящий...
Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи "TensorFlow Tutorial: 10 minutes Practical TensorFlow lesson for quick learners" автора Ankit Sachan. Этот туториал по TensorFl...