Как устроена разработка в экспресс-доставке «Перекрёстка»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Приложением экспресс-доставки «Перекрёстка» ежемесячно пользуются около трёх миллионов человек. Уровень вовлеченности аудитории порядка 15% — это люди, которые заходят в приложение каждый день. О том, как работает продукт и в чём специфика разработки интернет-магазина, рассказывает Оксана Щирба, Chief Product Owner мобильного приложения «Перекрёстка».

О продукте

Приложение экспресс-доставки «Перекрёстка» — это не просто интернет-магазин, это скорее суперапп, который объединяет в себе офлайн- и онлайн-пользовательские сценарии.

Помимо каталога товаров из более чем 20 000 позиций, в него интегрирована карта лояльности бренда с разнообразным функционалом: электронными наклейками, целями, персональными предложениями, возможностью выбрать любимую категорию, обменять баллы на бонусы партнеров. Помимо этого, в приложении функционируют такие сервисы, как экспресс-скан для покупки в магазине без кассира, сервис выпуска и управления банковской картой «Х5 Банк», различные функции для получения и работы с обратной связью от пользователей.

В работе над приложением всегда есть два основных направления. Первое — постоянно улучшать и дорабатывать уже существующие сервисы: следить за метриками, проводить исследования, выдвигать гипотезы и тестировать их.

Второе направление — внедрение новых фич и инициатив. Одной из них является создание клубов — сообществ, куда может вступить пользователь, чтобы получать информацию и выгодные персональные предложения по интересующей его тематике — например, детское питание или здоровый образ жизни. Осознанность клиентов в области питания растет, им важно понимать, что они едят и как это влияет на их здоровье. Поэтому необходимо дать им инструменты и контент для удовлетворения этого запроса.

 

Помимо этого, существует перманентная задача по улучшению каталога продуктов. У «Перекрёстка» очень большой ассортимент в сравнении с другими службами доставки, и структурировать его непросто. Цель команды разработки — построить его так, чтобы пользователь находил нужный ему товар практически мгновенно с минимальными усилиями.

Специфика разработки интернет-магазина

У многих разработчиков есть стереотип: «Интернет-магазин — это не интересно. Сделал витрину, настроил маркетинг и начал получать заказы». Тогда как техническая архитектура e-commerce — очень комплексная. То, что видит пользователь — это вершина айсберга, а под кромкой воды лежит огромное количество систем, которые могут быть очень сложными и с технической стороны, и с точки зрения различных умных алгоритмов.

Специфика именно в интеллектуальности бэкофисных систем. Самая большая ценность и для клиента, и для бизнеса, как раз в том, как построены эти бэкофисные системы и операции: насколько релевантной будет продуктовая выдача для пользователя, насколько качественным и интересным будет контент, выполнит ли сервис свои обещания по скорости доставки и полноте заказа, сможет ли поддержка быстро решить проблему пользователя в случае ее возникновения и как сервис справляется с повышенным спросом. Уровень систем, решающих эти задачи, является «гейм-чейнджером» и определяет качество опыта взаимодействия с сервисом. Безусловно, UI тоже очень важен, он должен быть удобным, понятным и не создавать барьеров.

«Ещё одна важная специфика нашей омниканальной сферы — это замены, потому что работаем мы с реальными магазинами и реальными товарами на полках, а не дарксторами. Часто встречается ситуация, когда человек заказывает товар, а его уже нет в магазине — кто-то купил, положил к себе в виртуальную корзину или настоящую тележку, либо его списали и не успели обновить остатки. Мы постоянно работаем над выстраиванием максимально комфортного процесса замен и предложения аналогов».

Алексей Рудановский, тимлид направления Android-разработки мобильного приложения «Перекрёстка».

 

Команда

Работа над приложением экспресс-доставки «Перекрёстка» началась с нуля в апреле 2020 года, в разгар пандемии, а запуск состоялся уже спустя 5 месяцев — в октябре.

По меркам рынка у приложения «Перекрёстка» очень компактная команда, но ставка в ней делается на настоящих профессионалов, которых хантит сам Facebook. Разработчикам необходимо чувствовать связь с продуктом, а не просто выполнять поставленную задачу и что-то релизить, только в таком случае можно создать по-настоящему крутой проект. Зачастую именно разработчики, неравнодушные к своему продукту, могут предложить самое лучшее с точки зрения клиентского опыта решение, так как, помимо большой насмотренности, у них есть еще и глубокое понимание тонкостей функционирования того или иного решения.

«Над аналогичными продуктами зачастую работает гораздо больше людей. В нашем случае это стало возможным, потому что у нас очень сильная команда, в том числе супер надежная серверная часть, поэтому мы практически не сталкиваемся с внутренними ошибками. у меня подход как у экс-гендиректора Microsoft Стива Балмера: «Developers, developers, developers!» Я очень верю в разработчиков, вся наша команда — это именно те разработчики, про которых кричал Балмер со сцены. Все вовлечены в процесс, и это круто».

 Александр Порошин, тимлид направления iOS-разработки мобильного приложения «Перекрёстка». 

Приложения под каждую платформу были полностью переписаны с нуля. По этой причине их пришлось раскатывать поверх предыдущей версии сразу на миллионную аудиторию и конечно, многое могло пойти не так. Но запуск прошел успешно, и команде удалось существенно улучшить технические показатели приложения. И iOS, и Android команды придерживаются нативных средств разработки, а сторонние фреймворки используют только при необходимости.

Достижения команды

Для разработки «Перекрёстка» верхнеуровневая цель — не количество внедряемых фич, а качество пользовательского пути и лучший пользовательский опыт. Разнообразие функций порой вызывает лишнюю фрустрацию и зачастую человеку проще ничего не делать, чем пытаться разобраться как что-то работает. MAU приложения сейчас порядка трёх миллионов в месяц. Задача разработки — оправдать доверие такого количества людей.

Для этого нужно иметь сильное продуктовое видение и уметь выступать адвокатом клиента, в том числе внутри компании. Команда разработки «Перекрёстка» верит в развитие продукта на основе данных, исследований и экспериментов, поскольку он уже доказал свою эффективность — хотя и не всегда просто противопоставить такой подход экспертным мнениям. На основании него и был сделан и редизайн приложения.

Решение о редизайне было принято в начале 2021 года. Основной причиной послужило разнообразие малоиспользуемых фич, которые отвлекали внимание аудитории от основного функционала лояльности и экспресс-доставки. Команда столкнулась с проблемой: как безболезненно для текущих пользователей деприоритезировать или даже удалить «лишние» функции. Ведь даже если у них всего 1% пользователей, их перенос может и ухудшить пользовательский опыт части аудитории и принести массу негативной обратной связи.

 Редизайн проводился последовательно. Во-первых, необходимо было снять аналитику со всего основного функционала приложения, чтобы понять, какая часть аудитории и каким образом пользуется фичами приложения. Во-вторых, провести ряд качественных исследований для выявления проблем и выработки гипотез. В-третьих, использовать ухудшающие эксперименты на часть аудитории, чтобы проверить значимость фичей для аудитории. И, в-четвертых, все изменения были выполнены итеративно и поддержаны необходимой коммуникацией с аудиторией как внутри приложения, так и при помощи пуш-уведомлений. Это была сложная и длительная задача, однако она вызвала минимум негатива, и данные показывают, что процент людей, которые используют самые интересные механики приложения, вырос. Это был сложный путь, но команда отлично справилась.

 Другое важное достижение — уровень Crash-Free Rate, рейтинга, который показывает, сколько пользователей не получило падение приложения (краш). У приложения «Перекрёстка» он составляет 99,99%. Такое качество кода достигнуто благодаря профессионализму команды и выработанному ей цикла планирования и разработки.

Сложности

Запускать приложение внутри большой компании — значит интегрироваться во все её процессы и системы. Здесь гораздо меньше гибкости и скорости, чем в стартапе. Доработки и изменения процессов требуют больше времени и усилий. Поэтому иногда, чтобы доставить пользователю нужную фичу, нужен творческий подход.

Например, когда у команды не было данных по наличию остатков в категории выпечки и кулинарии из центральных систем, был разработан специальный интерфейс, куда сотрудники вручную могли вносить информацию, и таким образом получилось быстро опубликовать категорию в приложении и дать возможность клиентам заказывать свежие багеты онлайн.

 Также большой сложностью является наличие большого количества стейкхолдеров с разнообразными и всегда срочными и важными идеями и запросами. Поэтому очень важно построить прозрачную и ориентированную на клиента и бизнес приоритизацию бэклога задач.

Какие доработки планируются

Конечная цель — улучшение пользовательского опыта и минимизация  усилий, которые пользователь прилагает, чтобы достичь своей цели в приложении. Не важно, ищет ли он интересную скидку для себя, определенный товар или хочет повторить заказ. Важно, чтобы в один-два клика человек получил результат, приложив минимум усилий.

Эта цель достигается за счет улучшения навигации в приложении и каталоге товаров, персонализации продуктовой выдачи и разнообразных блоков рекомендаций, возможностей кастомизации приложения под конкретного пользователя. Здесь основными метриками являются различного вида конверсии и время, затрачиваемое пользователем на достижение своих целей, к примеру на формирование корзины и размещение заказа.

Глобально к улучшению этих метрик стремится весь e-commerce. И способы достижения у всех плюс-минус идентичны. Разница, пожалуй, только в том, насколько последовательно и качественно это будет реализовано каждым игроком.

Другое важное направление работы — контентно обогатить приложение. Сейчас во многом у «Перекрёстка» утилитарное приложение: каталог, система лояльности, персональные скидки — но нет того, что бы дало человеку дополнительные положительные эмоции от использования. Например, рецепты, подборки, советы о том, как перейти на определенный стиль питания и т.д. Интервью с пользователями показывает, что для многих это важно — зайти в приложение, чтобы получить некий фан, мотивацию. Глобально, задача такого контента — вдохновлять людей улучшить качество их питания и, как следствие, качество жизни.

Автор: Оксана Щирба, Chief Product Owner МП и web-сайта Перекрёстка

 

 

 

 

Источник: https://habr.com/ru/company/X5Group/blog/593775/


Интересные статьи

Интересные статьи

Microsoft открыла тестирование Windows Subsystem for Android. Пока это доступно для бета тестеров из США. Но умельцы уже нашли способы установить ее на любую сборку win 11. Далее опишу эту инструкцию,...
В этой статье я хотел бы рассказать о подходе от спецификации (spec-first) при разработке REST API на платформе InterSystems IRIS, который ускоряет разработку приложений в рамках микросер...
Зачем создавать внутреннюю ИТ-компаниюЕсли численность сотрудников ИТ-отдела превышает 7 человек, заманчиво задуматься об использовании льгот по страховым взносам на ОПС....
25 января 2021 состоится релиз видеокурса «Администрирование и разработка в облачных системах на примере AWS». Курс поможет понять принципы работы облачных вычислительных платформ. Про...
В этой статье я расскажу о том, зачем, почему и как я начал делать сайты на паскале: Delphi / FPC. Вероятно, «сайт на паскале» ассоццируется с чем-то вроде: writeln('Content-type: text/html...